проект эвристического города - обучение детей и взрослых - проектирование жилого дома - метафизика и мировоззрение - алхимия тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Курсы и программы

Ознакомиться с курсами, семинарами и программами по рисунку вы можете, посетив отдельную страничку. Смотрите ниже.

Подготовка в МАРХИ
и другие художественные ВУЗы

Курс: Академический рисунок гипсовой головы

Основная задача: Научиться академическому карандашному изображению объемных фигур с натуры (гипсовая голова, гипсовые геометрические тела, розетки, архитектурные детали и другие, натюрморт, портрет и фигура человека, интерьер и т.д.) на листе белой бумаги по всем правилам и законам классического рисования.

Отдельная задача: уметь рисовать гипсовую голову с натуры в соответствии со специфическими требованиями, предъявляемыми на вступительных экзаменах в МАРХИ.

Прежде чем рисовать гипсовую голову с натуры, необходимо освоить базовые знания объемного рисования. Тому, кто начинает рисовать с нуля, надо вначале поставить руку и глаз. Для постановки руки и глаза начинающие изучают курс живого рисования с натуры за 30 часов. Этот сверхинтенсивный метод обучения рисованию с натуры основан на тренинге координации зрительного восприятия и моторики руки. В основе курса лежит методология, разработанная на основе всестороннего исследования природы рисования. Далее необходимо освоить базовый курс аналитического рисования с натуры от 30 до 45 часов в зависимости от индивидуального уровня дифференциации.

Помимо грамотного рисования существует задача воспитания художника, метафизика и творца. «Искусству всегда угрожали два чудовища – художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником». Если овладение мастерством рисования требует изучения законов и правил изображения, то в искусстве действует только одно неукоснительное правило: «Никаких правил». Художественные ВУЗы созданы для того, чтобы готовить не технарей, а художников, созидающих и преобразовывающих мир на основе чуткого и глубокого понимания фундаментальных ценностей человека.

После начальной базовой подготовки намечается дальнейшая индивидуальная программа обучения в зависимости от целей и задач освоения академического рисунка и натурного рисования. Те, кто готовится поступать в художественный ВУЗ, должен определиться с конкретным ВУЗом, поскольку в каждом из них сформирован свой особый подход и свое отношение и требование к рисунку, значительно отличающееся от остальных. Если кто-либо готовился к вступительному экзамену по рисунку в МАРХИ, то он не сможет с таким рисунком поступить, например, в Строгановку. Ему придется почти заново переучиваться рисовать.

Особый случай с выпускниками художественных школ. Подход к рисованию в художественных школах настолько отличается от подхода к рисованию в МАРХИ, что практически невозможно переучивать выпускников художественных школ для сдачи вступительных экзаменов по рисунку в МАРХИ. Манера и техника рисования, способ изобразительного мышления, заложенные на рефлекторном уровне годами обучения в художественных школах, с трудом поддаются переучиванию. Проблема необходимости переучивать умение рисовать в соответствии со специфическими требованиями ВУЗов отражает глубокий кризис культуры рисунка и изобразительного искусства в целом.

Этот кризис усугубляется превращением методологии обучения рисованию в эксклюзивный ВУЗовский товар, в результате чего ВУЗы заполонили студенты, владеющие «правильным» срисовыванием нескольких натурных объектов. Такая тенденция ведет к падению качества профессионального художественного образования. Человек, всесторонне и основательно обученный рисунку и действительно умеющий рисовать и мыслить рисунком, а не натасканный специфическому рисунку в художественных школах и у ВУЗовских репетиторов, не нуждается в переучивании. Владение рисунком у такого человека универсально, безукоризненно и будет принято с пониманием в любом художественном учебном заведении.

Специфические требования к академическому рисунку гипсовой головы с натуры, предъявляемые на вступительных экзаменах в МАРХИ.

Вступительные экзамены по рисунку в МАРХИ состоят из рисования гипсовых голов: Антиноя, Сократа, Афродиты, Цезаря, Диадумена, Дорифора и Апоксиомена. Состав голов из этого набора менялся в разные годы. Наиболее часто ставились головы Антиноя, Сократа, Афродиты и Цезаря. Головы размещаются на некотором возвышении по отношению к сидящему за мольбертом абитуриенту. Освещение искусственное, верхнее. Рисунок необходимо выполнить за 6 часов простым карандашом на листе формата А3, прикрепленном к мольберту. Целью задания по рисунку является грамотная, конструктивная и выразительная передача объема гипсовой головы на плоскости листа белой бумаги.

Основными требованиями к работе являются:
1. Компоновка - правильные размеры гипсовой головы и равновесная компоновка рисунка по отношению к краям листа бумаги.
2. Пропорции - точные и выверенные пропорции крупных масс объема головы.
3. Движение объемов - Движение и распределение объемов головы в пространстве между собой и по отношению к зрителю.
4. Структурное построение - Структурно и анатомически верно построенная гипсовая голова в объеме и пространстве.
5. Светотеневая моделировка - Грамотно переданные светотеневые отношения освещенных поверхностей головы и убедительная передача гипсового материала техникой штриховки.