проект эвристического города - обучение детей и взрослых - проектирование жилого дома - метафизика и мировоззрение - алхимия тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эти и другие разделы будут постепенно наполняться содержанием и снабжаться перекрестными ссылками.

Принцип Москвы

По словам редактора «Московских ведомостей» конца 19 века Каткова М.Н.: «Москва – это не город, это принцип». И это действительно так. В чем же заключается Принцип Москвы?

Храм Покрова на рву (Собор Василия Блаженного) в Москве.

Происхождение Москвы не как поселения, а как столицы Империи было связано с очень серьезными геополитическими задачами. Попытка решения этих задач была предпринята царями Андреем Боголюбским и Иваном Третьим.

Предательским убийством 29 июня 1174 года царя Андрея Боголюбского в Боголюбове создание новой империи было отодвинуто на три столетия.

Со вступлением 27 марта 1462 года на престол Московского государства царя Ивана Васильевича III Великого было продолжено создание новой империи, основанной на концептуальной идее Андрея Боголюбского.

Предательским убийством 18 мая 1606 года царя Дмитрия Ивановича в Москве создание империи, начатое Иваном III, было пресечено, затем фальсифицировано и предано забвению по сей день.

Подробный анализ геополитической ситуации тех времен будет изложен на отдельной странице в разделе «Судьба России».

Идея Андрея Боголюбского

С момента замысла Москвы как столицы зарождающейся империи, она стала строиться по единой концепции, образу и принципу.

В основе создания Москвы как столицы лежала концептуальная идея царя Андрея Боголюбского. Эта идея опиралась на понятие единодержавия, формирующего мировоззрение каждого гражданина и сплавляющего духовные и жизненные пути человека свитые из пяти родовых основ. Духовные пути человека лежали в русле его поклонения Богородице, жизненные пути человека опирались на его природу, род, народ и родину.

Андрей Боголюбский прозорливо почувствовал симптомы распада существующей в то время гигантской метаимперии Тартарии, многочисленные территории которой составляли совокупную мозаику из княжеств, ханств, каганатов, орд и земель. Он задумал создать новое государство вопреки воле своего отца Юрия Долгорукого, правившего в Киеве. В 1155 году Андрей Боголюбский тайком от отца унёс во Владимирские земли из Киева две святыни: меч святого Бориса и Владимирскую икону Богоматери (см. илл. ниже). Согласно преданию, Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство.

Билибин И.Н. Открытка «Святой великий князь Андрей Боголюбский». 1926 г.

На новом месте Андрей Боголюбский ввёл культ Богородицы, учредил праздник Покрова и поставил два первых в России храма, посвящённые Пресвятой Богородице – храм Покрова Богородицы на Нерли и собор Успения Богородицы во Владимире. Главный кафедральный храм нового государства Успенский собор Андрей Боголюбский поставил во Владимире в 1160 году. Задуманное новое государство Андрей Боголюбский не успел построить, погибнув в результате заговора своих приближённых.

Здесь необходимо уточнить. Андрей Боголюбский начал внедрять именно идею единодержавного государства. Единодержавие понималось им, с одной стороны, как полная внешняя независимость государства (никому не нужно платить дань, ни перед кем не отчитываться, иметь самодостаточную экономику, обладать такой военной силой для обороны, чтобы ни у кого не появлялось соблазна позариться на чужое и т.д.). С другой стороны, рассматривалось как единое сплочённое сообщество единоверцев, единомышленников и единоотечественников, в котором разные этносы объединены в общую нацию в пределах границы государства.

Единодержавие должно держаться на сильной централизованной власти, в которой единство государства определяет и обеспечивает монарх. Андрей Боголюбский определил концептуальные устои, на которых он собирался своей волей построить единое государство. Он намного опередил своё время, предложив идею, основанную на национальном объединении. Национальные государства нового времени стали возникать только три столетия спустя.

На рубеже 15 и 16 веков на противоположных окраинах Европы сформировались два государства – Англия и Россия, в которых признаки национального объединения оказались наиболее проявлены. Они по сей день определяют напряжение сил глобальной цивилизационной матрицы. Опираясь на историю нескольких таких государств как центров мировой цивилизационной энергетики можно упорядочить исторические процессы последней половины тысячелетия. Подробный анализ исторических процессов, связанных со спецификой национальных государств, будет изложен на отдельной странице моего сайта.

«Изменения в мировоззрении и менталитете должны были породить иной взгляд на то, как надо устраивать коллективную жизнь, т.е. явить новую концепцию государства. Эта концепция возникла в голове Андрея Боголюбского и овладела всем его существом». /Виктор Тростников – физик, математик, православный философ/.

Судьба идеи Андрея Боголюбского

Царь Иван Васильевич III Великий - создатель Московского государства.

После падения столицы византийской империи Константинополя 29 мая 1453 года геополитическая карта мира стала стремительно меняться. В том же году 17 июля 1453 года погиб Дмитрий Шемяка, что положило конец последней междоусобной войны на Руси и созданы условия создания государства, основанное на идее, созвучной с идеей Андрея Боголюбского. Это начал осуществлять с 1453 года соправитель Московского государства вместе со своим слепым отцом Василием Тёмным и затем единолично с 1462 года Иван III Великий.

Иван III как и Андрей Боголюбский для статуса нового государства привнёс византийские «святыни»: герб двуглавого орла и племянницу последнего византийского императора Зою (Софью) Палеолог. Женитьба на Зое, дало ему право считать себя наследником византийских императоров. Иван III перенял их титул «автократор», по-русски «самодержец».

Две святыни Андрея Боголюбского и Ивана III имеют сходную символику по форме.

Символ обоюдоострого меча Андрея Боголюбского несёт идею единого нерушимого государства. Одна острая сторона мяча направлена внутрь на укрощение деструктивных сил, другая – на отражение внешней агрессии. Идея герба двуглавого орла также несёт идею единого государства. Две направленные в разные стороны головы орла символизируют по разным версиям единение Востока и Запада, духовных и материальных государственных основ или, как в мече, укрощение внутренних деструктивных сил государства и отражение внешней агрессии.

Византийская икона Богородицы Андрея Боголюбского служила символом единения на основе веры. Женитьба Ивана III на наследнице византийского престола Зои Палеолог усиливала идею имперского построения Третьего Рима.

Подчёркивая преемственность власти от византийских автократоров, Иван III поменял статус господаря Московского государства с суверена на самодержца. На самом деле Иван III сместил акцент характера власти с религиозного на светский. Суть единодержавия это не меняло, однако появился соблазн превращения единодержавия в самодержавие.

Последующие события вплоть до сегодняшнего времени на разных исторических этапах оказывали различное влияние на формирование структуры Москвы как столицы национального государства. По состоянию сегодняшнего дня возможность восстановления первоначального цельного подхода к принципу Москвы практически полностью утрачена.

Для превращения единодержавия Ивана III в самодержавие нужно было единую и неделимую двунаправленную внешнюю и внутреннюю политику государства разделить на два отдельных направления – экспансию наружу и тотальный контроль внутрь.

Романовы, узурпировавшие власть, так и сделали. Они извратили понятие единодержавия для построения абсолютистского монархического государства с установлением контроля над всеми сферами жизни общества. Уже второй правитель династии Романовых Алексей Михайлович Тишайший создал в России подобие инквизиции во время церковного раскола и рабство, узаконенное крепостным правом. Пётр I придал российскому самодержавию черты европейского абсолютизма.

Пётр I пошёл ещё дальше. Во время его правления Европа стремительно обогащалась за счёт колониального ограбления ресурсов всего мира. Пётр I стал реализовывать план выхода России к Балтийскому и Черному морям и создания военного морского флота. Столица империи была перенесена из Москвы в построенный Петром I Санкт-Петербург с целью пополнить ряды морских европейских держав для участия в дележе колоний. Принцип Москвы был заменён принципом Санкт-Петербурга. (Принцип Санкт-Петербурга будет изложен на отдельной странице сайта.

Надо отдать должное правлению династии Романовых. Романовы сделали Российское государство одним из ведущих государств мира, подняли на высокий уровень все сферы общественной жизни, сдержали европейский и турецкий напор, значительно расширили территорию России присоединением Сибири и выходом её к трём океанам.

Колониальный захват мира крупнейшими европейскими державами не давал покоя Романовской империи, заставлял ее участвовать в европейских военных альянсах и войнах, напрягавших страну и народ. Колонизаторская идеология глубоко чужда российскому менталитету. Тщетно пытаясь трансформировать менталитет российского общества, империя Романовых заложила в свою государственность бомбу замедленного действия.

Самовластие Романовых постепенно привело к трагическим потрясениям революции 1917 года, гражданской войны и интервенции европейских держав. Сменившая Романовых Советская власть, преодолев опасность потери государственности, усилила самодержавную суть правления понятием единодержавия, подчинённого партийной идеологии. Контролируемое и пропитанное идеологией единоверие подданных было направлено на построение гипотетического коммунизма.

В 40-е годы 20 века Россия вместе с национальными республиками в составе СССР вновь оказалась на грани выживания в Великой Отечественной войне. Партийной идеологии оказалось недостаточно для сплочения граждан. 4 сентября 1943 года сразу же после победы в переломной битве на Курской дуге и накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы Сталин восстановил права Православной церкви, служившей одним из основополагающих устоев государственности в России.

Романовская и Советская власти, создав свои могущественные империи, ничего не сделали для укрепления родовых основ человека и общества. Обе империи начались и закончились внутренними гражданскими войнами.

В 90-е годы 20 века государственность России после развала СССР в очередной раз подверглась испытанию на прочность. В настоящее время российское общество отравлено потребительским отношением человека к своей жизни и ко всем сферам общественных отношений. Такое потребительское отношение было навязано России извне глобальной рыночной экономикой неоколониального однополярного устройства мира.

В мировой экономике 20 века возросло значение природных ископаемых. Поскольку Россия занимает лидирующее место на мировом рынке природных ресурсов, неоколонизаторы занялись разрушением России изнутри для превращения её в свою колонию. К тому же сильная Россия мешает неоколонизаторам восстановить колониальный диктат над миром.

Мы сейчас живём во время глобальных тектонических сдвигов мироустройства. На всё происходящее нужно смотреть не с точки зрения правых и виноватых, а как на перемены. Мир стремительно меняется. Тектоника современной мировой цивилизации пришла в движение. Разобраться в этом можно лишь через понимание того, как она была сформирована, складывалась и трансформировалась в течение последних столетий.

В данный момент, начиная с 2022 года, из-за угроз своего существования Россия взяла на себя ключевую роль в смене однополярного неоколониального мира на многополярный равноправный мир. Чтобы выдержать беспрецедентное давление неоколонизаторов, Россия стала реализовывать одну из составляющих единодержавия – обретение независимости, самодостаточности и обороноспособности от внешних агрессивных сил. Необходимость и важность другой составляющей единодержавия – единоверие и единомыслие граждан – ещё предстоит осознать, принять и понять, как это можно реализовать.

Возможно пришла пора обратить внимание на концептуальную идею Андрея Боголюбского и переосмыслить её в соответствии с традиционными общечеловеческими ценностями и современными социокультурными и научно-техническими технологиями.

Все сегодняшние мировые события являются следствием трёх событий, произошедших в одном и том же 1453 году в разных точках мира. Эти три события явились импульсом дальнейшего формирования глобальной цивилизационной матрицы. Исторические процессы, берущие начало от этих трёх событий, постепенно пересеклись и стали влиять друг на друга. В клубке развития этих событий лежит Принцип Москвы. Подробно о событиях 1453 года и их дальнейшем историческом развитии будет изложено на отдельной странице моего сайта.

Храм Покрова на Нерли

Идея Империи и ее столицы была заложена в объемы сооружений, которые были построены Андреем Боголюбским во Владимире и прилегающих землях и Иваном Третьим в Москве и прилегающих землях.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. 1157 год

В одном из прекраснейших мест России стоит одиноко на берегу речки Нерль жемчужина русской архитектуры – храм Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм сыграл ключевую роль в становлении принципа Москвы. Доподлинно неизвестно время постройки храма, нет сведений почему было выбрано именно это место. Несомненно, это было важным местом, ведь чтобы поставить храм на заливных лугах, пришлось поднимать искусственный холм на высоту около четырёх метров.

Храм Покрова на Нерли поставил Андрей Боголюбский, попросив у императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы прислать артель мастеров. Что-то глубоко личное в уме и в сердце побудило Андрея быстро в одно лето поставить храм на расстоянии версты от места своей будущей резиденции. Да и дом свой построил Андрей не в задуманной им столице будущего государства Владимире, а в стороне от неё поближе к храму Покрова.

Храм Покрова на Нерли был первым храмом, посвящённым празднику Покрова Богородицы, и единственным в последующие 200 лет. С храма Покрова Богородицы на Нерли Андрей Боголюбский начал реализовывать свою идею создания государства нового типа. Храм Покрова на Нерли как первый совершенный камень в постройке государства, как священный символ и первообраз. Как душа.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

В 1160 году царь Андрей Боголюбский построил во Владимире главный кафедральный храм нового государства Собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор построили приглашенные Андреем Боголюбским мастера из Священной Римской империи. «Мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был». /Лаврентьевская летопись/. В Успенском соборе хранилась Владимирская икона Божией Матери, вывезенная из Византии в 1131 году. Это единственный храм с подлинными фресками величайшего русского иконописца Андрея Рублёва.

Успенский собор в Москве

Успенский собор в Москве.

Иван Третий поставил в 1479 году главный кафедральный храм Москвы Успенский собор в Кремле по подобию Успенского собора во Владимире, поставленного Андреем Боголюбским в 1160 году. Успенский собор в Московском Кремле построил болонский инженер Аристотель Фьораванти, приглашенный Иваном Третьим и его женой Софьей – племянницей последнего Византийского императора Константина XI. Прежде всего Фьораванти съездил во Владимир для изучения там Успенского собора и затем по его подобию построил Успенский собор в Москве. В 1481 году собор расписывали иконописец Дионисий и его ученики.

Храм Вознесения в Коломенском

Главным концептуальным храмом нового Московского государства и одним из основополагающих и значимых для Принципа Москвы сооружений является Храм Вознесения Господня в Коломенском, построенный в 1532 году римским архитектором Петроком Малым Фрязиным в честь рождения царя Ивана Четвертого. В Храме Вознесения в Коломенском 16 века была оживлена погубленная в 12 веке идея создания идеального государства Андрея Боголюбского.

Храм Вознесения Господня в Коломенском. 1532 год

Храм Вознесения в Коломенском является архитектурной программой, эталонной матрицей, натурной моделью для последующих сооружений Империи. По этому эталону был построен Собор Василия Блаженного.

«Образ Покровского собора (Собора Василия Блаженного) глубоко связан со сложением русского централизованного национального и многонационального государства. Церковь в Коломенском 1532 года - первый крупный этап его развития». /доктор архитектуры Николай Брунов/.

Храм Вознесения призван, по моему мнению, быть «объёмным Вавилоном». «Вавилоном» называли нацарапанную на камне или бересте систему саженных пропорций в виде трёх вложенных друг в друга квадратов или прямоугольников.

Черепица с начертанными вавилонами на лицевой и обратной стороне. 10 век

Николай Брунов называл Храм Вознесения «образцом»: «Приверженность русского зодчества до XVI века к традиционным типам связана с натурным методом постройки, идущим еще от античности и переданным нам византийскими мастерами, но коренящимся также глубоко в русском народном строительстве. Древнерусские зодчие пользовались «образцами» и «переводами» и придавали отдельным частям возводимого ими здания их окончательную форму только в самом процессе строительства. «Образцы» – это существующие здания и модели, подобные тем, которые держат в руках ктиторы на иконах». /доктор архитектуры Николай Брунов/.

В Храм Вознесения в Коломенском вложена система композиционных принципов: принцип ярусности, композиционное нарастание вверх форм и ритмов, символика чисел, идея шатра и другие. В пропорциях храма завёрнуты словно в зародыше живительные силы, призванные напитать нарождающееся тело будущего Московского государства. Золотые сечения размеров храма свёрстаны на основе «саженного золота» (отношений тьмутараканских и косых новгородских саженей).

Самой первой эталонной матрицей для будущих сооружений империи, задуманной Андреем Боголюбским, призванной быть не только образцом, но и образом, был Храм Покрова на Нерли.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Гармония пропорций

Пропорции

В форме первых сооружений империи просматривалась продуманная пропорциональная система. Почему были так важны пропорции и серьезное к ним отношение при построении пространства столицы Империи?

Пропорции форм, т.е. отношения размеров формы между собой, обычно связывают с понятием красоты и гармонии. В красивых формах лежат сочетания симметрии и золотого сечения, что способствует наилучшему зрительному восприятию. Пропорции золотого сечения считаются проявлением совершенства отношений целого и его частей. Все это правильно, но не отражает суть.

Суть такова. Природа существует в вибрациях. Идеальные пропорции создают гармонические резонансы вибрирующих сил и силовых полей во Вселенной. Основное качество пространства – это его количество. Качества выверенных количественных отношений форм заряжены энергией. Эти энергии оказывают резонирующее воздействие на внутренний мир человека и на коллективное сознание граждан.

Анализ пропорциональной основы Москвы будет изложен на отдельной странице.

Храм Покрова на Рву

Пропорциональная система, соответствующая задачам Империи, заложена во множество сооружений и пространств того времени, например, в ансамбль Кремля и Красной площади. Композиционным центром ансамбля является построенный в 1561 году Храм Покрова на рву (Собор Василия Блаженного), который Брунов Н.И. охарактеризовал как «Каменный образ прекрасного и совершенного града».

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного). 1561 год

Спустя более ста лет после строительства храма Покрова на Рву были возведены многоярусные шатровые навершия на плоских к тому времени башнях Московского Кремля, приведя архитектуру Кремля в соответствие с геополитическим замыслом.

Дальнейшее возведение не только шатровых башен Кремля, но и сооружений до границ Скородома было подчинено храму Покрова на Рву. Этот аспект архитектурного и градостроительнгоо развития Москвы остаётся незамеченным и таит колоссальные возможности и открытия в исследовании архитектуры Москвы и её принципа.

Профессор МАРХИ (московского архитектурного института) Бунин, читавший нам лекции по истории архитектуры и градостроительства, считал, что храм Покрова на Рву является не храмом как таковым, а алтарём гигантского открытого «храма» - Красной площади.

«Русский народ облек выношенный им в течение столетий идеал в блестящую архитектурно-художественную форму и воздвиг в центре своей земли и в центре своей столицы каменный образ прекрасного и совершенного града. Покровский собор - самый всеобъемлющий древнерусский архитектурный образ. Покровский собор является воплощением в камне русского мировоззрения середины XVI столетия и отражением в архитектурной форме идеала государственного устройства». /доктор архитектуры Николай Брунов/.

Храм Василия Блаженного. Симфония золотого сечения

Также как Успенский собор во Владимире связан с Успенским собором в Москве, так храм Покрова на Нерли и храм Покрова на Рву в Москве связаны как семя и плод друг с другом.

Почему же заметна разница в образе двух Покровских соборов? Всё дело в сопоставлении храма и человека. Небольшой по размеру храм Покрова на Нерли выглядит возвышающимся над человеком за счет вытянутой по вертикали формы всех деталей собора и многоуступчатыми арками портала и лопаток с закомарами. У Андрея Боголюбского идея создания нового государства носила религиозный характер. Наоборот, огромный храм Покрова на Рву соизмерим с человеком. Начиная с Ивана III, идея создания нового государства приобрела светский характер.

За триста лет изменение мировоззрения не изменило идею и принцип Москвы. В следующие триста лет правления династии Романовых мировоззрение не изменилось, смена же идеи повлекло за собой отказ от принципа Москвы в пользу Санкт-Петербуржских устремлений Романовых в европейские колониальные альянсы. После Романовых и по сей день поменялось всё – мировоззрение, идея и принцип.

Если Храм Вознесения в Коломенском я называю «объёмным Вавилоном», то храм Покрова на Рву можно назвать «планировочным или пространственным Вавилоном». Он определял алгоритм построения и правки планировочной структуры Москвы как идеального города по законам фрактальной геометрии. Фрактальная геометрия - это язык, на котором говорит живой мир. Москва таким образом задумывалась как живой организм.

Храм Василия Блаженного ставился не только как композиционный, геометрический, структурный и монументальный центр Москвы с её идеальной радиально-кольцевой планировкой. Он задумывался еще и как идейный центр не только Москвы, но и всей Империи.

Зарождение структуры Москвы

Структура Москвы создана в результате соединения множества ландшафтных и урбанистических факторов. Точка зарождения города Москвы была не на вершине Боровицкого холма, как принято считать, а в низине возле Чертольского брода через реку Москву. Именно к броду сходились две главные торговые дороги - из Новгорода в Рязань и из Смоленска во Владимир, включая волжско-окский торговый речной путь. Там же было и торжище.

Перекрёсток торговых путей у Чертольского брода через реку Москву на схеме торговых путей X-XIII веков.

Позже Владимир Мономах поставил на вершине Боровицкого холма крепость для стратегического контроля перекрёстка торговых сухопутных и водных путей.

У Москвы последовательно, сменяя друг друга, складывались три центра. Вначале торговый центр у Чертольского брода, когда ещё не было Москвы, но был важный перекрёсток торговых дорог. Затем появился стратегический центр на вершине Боровицкого холма в Кремле, поставленном для контроля торгового перекрёстка. И, наконец, идейно-композиционный центр с собором Покрова на Рву (собором Василия Блаженного).

На Чертольском холме у брода через реку Москву располагалось капище бога Рода, сейчас там храм Христа Спасителя. На самой макушке Боровицкого холма было капище бога Ярилы. Сейчас не его месте стоит Успенский собор. На холме, где сейчас собор Василия Блаженного было капище бога Перуна.

Военно-стратегические пути, нуждающиеся в обзоре местности прокладывались по гребням холмов.
Торговые пути прятались как можно ниже по долинам, лощинам и склонам холмов выше верхнего
уровня весенних половодий. Чёрными линиями обозначены улицы, идущие по гребням холмов,
пунктирными - улицы, идущие по низинам, брустверам, долинам и склонам холмов.
(Из материалов к моему диплому. 1977 год.)

При своём дальнейшем развитии крепость не только перетянула к себе торговые пути, но и проложила новые. Все эти пути, стянутые к крепости, сформировали радиально-кольцевую планировочную структуру Москвы. Такая структура характерна для городов, с синтезом двух функций - торгово-транспортного узла и военно-стратегического центра. Радиальная структура идеальна для транспортных узлов, а кольцевая - для фортификационной защиты.

Ядро Москвы выращивалось последовательно. Расширение территории Москвы зависело от экономии внутригородских связей особенно центра с периферией в условиях преодоления водных преград. В связи с этим радиально-кольцевой структуре предшествовала спирально-веерная структура. Боровицкий холм возвышается в месте, где в реку Москву впадает приток реки Неглинки под острым углом. Получается естественная идеально приспособленная для обороны местность. Заполнение этого угла постройками создаёт веерную структуру поселения.

Ядро города выращивалось по спирально-веерной структуре,
далее развитие города шло по радиально-кольцевой структуре.
Первый веер - красное пятно. Второй веер - оранжевое пятно. Третий веер - серое пятно.

Вначале город рос по этому вееру пока увеличивающееся расстояние в первом веере не заставило горожан строиться за речкой Неглинной поближе к центру. В какой-то момент расширения территории города преодоление речного препятствия оказывается проще преодоления дальнего сухопутного расстояния до центра. Второй веер расширил структуру Москвы после выхода территории города за реку Неглинную. Третий веер – за реку Москву. Кольцо замкнулось.

Схема Москвы как идеального года. Из материалов к моему диплому. 1977 год.

Радиально-кольцевая планировочная структура в свою очередь сыграла решающую роль в определении столицы строящейся империи. Её ярко выраженная центричность позволяла выстроить чёткую организационную иерархию и акцентировала роль столицы как центра империи. Органичность такой структуры давала возможность выращивания на основе живых пропорций идеального города - столицы идеального государства.

Планировка Москвы

Улицы Москвы начали формироваться после постройки крепости для контроля перекрестка торговых дорог у Чертольского брода. В крепости было двое ворот, поставленных на дорожки, ведущие от ближайших прибрежных сёл к капищам на вершине Боровицкого холма. Дороги на Смоленск и Новгород были подтянуты к западным воротам и после застройки вдоль них домами стали улицами. Сейчас это Знаменка и Волхонка. К восточным воротам крепости подтянулась стромынская дорога на Владимир. По мере роста Кремля стромынская дорога постепенно сдвигалась на север (Варварка-Ильинка-Никольская) пока не оформилась за пределами Китай-города по линии современной Мясницкой.

По мере роста Кремля к торгу прокладывались новые улицы. См. схему ниже.
(Серым пунктиром обозначена древняя дорога Знаменка, Синими полосками - торг)

(Из материалов к моему диплому. 1977 год.)

Угловое вхождение реки Неглинной в реку Москву сформировало треугольную геометрию Кремля. В центре радиально-кольцевой структуры Москвы находится не круг, а треугольник. Его рост повлиял на формирование другой группы первоначальных радиальных улиц. Ещё одна группа улица связала ближайшие к Кремлю населенные пункты и монастыри. После постройки стен Белого города к его воротам проложили от Кремля и Китай-города остальные улицы. Так возникла сеть радиальных улиц вокруг Кремля и Китай-города.

Сталинские высотки

После трёхсотлетнего правления династии Романовых большевикам пришлось возвращать столицу обратно из Санкт-Петербурга в Москву. Но вернулся ли принцип Москвы. Какое сооружение по такой же силе, по духу, новизне и значимости как храм Покрова на Рву можно было поставить в Москве в соответствии с принципом Москвы. Я считаю, что таким сооружением могла бы быть 400-метровая Башня Татлина (Памятник III Коммунистического интернационала) 1919 года из стекла и стали. Она потянула бы за собой переосмысление форм, стилей и образов архитектурных сооружений Москвы.

Размещение Башни Татлина предполагалось в Петербурге.

Проект башни представлял собой совокупность двух наклонных металлических спиралей. Нижнее здание в форме куба для конференций и съездов вращалось со скоростью один оборот в год. Над ним пирамида для исполнительных органов Интернационала, скорость вращения один оборот в месяц. Выше в цилиндре информационные бюро, издательство, типография, телеграф со скоростью вращения один оборот в день. Наверху полусфера, скорость её вращения один оборот в час. Башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделенного при постройке Вавилонской башни, архитектурное воплощение мирового древа, опора мироздания.

Сталинские высотки.

Именно сталинским высоткам выпала роль продолжить развитие принципа Москвы. Однако задачи в них ставились иные, поэтому принцип Москвы в них реализован не по духу, а по форме. В начале 30-х годов властям нужно было поднять статус столицы новой страны, строящей коммунизм. В Москве началось масштабное строительство высотных зданий, известных как «Сталинские высотки». Москва обзавелась выразительными и гармоничными архитектурными доминантами. В день 800-летия Москвы 7 сентября 1947 года в определённых местах Москвы были символически заложены камни для девяти высотных зданий, одна из которых служила композиционным центром.

Смогли построить только семь. Высотку гостиницы «Украина» первоначально планировали разместить на Ленинградском шоссе рядом со стадионом Динамо. Потом перенесли на излучину Москвы-реки в Дорогомиловской слободе. Не построили две – главную высотку Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя в Чертолье и вторую высотку на месте Зарядья. Какое-то заклятье наложено на эти два места. Ведь сказала же игуменья Алексеевского женского монастыря, который снесли, чтобы поставить храм Христа Спасителя: «Сему месту быть пусту». Так и получилось. На месте несостоявшейся высотки в Чертолье долгое время находился бассейн «Москва». А на месте несостоявшейся высотки в Зарядье разбили сад.

Можно предположить, зная сколь трепетно Сталин относился к собору Василия Блаженного, что он сознательно распространил планировочную структуру собора - восемь столпов вокруг центрального шатра, отразив её в расположении высоток в теле Москвы. Разнообразие форм собора увеличивают его сложность при удивительном сохранении цельности образа собора. Это предполагает свободу разнообразия построения объёмно-планировочной структуры города при соблюдении композиционных принципов, заданных архитектурой собора.

План собора Покрова на Рву на уровне крылец.
«При всей его симметрии наружный объем собора основан на сложнейшем и тончайшем
равновесии масс, несколько отличающихся друг от друга по своему объему
и слегка сдвинутых по отношению друг к другу». /Н. Брунов/

В градостроительстве существует понятие точки, способной удерживать планировочную структуру. Именно в этой точке и был поставлен Храм Василия Блаженного, который держит московскую структуру вплоть до Скородома и позже до Земляного вала (Садового кольца).

С расширением Москвы до границ Камер-Коллежского вала структурный центр Москвы сместился на место Храма Христа Спасителя. После того как в 1931 году храм был взорван, структура Москвы стала распадаться.

Сталинские высотки могли бы собрать и выкристаллизовать структуру расширяющейся Москвы. Восемь задуманных сталинских высоток вокруг главной девятой высотки повторяли структуру восьми церквей Храма Покрова на рву, расположенных вокруг девятой центральной шатровой церкви.

Девятая высотка – Дворец Советов – на месте взорванного Храма Христа Спасителя должна была подняться на высоту 415 метров и стать центральным структурным узлом новой Москвы. В 1939 году был построен фундамент Дворца Советов, однако грянувшая Великая Отечественная война остановила строительство, затем фундамент разобрали, его металлические конструкции пошли на противотанковые ежи для отпора врага, подступившего вплотную к столице.

В 1999 году был восстановлен Храм Христа Спасителя. Когда я подписывал петицию о восстановлении храма, я думал о его значимости для Москвы, для её структуры, для её принципа. Всё же храму Христа Спасителя не хватило той высоты, какая должна была быть у несостоявшегося Дворца Светов. С восстановлением храма невольно восстановился фрагмент градостроительной структуры Москвы. К этому времени принцип Москвы уже был безнадёжно нарушен и предан забвению. Бурно расползающаяся Москва постепенно стирает с лица Земли Москву как ген первоначальной идеи российской государственности, превращая Москву в астионим.

В 20 веке резко возросли транспортные скорости. Предвидя это, архитектурные умы, начиная с 19 века, стали разрабатывать концепцию линейных городов. Самой яркой концепцией линейного города было предложение российских архитекторов «Сибстрима» – линейного города от Санкт-Петербурга до Владивостока.

В 1977 году я защитил совместно с Сиуховым Владимиром дипломный проект в МАРХИ на тему: «Реконструкция исторического ядра города Москвы». В то время архитекторы Москвы, учитывая возрастание скоростных транспортных потоков, вынашивали идею 4-х скоростных хорд, пронизывающих тело города. В самом центре Москвы по генплану предусматривалась Малая хорда, которая должна была в частности в два раза расширить улицу Кузнецкий мост со сносом зданий одной половины улицы. Транспортники жёстко заставили меня всунуть в дипломный проект Малую хорду под угрозой вообще его не принять. Четыре скоростные хорды, которые должны были снять центростремительную транспортную нагрузку на город, на самом деле задушили бы Москву своей удавкой. Впоследствии от идеи скоростных хорд благоразумно отказались.

В дипломе я предложил линейное переструктурирование Москвы южнее исторического ядра параллельно Москве-реке по направлению с запада на восток. Таким образом, линейная часть города давала возможность в разы увеличить скорость транспортных потоков и неограниченно расширить Москву на запад и восток, проходя по касательной историческое ядро города. Радиально-кольцевая планировка улиц исторического ядра, находясь в стороне от скоростных магистралей, осталась бы неприкосновенной и соответствовала бы своим малым скоростям.

Соединение радиально-кольцевой структуры Москвы с линейной вывело бы Принцип Москвы на другой урбанистский и геополитический масштаб.

Тимофеич

03.04.2010

Последняя редакция 23.01.2023