проект эвристического города - обучение детей и взрослых - проектирование жилого дома - метафизика и мировоззрение - алхимия тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эвристическая образовательная среда

концепция

Начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Антропоцентризм

Поскольку речь идет о создании принципиально новой системы образования, то привычные термины, относящиеся к областям образования, обучения, воспитания, культуры и прочим необходимо понимать в их контекстуальной и парадигмальной совокупности, составляющей новое смысловое поле понятий. Уйти от терминологических расхождений возможно при переходе с уровня восприятия терминов на уровень понимания смыслов, где начинают “ab ovo”, с основ. Терминологические споры позиционны, а значит двумерны. Энергия, направленная на копание проблемы вглубь, затрачивается в конце концов на возделывание поля проблемы вширь. Это “эффект плуга”. Истина прорастает подобно растению по вертикали, и это растение культурно в том смысле, что оно произрастает из прошлого в будущее, созидая сферу разума. Можно оспаривать этот тезис и продолжать расширять поле понятийных проблем, одна из которых указывает на векторы плоскостей рассмотрения далеко не исчерпывающего понятия “человек”, не уточняя которого, мы не можем говорить серьезно об образовании.

Как бы ни был высок идеал человека, он не может быть целью системы образования. Система образования является средством развития человека. Цель системы образования как средства - стать полноценным и эффективным средством. Только таким образом в центре системы образования будет “человек-теперь”, т.е. человек развивающийся, а не “человек-потом”, т.е. человек обучаемый. Иначе ..., образовываем уже образованное, просвещаем незамутненное, воспитываем искажая, обучаем сужая.

Образование давно утратило человеческую соразмерность в смысле антропоцентризма. Антропоцентрическая система мира ставит человека не только в центр мира как системы, но и в центр самого человека как системы и как микровселенной со всеми присущими вселенной атрибутами. Созидая в образовательном процессе, человек в конечном итоге творит самого себя не еще не до конца сотворенного, а уже абсолютно сотворенного, причем здесь не имеются ввиду причинно-следственные связи. Речь не идет об абстрактных ценностях и идеалах, оторванных от действительности. Если конечная сущность человеческой личности независима ни от чего и представляет вечную ценность, то она и является точкой отсчета любых конкретно-исторических условий и конкретных действий, предпринимаемых каждым отдельным человеком в данном обществе в настоящее время. Сущность человека, по словам Ницше, “есть молния, бьющая из темной тучи человека”. Смысл воздействия человека на окружающий мир лежит в воздействии человека на самого себя. Вслушиваясь в музыку обрабатываемых материалов и материй природы, человек вскрывает внутренние смыслы всего сущего и обращает их к своему существу. Развитие ребенка особенно в настоящее время неистового технологического бума должно быть основано на глубоком понимании человеческой природы, чей дух лучится и радуется на празднике Детства.

Начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13



Инновационные технологии
Разработки лаборатории ЭОС

Эти и другие образовательные и социо-культурные технологии, методологии, дидактика, средства развития человека разрабатываются лабораторией ЭОС.