Курс: Набросок обнаженной натуры
Основная задача курса: Научиться живому и творческому восприятию и полноценному проникновенному видению окружающего мира. Наработать умение «останавливать прекрасное мгновение» и изображать окружающий мир в его разнообразии и глубине, красоте и таинстве, непосредственности и причастности к изображающему.
Курс набросков с натуры содержит идеи замечательных мастеров искусства и художников-педагогов, наиболее яркие из них, скульптор Марта Дмитриевна Житкова (род.17.01.1928) и американский художник Кимон Николаидис (1891-1938). В конце 70-х годов я прошел курс набросков в скульптурной мастерской Валентина Горчукова и Марты Житковой. Марта привнесла в курс набросков скульптурное мышление, живую линию и пропедевтику. Книгу Николаидиса «The Natural Way to Draw» я нашел в 1991 году в книжном магазине Нью-Йорка. Эта книга навела меня на мысль, что курс набросков может быть не только одним из методических способов освоения рисунка с натуры, но и отдельным самостоятельным курсом. Методология набросков также наработана многими поколениями студийцев.
Набросок, этюд, эскиз, зарисовка, грифонаж, скетч, кроки, штудия и т.д. – это быстрый рисунок, который делается не ради быстроты и скорости. Наспех сделанный рисунок в процессе учебного рисования натуры слеп и формален, он тренирует руку, но не глаз. Рисующая рука приобретает дурную привычку и вредный опыт механичных и схематичных движений, от которых потом трудно избавиться. Поскольку человек рисует только глазами, необходимо научиться осязать натуру глазами и видеть силовые линии формы.
Смотреть – не значит видеть. Глаза, обычно привязаны к накопленным опытным путем образам представления мира, при котором сознание находится в состоянии непрерывного узнавания натуры, вместо того, чтобы смотреть на натуру всякий раз заново. Глаза должны отвязаться от привычного и наработанного опытом представления и научиться входить в прямой непосредственный, физический контакт с натурой. В силу этого рисование набросков является медитативным процессом с изменением сознания, когда исчезает ощущение времени и личного эго и происходит эмпатическое слияние с натурным объектом.
Такое преобразование визуального контакта с натурой противоречит обычному и привычному механизму утилитарного зрительного восприятия. Взамен этого механизма, основанного на энергетике инстинкта, накапливающего опыт, глаза должны выработать иной механизм на основе непрерывного творческого моделирования наблюдаемого мира, проникновенного миросозерцания и смыслового мировоззрения. В наброске важно генерировать визуальную идею, которая обнаруживает новую грань наблюдаемого объекта. Визуальные идеи вскрывают законы и тайны пластического формообразования, пространственно-временного структурирования, смыслов существования видимого мира.
Учебный набросок за 3 секунды
В наброске важна пропедевтическая последовательность, т.е. выполнение методически размеренной цепочки простых задач. Каждая простая задача нацелена на проработку какой-либо одной определенной идеи и намеченного творческого замысла, чтобы точно и выразительно передать в рисунке нюанс, особенность и характер отдельного аспекта изображаемого объекта. Набросок выполняется в состоянии максимальной сосредоточенности в процессе эвристического восприятия и акцентированного наблюдения натуры.
Материалы для первого занятия:
бумага формата А4 - 30 листов, карандаши НВ, 3B, 7B и мягче.