Я глубоко убежден и моя практика обучения изобразительному искусству это подтверждает, что все люди умеют и могут научиться рисовать. Есть люди, которые умеют рисовать с самого рождения. Остальным надо просто этому научиться. К сожалению, школьный предмет изо отбивает у людей охоту рисовать, настолько, что когда дети приходят ко мне в студию, чтобы научиться рисовать, мне приходится с переменным успехом изживать в них искаженное школой представление о рисовании и рисунке.
Господь при моем рождении дал мне в руки карандаш. В четвертом классе школьный учитель рисования заметил это, подарил мне свою кисточку и пытался устроить меня в изостудию к своему другу-художнику, но я оттуда сбежал на первом же занятии. В одиннадцатом классе я устроился художником в Дом культуры, рисовал киноафиши, расписывал стены. В армии был главным художником войсковой части. На вступительных экзаменах в МАРХИ я впервые рисовал гипсовую голову, тем не менее, успешно ее нарисовал и поступил в институт. Несмотря на то, что я умел рисовать, я всю жизнь этому учился, пытаясь глубже проникнуть в природу изображения и постичь ее суть. Непрерывное на протяжении всей моей жизни художественное самообразование и самостоятельная методологическая практика трансформировалась в преподавательскую деятельность.
Изобразительное искусство – это искусство отображать, воспроизводить и создавать зрительно воспринимаемую реальность с помощью изобразительных средств и с различной степенью условности.
Почему человек рисует? Рисуя, человек отображает реальность в изображении. Нарисованная изображенная реальность заменяет человеку настоящую видимую реальность. В нарисованной реальности человек получает средство воздействия на реальность тем, что он может ее создавать, изменять, отражать и осмысливать. Нам неведомо, какова реальность на самом деле. Органы чувств выбирают отдельные волны квантованной реальности, разбивают их на блоки и кодируют эти блоки в виде информации. Таким образом, отображая доступные фрагменты дифференцированной реальности, мы создаем и имеем представление о мире.
То же самое мы делаем и в рисунке. То, что органы чувств рефлекторно делают внутри нашего тела, человек осознано делает это снаружи в процессе изображения, фиксируя кодированную информацию о воспринимаемом мире на бумаге или ином материальном носителе. Схожесть этих процессов позволяет рассматривать рисование отделенным от тела внешним органом чувств. На самом деле рисование является наружным расширением аппаратной части органа зрения. Такое расширение вызвано значительным усложнением зрительного отображения реальности. Механизмы этого расширения эволюционировали до генетического кодирования. Человек уже при рождении обладает возможностью пользоваться этим расширенным зрительным аппаратом.
Как и всякий орган чувств, зрительный изобразительный аппарат нуждается в развитии и совершенствовании. Не находя применения, он атрофируется и становится бесполезным. Применения же он не находит потому, что общество еще не достигло того уровня развития информационной культуры, когда изобразительная информация становится массовым и необходимым коммуникативным средством. Это время, тем не менее, уже наступило. Человечество находится на пороге качественного преобразования мировоззренческой картины мира. То общество, которое раньше других разработает методологию массового обучения современному изобразительному языку и мышлению, займет опережающую позицию цивилизационного развития с серьезными экономическими преимуществами.