проект эвристического города - обучение детей и взрослых - проектирование жилого дома - метафизика и мировоззрение - алхимия тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Содержание

Эти и другие разделы будут постепенно наполняться содержанием и снабжаться перекрестными ссылками.

Теория изображения

Мутация изобразительного отражения реальности – игра в прятки с реальностью

«Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая, палка, палка, огуречик, - вот и вышел человечек». Так запомнилась мне простая методика рисования человека из моего далекого детства.

Любое изображение является отдалённой копией оригинала и несет на себе печать условности. Насколько можно повышать условность изображения, чтобы можно было угадать, что изображено? И наоборот, насколько можно уменьшать условность изображения, чтобы можно было быть уверенным, что мы приближаемся к реальности, а не удаляемся от нее. Наиболее близким к оригиналу искусственным изображением человека можно назвать восковую скульптуру. Соответствующе «изображен» человек в своем отражении в зеркале или на фотографии. Чтобы сходство изображения человека с самим человеком стало еще более близким, можно рассматривать в качестве изображения человека его клон. Но будет ли клон человека его изображением?

Считается, что в изобразительном искусстве изображение является субъективным отражением реального мира. Но можно ли говорить о каком-либо объективном отражении реального мира, если мы не можем отражать реальный мир иначе, чем органами чувств и, в основном, органом зрения. Это самая замысловатая и скрытая обманка – наше представление о реальном мире, скрывающее от нас реальный мир за семью печатями. Иммануил Кант (1724-1804) первым заметил, что наше познание реальности может состояться каким-либо образом, если только сама реальность будет вынуждена подлаживаться под наши способности ее познания. Иными словами, какую реальность мы выдумаем для себя, таковой для нас она будет являться.

С людьми точно так же. Люди стараются больше закрыться друг от друга, чем открыться, что же тогда мы хотим от реальности. В чужую душу не влезешь и, как говорится, «сердце не лукошко, не прошибешь окошко». Человек даже самого себя плохо знает и во многом боится признать вещи очевидные и простые. «А он-то, бедный, еще говорит, что чужая душа - потемки, будто хоть немного знает свою». (В. Распутин. «Живи и помни»). Призыв «познай самого себя» всегда звучит впустую. Людям удобнее и безопаснее жить иллюзиями. История великих открытий – это история преодоления страхов сначала первооткрывателями, затем постепенно и остальными людьми. История хранит случаи, когда массовый страх понуждал людей отправлять первооткрывателей на костер.

Эффект проявления реальности (если допустить, что реальность как-то проявляется) считывается органами чувств в виде кодированной информации. Даже если параметры реального мира мы измеряем, например, физическими приборами, то информацию с приборов мы считываем теми же органами чувств, поставляющими данные нашему сознанию. На основе этих данных строится соответствующая интерпретация - система смыслов и значений любой научной теории, описывающая какую-либо отдельную область реальной действительности. Это все, что мы имеем в качестве знания реального мира.

Давно уже признано, что такая интерпретация не изоморфна, ее «естественность» всегда подразумеваема и произвольна, поскольку строится на концептуальных теоретико-познавательных конструкциях. Поскольку абсолютный изоморфизм может быть лишь между абстрактными, идеализированными объектами, то нам приходится постоянно сопоставлять различные отражения реальности, которые относятся к реальности в односторонне однозначном соответствии, т.е. эти отражения гомоморфны.

Наука рассматривает реальность как запредельно сложную систему с бесконечным уровнем допусков и условностей с критерием их относительной непротиворечивости, пытаясь построить наиболее обоснованную гипотезу о взаимосвязи бесконечного количества параметров так называемой системы реальности. Разум человеческий, преодолевая ограниченность отражения реального мира органами чувств, построил множество непротиворечивых моделей реального мира. Гомоморфность этих моделей позволяет каким-либо образом их изображать.

Изображение, как и любой знак, имеет тройственную и трихотомическую природу.

Продолжение следует ...