Материалы и инструменты для занятий
Справа отображены списки материалов и инструментов для занятий, разделенных по отдельным курсам. Это стартовые наборы материалов, необходимые для начального освоения курсов. Остальные материалы и инструменты приобретаются позже по мере усложнения учебных заданий с учетом и по результатам индивидуальной подготовки.
Материалы и инструменты имеют специфику, которую необходимо обязательно учитывать при их приобретении. Принцип «что угодно, лишь бы было по списку» здесь не подходит. Одни и те же материалы изготавливаются под разные задачи. От качества материалов зависит качество сделанной работы. Кроме того, рынок наполнен некачественно произведенными материалами.
Описание материалов и инструментов для занятий:
Бумага А2 (для живописи гуашью, акварелью и прочими красками)
Рекомендую на первых порах использовать наиболее доступную бумагу ватман, который продается всюду в художественных и канцелярских магазинах обычно в формате А1. В живописи гуашью мы пользуемся бумагой формата А2, поэтому приобретенную бумагу нужно располовинить. Выбор формата и размера картины художник определяет в зависимости от замысла картины. Мы ограничиваемся форматом А2, поскольку методика начального обучения живописи специально разработана под этот формат.
Лучше хранить и носить бумагу в твердой закрытой папке с ручками. Если папки нет, то можно принести бумагу в рулоне. Стороны бумаги гнутся по-разному, поэтому лист А1 лучше скручивать по длинной стороне, а лист А2 по короткой. В дальнейшем по мере роста профессионализма мы будем пользоваться различной по формату, фактуре, плотности, тону, структуре и прочей бумагой.
Бумага А3 (для графики, карандашного рисунка и черчения)
Для графического и карандашного рисунка на начальной стадии мы используем тот же лист ватмана, но в формате А3. Для удобства лучше приобрести бумагу, упакованную в папку.
Бумага А4 (для различных работ по курсам ЭОС и живого рисования)
Обычная офисная бумага белого цвета с обычной плотностью 80 г/кв.м.
Тетрадь в крупную клетку (для различных работ по курсам ЭОС)
Проследите, чтобы клетка на тетрадных листах была нарисована ровно, равномерно и четко.
Карандаши простые
Простые карандаши имеют различные градации тона, твердости и толщины. Твердость карандашей зависит от количества добавленной в графит глины и последующего его обжига. Карандаши маркируются буквами: H (hard-твердые), B (bold-мягкие), EB (extra bold), EE (extra-extra bold), F (fine point-средней твердости), М (мягкие) и Т (твердые), и цифрами, обозначающими степень твердости-мягкости грифеля карандаша.
Набор простых карандашей различной твердости от 9H до EE (Extra-Extra-bold)
Производитель «Staedtler» (Германия) выпускает 3 набора простых карандашей для профессионалов: Art - набор мягких карандашей для рисования, Technic - набор твердых карандашей для черчения, Design - универсальный набор мягких и твердых карандашей (этот набор представлен на фото). Аналогичные наборы выпускают также другие производители, например, «Koh-i-Noor» (Чехия), «Faber Castell» (Германия), «Конструктор» (Россия) и др.
Карандаши простые средней твердости НВ.
В основном мы используем простой карандаш с деревянной оправой грифеля средней твердости: HB или ТМ. Для занятий желательно иметь 2 хорошо заточенных карандаша. Хранить карандаши рекомендуется в пенале с резинками. Для самых маленьких детей лучше всего подходят трехгранные карандаши, а не круглые, чтобы дети привыкали держать карандаши тремя пальцами, а не в кулаке.
Карандаши цветные
Цветные карандаши - это набор карандашей с грифелями разных цветов и соответствующей окраской деревянных оправ грифелей. Цветные карандаши должны быть достаточно мягкими, легко оставляющими яркий сочный цвет на бумаге. Достаточно приобрести набор карандашей из 12 основных цветов.
Ластик
Ластик (резинка, стёрка) - инструмент, служащий в основном для удаления карандашных начертаний (линий и пятен) на бумаге. Кроме того ластиком пользуются для ослабления карандашных начертаний и рисования поверх карандашных пятен. Некачественные ластики крошатся, пачкают бумагу. Наиболее приемлемый ластик фирмы «Koh-i-Noor» со нарисованным слоником. Ластик на концах карандашей мы за ластик не считаем. Также лучше не использовать в качестве ластика клячку, предназначенную для коррекции и чистки рисунков. Не рекомендуется во время рисования держать ластик в руке, от влажных рук он портится. В институте при проектировании нам приходилось часто пользоваться ластиком, поэтому мы вешали на шею длинную верёвочку с ластиком на конце. Нужно добиваться делать рисунки, совсем не прибегая к ластику.
Краски гуашь
Гуашь — самая плотная, укрывистая, непрозрачная краска, поэтому картины, выполненные гуашью, обладают матовостью и бархатистостью. Раньше гуашь четко разделялась на художественную и плакатную. Плакатная гуашь отличалась большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью. Связующее вещество гуаши довольно сложное и состоит из гуммиарабика, фруктовой камеди, декстрина, глицерина, животной желчи, ализаринового масла и других наполнителей.
Возможно, поэтому классическая гуашь исчезла из продажи. Сейчас гуашью называют различные краски, при этом во многих из них отсутствует плотность, непрозрачность, укрывистость, матовость и бархатистость. Специфический, ни с чем несравнимый запах гуаши ушел в небытие. Гуашью теперь не пахнет.
Иногда дети приносят на занятия совсем не подобающую для живописи гуашь - флуоресцирующую, с блёстками и другими эффектами, используемыми в украшательских, декоративных и оформительских целях.
На занятиях мы используем гуашь в наборе из 12 красок. Желательно докупить отдельно баночку с белилами, т.к. белая краска заканчивается быстрее других красок . Палитра для гуаши не нужна.
Акварельные краски
Акварельные краски применяются для живописных и графических работ. Определяющую роль в акварельной живописи играет вода. Свет, проходящий сквозь насыщенную водой акварельную краску, отражается от бумаги и подсвечивает краску изнутри, создавая эффект свечения цвета, легкости, чистоты и воздушности изображения. В акварели обязательно применяется палитра.
Акварельные краски наносятся на бумагу мягкими беличьими кисточками.
Наиболее качественные акварельные краски производятся Ленинградским заводом художественных красок. Рекомендую приобрести набор акварельных художественных красок «Ленинград», «Санкт-Петербург» или «Белые ночи» в кюветах из 16 или 24 цветов.
Кисти беличьи круглые
Беличьи кисти нужны для работы с акварельными красками, а также для работы с тушью и в каллиграфии. Достаточно иметь два номера: №3 и №8.
Беличьи кисти изготавливаются из обработанного волоса верхней части хвоста сибирской белки. Они обладают замечательной впитывающей способностью, легко вбирают большое количество воды и хорошо удерживают её в себе. Мягкие эластичные беличьи кисти с тонким волосом и очень податливым длинным заостренным кончиком идеально подходят для акварельной живописи.
Качество беличьих кистей проверяется следующим образом. Кисть опускаем в воду, затем слегка ударяем черенком кисти по другой руке. Кисть должна остаться прямой, а кончик заостриться. Если кисть согнется, разлохматится или кончик станет недостаточно острым, то такая кисть для работы не годится. Не следует хранить и держать беличьи кисти, сгибая волос. После работы, особенно с тушью, кисти следует тщательно вымыть в теплой мыльной воде.
Кисти щетинные плоские
Щетинные плоские кисти мы используем для живописи гуашью. На начальном этапе нам понадобятся 2 щетинные плоские кисти: №4 и №6.
Кисти служат основным инструментом для нанесения красящих веществ на живописную основу (бумага, холст, дерево и др.) Волосяной пучок щетинной кисти изготавливается из свиной щетины.
Обратите внимание на следующее:
У плоской кисти (в отличие от круглой) обойма, держащая волосяной пучок, сплюснута.
Щетина не должна расходиться на кончике кисти. Толщина волоса щетины не должна быть одинакова по всей длине, кончик волоса у правильной щетинной кисти расщеплен и отшлифован.
Номер кисти соответствует ее размеру по ширине в миллиметрах. Иногда приносят кисть №4 шириной с ладонь.
Линейка 30 см
Линейки производителей сверху вниз: Logarex (Чехия), Rotring (Германия), ErgoDraft ARDA (Италия)
Прямая линейка применяется для проведения прямых линий, геометрических построений, линейных измерений и вычислений. Измерение расстояния по линейке считается неточным, поэтому для большей точности размеры берутся измерителем (измерительным циркулем), иголки которого прикладывают к линейке. Наиболее приемлемая для нас линейка - прозрачная, плоская. Должна лежать плотно и не скользить по бумаге. Размер равен 30 см. Нуль начинается не от самого края. Насечки миллиметров равномерные, нанесены снизу и процарапаны. Скос края максимально утончает линейку на краю для более точного снятия размеров.
Перья
Перо - инструмент для нанесения тонких линий чернилами или тушью на листе бумаге. Перо применяется в графике, каллиграфии, черчении, рисунке и письме, оно дает ни с чем несравнимую четкость линий и штриха. Для удерживания чернил на пере делаются отверстия и насечки. Наилучшим пером для выполнения рисунка является чертежное перо № 201 «Союз». Это перо дает тончайшие паутинные и сочные толстые линии. Сталь этого пера по эластичности близка к гусиному перу. Сейчас это перо исчезло с продажи, как и многие другие разнообразные виды перьев. С появлением шариковой ручки ушла великая культура пера.
Стальные перья слева-направо: Leonardt-№700 и Leonardt-№256, Я-№11, Я-№41
Из отечественных перьев на прилавках сейчас можно встретить стальные перья Ярославского завода металлоизделий: №11 (бывшие школьные перья ) и №41 (для нанесения тонких линий «от руки» на чертежах). Из импортных - никелированные перья английской фирмы «D. Leonardt & Co»: №256 (для рисования виньеток, завитков и росписи по фарфору), №700 (для рисунка и набросков) и №6Н (для набросков).
Держатели с перьями сверху вниз: деревянный держатель завода «Невская палитра» с пером №41,
держатель из букового дерева немецкой фирмы «Lyra» с пером №11,
пластмассовый держатель с пером №23, дающим ровную линию без нажима.
Для работы с пером необходим держатель для пера. Перо должно легко крепиться к держателю и не выпадать из него в процессе работы. Неплохой держатель пера из букового дерева немецкой фирмы Lyra. В наше время, когда мы в школе писали перьями, мы носили с собой, так называемые перочистки - несколько круглых сшитых в середине кусочков фланели для протирания пера от засохших чернил.
Нож канцелярский
Нож канцелярский или резак необходим для резки бумаги, картона, заточки карандашей. Наиболее удобные ножи размером 9 мм: Erich Krause Metal, Fiskars или OLFA Silver.
Инструменты для черчения: подрамник, рейсшина, угольники
Для черчения, проектирования и геометрических построений, прежде всего, необходимы: подрамник с рейсшиной, угольники и циркуль.
Подрамник
Подрамник (в магазинах иногда его называют планшет) - это фанера, склеенная с деревянной рамой. Лучше всего работать на подрамнике размером 50х60 см. Для удобства можно приобрести чехол для подрамника с наплечным ремнем и кармашками.
Рейсшина
Рейсшина - это линейка с роликами на двух концах (рейсшину в виде линейки с ортогональной перекладиной на одном конце мы не используем). Бывают рейсшины с одним или двумя роликами на конце. Рейсшина с одним роликом на конце менее удобна, т.к. она постоянно соскакивает со шнура. С помощью рейсшины проводятся параллельные линии. Рейсшина крепится к подрамнику с помощью тонкого шнура или лески. Шнур привязывается к гвоздикам, прибитым к длинным торцам подрамника. Ширина между гвоздиками равна ширине расстояния между внешними краями роликов. Длина рейсшины должна быть чуточку короче подрамника.
Мы используем рейсшину испанской фирмы DFH - Domingo Ferrer с двойными роликами на концах (фото см. выше). Длина рейсшины 50 см. Номер изделия: 120450 (шнурок придан в комплекте).
Угольники
Угольник - инструмент для построения углов. Нам нужно 2 прямоугольных угольника в 30 и 45 градусов. Требования, предъявляемые к угольникам: Угольники пластмассовые прозрачные. Углы должны быть точными. Стороны угольников прямые без скосов, фасок и вырезов. Нуль начинается не от самого края. Насечки миллиметров равномерные, нанесены снизу и процарапаны. Лучше всего приобрести угольники из прозрачного акрила испанской фирмы DFH - Domingo Ferrer (фото см. выше). Нумерация изделий этой фирмы - угольник 45-45 градусов: 123325 и угольник 30-60 градусов: 124325. Если этих размеров нет в продаже, можно приобрести угольники покрупнее с номерами 123335 и 124335 соответственно.
Приобрести рейсшину и угольники фирмы DFH - Domingo Ferrer можно в Москве в архитектурной лавке на улице Рождественка (метро Кузнецкий мост) или рядом в здании МАРХИ в магазинчике на первом этаже.
Страница находится в режиме наполнения и редактирования ...