В этом разделе рассматриваются мировоззренческие системы всех времен и народов. Мировоззренческие системы древних цивилизаций рассматриваются синкретически, каковы они и были на самом деле, до тех пор, пока рациональная патриархальная эпоха не разложила их по полочкам, убив в них тем самым душу и жизнь.
Мировоззренческая система, связанная с определенным местом и временем и привязанная к определенной цивилизации, в мировоззренческом смысле не может иметь никакой пространственно-временной привязки. Мировоззрение вневременно. В мировоззренческом смысле не может существовать понятие «исчезнувшая цивилизация».
Тело человечества на поверхности Земли претерпевает изменения и притом значительные в историческом измерении. Этот процесс очевиден. С этим мы связываем состояние общечеловеческого прогресса и эволюции человечества. Но можно ли рассматривать мировоззрение канувшей в лету цивилизации с позиции современной цивилизации и современного представления о мире.
Здесь можно провести параллель с развитием человека. В детстве ребенок обладает определенным мировоззрением, иначе говоря, определенным состоянием сознания. Затем его мировоззрение постепенно совершенствуется и переходит в состояние сознания взрослого человека. Так принято считать.
К сожалению, как правило, человек своим якобы взрослым мировоззрением вытесняет из себя мировоззрение ребенка, считая его недоразвитым и неполноценным. При этом он отрицает то, что детское мировоззрение имеет свою непреходящую ценность. В результате человек утрачивает целостность сознания и бытия. Таким образом, мировоззрение не совершенствуется, а деградирует.
Точно так же мировоззрения древних исчезнувших цивилизаций имеют свою ценность, которая не исчезает вместе с обладавшими ею в своё время цивилизациями. Сохранение этой ценности могло бы помочь человечеству удержать прочные связи с природой, если бы оно не повзрослело до такой степени, что стало считать мировоззрение древних наивным и устаревшим. От этого человечество стало пагубно терять свою органическую целостность и способность развиваться в соответствии с предназначением каждого человека.
Такая деградация современной цивилизации сейчас называется научно-техническим и технологическим прогрессом, который уводит человечество дальше от человека и человека дальше от самого себя.