Подготовка в МАРХИ
и другие художественные ВУЗы
Курс: Черчение
Основная задача курса: Развитие пространственного представления и способности пространственного чтения формы объектов. Освоение способов изображения и построения трёхмерных объектов на двухмерной плоскости чертежа. Умение точно определять истинные размеры объектов, их взаимное расположение и сопряжение в пространстве. Развитие проекционного мышления и способности читать чертежи в разных системах проекций. Наработка практики изготовления точных, четких и выразительных чертежей.
Кроме того необходимо знать основные принципы и правила построения изображений в аксонометрии и ортогональных проекциях и уметь использовать их в работе. Владеть основными приемами черчения различными чертежными инструментами (рейсшиной, угольниками, масштабными линейками, циркулем, измерителем, карандашами, рейсфедером, рапидографом, пером). Знать правила оформления чертежей (форматы, линии, масштабы, шрифты, правила простановки размеров, радиусов, углов и построения разрезов и сечений) в соответствии с принятыми стандартами для вступительных экзаменов в МАРХИ. Уметь компоновать чертежи на листе и шрифтовые надписи.
Необходимо также владеть основными геометрическими построениями в черчении: делить отрезки и углы на части, проводить разные типы линий, строить сопряжения и основные геометрические фигуры. Особенную трудность для приобретающих навыки проекционного черчения представляет логика ортогонального видения и чтения форм в наклонах, поворотах и сочленениях деталей. Эта логика основана на критерии сохранения непрерывности при изображении трехмерного объекта в глубину на плоскости листа.
Специфические требования к черчению ортогональных проекций заданного аксонометрического объекта, предъявляемые на вступительных экзаменах в МАРХИ.
Основой экзаменационного испытания в МАРХИ является довольно трудоемкое и затратное по времени изометрическое изображение геометризированного объекта со сложной конструкцией, с разнообразной пространственной организацией, с насыщенной пластикой формы. Формирование задания по черчению находится в стадии развития и поиска, задание с каждым годом заметно усложняется. Усложнение задания развивается в количественную сторону и требует все большей быстроты аксонометрического чтения и скорости выполнения точного и аккуратного чертежа.
На вступительном экзамене абитуриент должен по заданному аксонометрическому изображению на выданном листе чертежной бумаги формата А3, вычертить в карандаше с последующей обводкой тушью ортогональные проекции объекта с показом видимых и невидимых линий. Аксонометрия объекта дается в прямоугольной изометрии в масштабе 1:1 со всеми необходимыми размерами и обозначениями, достаточными для однозначного прочтения формы объекта и определения его величины в целом и деталей. Объект дается как монолитное структурное тело, выполненное из одного материала без наличия разъемных узлов и деталей.
Выполнить заданный вертикальный разрез объекта на одной из проекций, с выделением линии разреза более толстой линией без штриховки (за плоскостью разреза также должны быть показаны видимые и невидимые линии). По желанию абитуриента плоскость разреза может быть заштрихована, с расстоянием между штрихами 2-3 мм. Однако при оценке работы будет учитываться качество линий штриховки и мест их примыкания к линиям разреза, а также равномерность штриховки.
Проставить осевые линии, необходимые размеры, диаметры и радиусы, сделать рамку, надписи: «Экзаменационное черчение», «Масштаб 1:1» и строчку линейного масштаба с цифровыми обозначениями. Рекомендуемые толщины линий: основная – 0,3 – 0,4 мм, невидимая – 0,2 мм, осевые, выносные, размерные – 0,1 мм, линия разреза – 0,7 – 1,0 мм. Работа выполняется за четыре астрономических часа. Надписи и цифровые обозначения выполняются специфическим шрифтом, размещение которого на листе изменяется год от года.