Идентичность Москвы
23-27 мая 2012 года проводится 3-я Московская Биеннале Архитектуры. Тема биеннале: «Идентичности». Кураторы проекта: Барт Голдхоорн - главный редактор журнала «Проект Россия» и Елена Гонсалес – куратор специальных проектов.
Идентичности (манифест куратора 2012)
«Раньше все было четко и ясно: «Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз». Идентичность была делом коллективным. Но времена изменились: на смену диктатуре пролетариата пришел индивидуальный выбор эпохи капитализма. Современные россияне не хотят быть частью коллективного целого, они хотят отличаться друг от друга, желают обрести уникальность, индивидуальность, исключительность. Впервые за много десятилетий российская архитектура показала миру реальную инновацию: свободный план. То, что за рубежом существует только как эксперимент местного значения, в современной России стало обычной практикой: потребители не доверяют никому кроме себя, когда речь идет о выборе решения как жить дальше.
В результате мы имеем какофонию. Кажется, что порядка больше нет, но это ошибка. Можно назвать это стилем жизни, рыночной нишей, целевой группой или модой, но, делая выбор, каждый - сознательно или бессознательно - определяет свою идентичность и становится частью группы с общей историей, культурой, физическими данными, группы, определяемой классом, достатком, расой, происхождением, возрастом участников и городом, в котором живут участники этой группы. По сравнению с прошлым, возможностей для выбора собственной идентичности стало гораздо больше, особенно в последние десятилетия с их революционными изменениями. В своих работах архитекторы и дизайнеры закрепили за собой определенную идентичность. И сейчас, возможно, пришло время сделать шаг назад, посмотреть со стороны и сравнить эти работы между собой, сравнить их с работами архитекторов из других стран и других времен. И возможно, извлечь из этого какие-то уроки».
Провозглашённая в манифесте к биеннале «собственная идентичность участников группы», а также «определённая идентичность архитекторов и дизайнеров» навязывает Москве пагубный для неё призыв к идентификации. Когда нужно стереть индивидуальность, самобытность, уникальность, неповторимость, исключительность, тогда обращаются к идентичности. Идентичность стремится к узнаваемости, сравниваемости, общеизвестности, престижности. Идентичность рыночна. Человек превращается в потребителя, когда его индивидуальность становится идентичностью. «В современной России стало обычной практикой: потребители не доверяют никому кроме себя, когда речь идет о выборе решения как жить дальше ... Можно назвать это стилем жизни, рыночной нишей, целевой группой или модой, но, делая выбор, каждый - сознательно или бессознательно - определяет свою идентичность».
Выбор «решения как жить дальше» у потребителя является выбором решения, что купить, чтобы жить дальше, куратор называет это «индивидуальным выбором эпохи капитализма». Москва стала товаром. В ней перестали жить и стали её потреблять. Чтобы поднять архитектурный престиж Москвы сверху в контексте мировой культуры, нужно усиливать её уникальность и самобытность. Чтобы поднять архитектурный престиж Москвы снизу в глазах потребителей, нужно усиливать её оригинальность и идентичность.
Продолжение следует ...
Тимофеич
Примечание: страница находится в режиме наполнения и редактирования.