В годы моей учебы в МАРХИ существовало два параллельных мира. Один мир был очевиден, доступен и понятен. Он существовал в рамках аудиторий, учебного плана, СНиПов (строительных норм и правил) и был серьезно занят изучением архитектурной профессии. Другой мир витал в коридорах института в особо настроенной атмосфере, которая возникала в неуловимом сочетании собранных в одном времени и пространстве людей, глубиной и своеобразием природы архитектурного творчества и духом культуры, наработанной поколениями незаурядных творческих душ.
Поступив в один мир, я сразу же потянулся в другой. Однако просто чувствовать его и стараться в нем пребывать было недостаточно. Нужно было внутренне трансформироваться и перенастроиться, стать адекватным ему и самому включиться в его генерацию. Я пытался понять суть того, во что же я втравился на самом деле, попав в эти стены. Испытание глубокого концептуального голометаморфоза в годы моей учебы в МАРХИ далось мне нелегко. И я благодарен судьбе, указавшей мне такой поворот в моей жизни.
Архитектура метафорически представляется в виде домика. Поэтому смотреть на архитектуру означает смотреть на фасад дома, преимущественно передний фасад, в связи с чем многие под архитектурой подразумевают только памятники архитектуры и современные стилистически выразительные здания. На самом деле, находясь внутри любого здания или строения, мы находимся внутри архитектурного пространства. Двигаемся ли мы по глухому коридору, спускаемся ли в полутемный сырой подвал, лазаем ли на пыльном чердаке, сидим ли в огромной чаше стадиона или в деревянном домике в углу дачного участка, мы в любом случае находимся в архитектурной среде.
Вилла Ротонда архитектора Андреа Палладио и «домик неизвестного архитектора».
Точно так же стоять на улице означает в массовом сознании «находиться в окружении архитектуры», т.е. в окружении лицевых фасадных сторон домов, а не внутри архитектуры. Эта прямолинейная нестирающая метафора архитектуры в виде домика заслоняет истинное восприятие архитектуры как неизбежности человеческого существования в сотворенной пустоте. «Сущность дома не в четырех стенах и крыше, а в пустоте, которую они заключают». (Лао Цзы. «Дао дэ Цзин»). Пустота между искусственно возведенными оболочками из дерева, камня, бетона, металла, стекла, ткани, бумаги и любых других материалов составляет архитектурное пространство для существования и осуществления человека.
Помимо архитектурных пространств, человек живет в окружении предметов и других искусственно созданных объектов. Все эти объекты и предметы составляют мир дизайна. Мир дизайна начинается от поверхности тела человека - маникюр, макияж, татуаж, скарификация, балияж и тому подобное. Кроме того к дизайну относится все, что прислоняется к телу - одежда, очки, украшения и другое, и к рукам - инструменты, орудия труда, клавиатура, флейта, ложка, ручка двери, мобильник и прочее. Далее мир дизайна расширяется от предметов мебели, транспортных средств, лифтов и тому подобных до авианосцев, автомобильных дорог, мостов, фонтанов, систем мелиорации и прочих. К дизайну также относится искусственное освещение, звуковые и цветовые эффекты, парфюмерия, экранные изображения, искусственный ландшафт, тексты, буквы и так далее и тому подобное.
Продолжение следует ...