Модели и сценарии Эвристической образовательной среды
Моделирование социокультурных и образовательных ситуаций в ЭОС, разработка сценариев развития учебных, игровых, социальных и деятельностных процессов, сценографическое формирование системы дидактических средств в контексте актуальных метазадач.
Дидактические средства разрабатываются и формируются в атриумных пространствах Эвристической образовательной среды на основе метазадачных сценариев с применением технологии включенного проектирования. Среда проектируется подобно декорациям учебного мировоззренческого театра. Пространство этого театра оформлено выразительными средствами, состоящими из активных деталей декорированного учебного процесса. Эти активные детали непрерывно проектируемой декорации взаимодействуют с учащимися, создают соответствующее настроение и настрой, одушевляют предметы и схемы, наделяя их характерами, служат поводом, намеком, ассоциацией, погружают в логику тонких связей постигаемого мира. Декорированное пространство ЭОС является структурной формулой для сценарной активизации дидактических средств и других компонентов учебного процесса, вовлеченных в развертывание метазадачных цепочек.
Структурирование сценографического пространства ЭОС производится на основе драматургии мироустройства с центрированием тематики или тематик метазадач. Например, метазадача «Энергия» составляет энергоцентрическую систему мира, подобно геоцентрическому, антропоцентрическому и другим концептуальным мировоззренческим системам. Разрабатывается сценарный концепт метафизического мира, по которому проектируются дидактические декорации. Эта система начинает вводить учащегося в познавательный процесс, ведя его по алгоритмическим цепочкам выполнения репрезентативных учебных задач и удерживая его в русле логики отношений бесконечного количества предметных дисциплин беспредметного образования.