Развитие визуального и изобразительного мышления
Визуальным мышлением обладает каждый человек, поскольку у всех есть глаза. Элементарным изобразительным мышлением обладает каждый человек, поскольку помимо глаз все имеют руки. Рука и глаз - это отец и мать изобразительной деятельности. Глаз подает в мозг уже обработанную информацию, поэтому он мыслит. Степень развития визуального и изобразительного мышления у всех разная и разница это значительная, поскольку школьное образование не развивает у детей эти виды мышления.
Умение рисовать связано с развитием представления. Художникам известно, что человек рисует не то, что видит, а то, что знает. Изобразительные знания приобретаются посредством наработки изобразительных навыков. В результате, человек не просто начинает видеть шире и глубже. Он приобретает способность изобразительно мыслить, продуцировать качественные идеи и образы, преобразовывать окружающий мир и совершенствовать свой внутренний мир.
Человек рисующий
Многие спокойно живут с великим заблуждением «я не умею рисовать» и даже не замечают этого. Но есть те, кто действительно умеет рисовать от рождения, а также те, кому кажется, что они умеют рисовать, и те, кто тянется к рисованию и верит, что можно этому научиться. Все они в любом случае нуждаются в приобретении специальных знаний изобразительного искусства. Любой человек может научиться рисовать. Самое важное в отношении умения рисовать и развития изобразительного мышления – это необязательно становиться художником. Неразвитое изобразительное мышление делает человека в современном мире прогрессирующих информационных технологий неграмотным. Современный человек – это человек рисующий.
Изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления и умения наблюдать, воспитывает творческие способности, художественный вкус, воображение, знакомит с особенностями художественного языка, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности.
О детском рисунке
В детском рисунке заключено все, о чем может говорить искусство, отражающее реальность. С этой точки зрения детский рисунок не менее значим, чем рисунок мастера искусства. Сила детского рисунка идет от непосредственности восприятия мира ребенком, поэтому любой детский рисунок безупречен и правилен.
Детский рисунок, как правило, подвергается огульной эстетической оценке со стороны взрослых. С одной стороны, счастливые родители, умиляющиеся каракулями собственного чада. С другой стороны, раздосадованные родители, наблюдающие процесс бумагопачкания собственного отпрыска. Большинство людей разглядывает детские рисунки снисходительно и небрежно. Настоящие же художники завидуют детям, потому что они уже не могут так рисовать. Матисс тщательно копировал детские рисунки, стараясь попасть в характер линий детского рисунка и уловить динамику детской руки, в которой еще теплится прикосновение бога. Вспомните фреску Микеланджело "Рождение Адама".
Снисходительные оценки детского рисунка "окончательно" развитыми взрослыми отражают несерьезное их отношение к "еще" развивающемуся ребенку. Такие взрослые пользуются критерием похожести, основанном на фотографическом видении мира. Истинная природа рисунка им неведома. За таким обывательским отношением к детскому рисунку прячется эмоциональное равнодушие, воспитанное на унылых стереотипах отношения к реальности. Заблуждение при восприятии детского рисунка вызвано тем, что в детском рисунке нет опыта правильной работы с материалом. Именно опыт правильной работы с художественным материалом необходимо дать детям прежде всего. При этом важно сохранить индивидуальность руки каждого ребенка, в которой еще струятся тончайшие вибрации лучей творчества, приводящих человека в этот мир.