Эвристический дизайн и предметный мир Эвристической образовательной среды
Задача эвристического дизайна - создание предметного мира, обучающих игр и дидактических средств Эвристической образовательной среды.
Предметный мир ЭОС включает в себя все, что окружает ребенка в его жизни, поскольку жизнь ребенка наполнена бесконечными открытиями, т.е. эвристическая по сути. Задумываясь о создании предметного мира ЭОС и озираясь по сторонам, приходишь к выводу, что это поле еще никто по-настоящему не возделывал.
Дизайнер Джордж Нельсон открыл однажды никому неведомый мир, существующий рядом с нами. Как-то он прилег на диван и принялся листать свежий номер журнала. Внезапно между страницами стал разворачиваться лист, сложенный гармошкой. Устремившись за ним, Джордж свалился с дивана и ... Лежа на полу, он обнаружил вокруг себя новый мир, расположенный ниже уровня колена. Он назвал его субшафтом. Этот мир населен кошками, собаками и ползающими детьми. С этой точки зрения субшафт, невольно созданный дизайнерами, представляет убогое зрелище.
Современный предметный мир в своей массе также как и субшафт сформирован с какой-то другой точки зрения, словно мы видим его изнанку. Этот мир создается в настоящее время для какого-то абстрактного гуманоида, без учета человеческого фактора, не в смысле эргономики, а в смысле соразмерности человеческому достоинству. Предметный мир для детей делается, не мудрствуя лукаво, с клише взрослого предметного мира, уменьшенного в размерах и чуточку подукрашенного чем-то, напоминающим взрослое сюсюкание.