Ваджраяна
Ваджpаяна считается мистическим направлением буддизма при расширенном и вольном понимании буддизма как развивающегося феномена общемировой культуры. Ваджpаяна (алмазная колесница) - тантрическое направление буддизма, возникшее в 5 веке нашей эры. Структурная иерархия различных существ составляет систематизированный Пантеон Ваджраяны. В Ваджраяне помимо религиозного направления буддизма в настоящее время усматривают оккультные, магические, языческие, субкультурные, обрядовые и другие эзотерические практики. Есть мнение, что в Ваджраяне сохранились древние культы и суеверия, примитивные религии, верования и вероучения. Впоследствии они были обработаны на протяжении столетий философскими и религиозными исследованиями и усилены современными направлениями и методами работы с психикой, подсознанием, биоэнергетикой и архетипикой бессознательного.
Считается, что Ваджpаяна постулирует недвойственность (адвая). Любая оппозиция, любое проявление двойственности есть иллюзия, обман и заблуждение (парикальпита), ведущая к несвободе и страданию. При этом практика Ваджраяны устраняет не только двойственность сознания и тела, но также двойственность различных состояний сознания (сансаpа и ниpвана являются двумя pазличными состояниями одного и того же сознания) и двойственность энергетических телесных организаций. Иными словами в Ваджраяне не работают с сознанием и с телом по отдельности. Ваджраяна рассматривает человека в единстве и целостности, практикуя на всех уровнях и планах человеческого существования, осуществления и сущности.
Я практикую Ваджраяну, которая, наоборот, абсолютизирует и постулирует двойственность всех аспектов Вселенной Человека. Понятия двойственности и недвойственности порождают множественность суждений, которую можно устранить глубоким пониманием Единого. Моя практика Ваджраяны осуществляется в поле тотального выявления двойственности, создавая условия их повсеместного соединения, соития и слияния. Для Ваджраяны важно структурно развести все состояния сознания и все энергетические уровни телесных организаций человека для создания необъятной и грандиозной картины, мандалы, многомерного символа антропоцентрического космоса. Ваджраяна является многоуровневой медитативной практикой Единого и полноценной мировоззренческой системой, охватывающей все миры и структуры, которые имеют какое-либо отношение к человеку.
Главным атрибутом Ваджраяны является Ваджра. Это один из самых ранних мифологических символов, разновидность которого встречается во многих древних цивилизациях. Ваджра в переводе с санскрита означает молния или алмаз, из чего обычно трактуют Ваджру как символ прочности и неуничтожимости. Советую не привязываться к подобным словам и значениям. Ваджра где-то ассоциируется с изначально совершенной природой пробужденного сознания, подобной сверкающему алмазу, или с самим просветлением, подобным вспышке молнии. Ничего не могу сказать по поводу полезности подобных ассоциаций. Ваджру рассматривают как жезл или скипетр Индры. Считается также, что это двухсторонний трезубец Шивы, который в руках Индры символизирует земную власть, а в руках Агни - духовную. В Ваджре, состоящей из пяти металлических стержней по обеим сторонам, усматривают подобие цветка лотоса, а в средневековой Европе видели в ней лилию.
Ваджра символизирует двойственность сил, истекающих в противоположные стороны. При правильном его применении может быть инструментом влияния на объекты и феномены окружающего и внутреннего миров. В атрибутике Ваджраяны одна из сторон Ваджры заменяется ритуальными предметами: лезвие ножа или кинжала (пурба), секира или топорик (дигуг), крюк (анкуша), жезл (кхатванга), колокольчик (гханта) и другие. Неуемная фантазия людей, включая служителей различных культов, рассматривает гханту (Ваджру с колокольчиком) как женскую ипостась, тогда как сама Ваджра считается мужской. В принципе Ваджра, являясь символом двойственности, соединяет в себе две полярные силы: сознание и тело, Ян и Инь, Землю и Небо, свет и тьму и т.д. Отсюда Ваджра уже содержит в себе мужское и женское начало. Тогда как гханта вместе с другими ритуальными предметами, участвуя в различных действах Ваджраяны, выполняет свою особую роль.
Продолжение следует ...