проект эвристического города - обучение детей и взрослых - проектирование жилого дома - метафизика и мировоззрение - алхимия тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Курс: Систематизация школьных знаний

для детей от 12 лет

Однажды один старшеклассник пожаловался мне на свою дырявую память и задал мне вопрос: «Что надо сделать, чтобы улучшить свою память?». Я ему ответил, что его мозги похожи на дамскую сумочку, в которую сложено так много нужных мелочей, что трудно найти нужную в данный момент. Обычно женщины, чтобы долго не копаться в сумочке в поисках понадобившейся вещи, вытряхивают все содержимое на стол и, обнаружив нужное, засыпают остальное обратно в сумочку. Порядок не спасает. В кейсах с множеством отсеков и карманов трудно запомнить, где что лежит. Чтобы научиться запоминать, необходимо вживить в голову самый универсальный и самый простой принцип упорядочивания поступающей информации.

«Ум – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо возжечь». /Прокл Диадох/.

Основная задача курса: Вернуть детям целостное восприятие природы, разрушаемое школьной предметной системой. Придать смысл изучению и пониманию природы, ее законов и свойств. Снять приоритет интеллектуального обучения школьных предметов включением также и эмоционально-чувственного и практико-деятельностного обучения. Нагружая интеллект в ущерб развития воли и чувств, мы лишаем волю и чувства питательной энергии, роста и развития. В результате мы получаем рационально мыслящих людей, неспособных к чувственному восприятию мира, к творчеству и к принятию волевых решений в условиях высокой неопределенности.

Предметная система традиционной школы состоит в основном из научных предметов и направлена на развитие ребенка с приоритетом развития его интеллекта. Научные знания возникли в результате формирования субъектно-объектных отношений между человеком и окружающим его миром. Школьные научные знания формируются путем выстраивания отношений между ребенком и учебником. За этим учебником в школе не видно самого мира. Он словно высокий забор, заслоняет и заменяет окружающий человека мир. Хотя на самом деле, служа информационно-методическим носителем знаний, учебник должен являться зеркалом, отражающим все многообразие и таинство познаваемого мира.

Формирование научных знаний основывается также на познавательной, поисковой и стимулирующей активности человека в процессе деятельности, направленной на преобразование природы. Стимулом же изучения школьных предметов является страх получения двойки и настрой на успешную сдачу экзаменов. Систематическая и изматывающая поддержка состояния готовности учащегося к выполнению школьных заданий направлена на оценивание «качества» освоения образовательных программ, а не на действительное приобретение научных знаний. Но это только одна треть беды.

Другая треть беды относится к развитию воли ребенка. К школьным предметам, относящимся к деятельности и развивающим волю относятся предметы: физкультура, труд и ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности). Причем физкультура (культура тела), как школьный предмет, нацелена в основном на сохранение и укрепление здоровья посредством развития опорно-двигательного аппарата тела. Приходит ко мне на занятия в изостудию девочка и говорит, что у них в школе был зачет по «физре», и теперь все тело болит. Какой тогда смысл в регулярных занятиях? Однако тело состоит не только из мышц, поэтому развитие культуры тела не может сводиться только к тренировке мышц. Изучение предметов труда и ОБЖ также лишено смысла и приносит больше вреда, чем пользы.

Оставшаяся треть беды относится к базовым школьным предметам искусства - изо и музыке, должным развивать чувственный мир ребенка и способность к творчеству. Наличие этих предметов в школе указывает на их важность в развитии человека. В силу этого изо и музыку надо срочно из школы либо изъять, либо кардинально переработать методологию этих предметов искусства. Занятия искусством не являются привилегией избранных. Все люди рождаются с абсолютным зрением, абсолютным слухом и другими абсолютными органами чувств, которые нуждаются в дальнейшем правильном развитии.

Курс систематизации школьных знаний основан на метазадачной беспредметной методологии Эвристической образовательной среды. Знания в современной российской школе построены на изучении отдельных учебных предметов, традиционно рассматриваемых как фундаментальные. Выбор фундаментального набора школьных предметов зависит от ориентации школы на подготовку профильного или универсального специалиста. Необходимо отказаться совсем от такой практики сужения познания мира и рассматривать мир таким, каков он есть, безграничный и единый, загадочный и завораживающий, непостижимый и доступный, всюду и во всём.