создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эвристическая образовательная среда

Школа Тимофеича


Миры, которые мы изучаем в Школе Тимофеича

Важное условие развития ребёнка - сохранение врождённой гармонии внешнего и внутреннего миров в процессе семейного обучения, школьного образования и самообразования.

Разберёмся в этом непростом вопросе.

Привычный мир

Мы живём в привычном нам мире. Мы ежедневно общаемся с нашими домашними, прикасаемся к вещам в доме, гуляем на улице, ходим в ближайшие магазины. У нас есть свой круг общения с людьми, любимые места и постоянные маршруты в своём районе и городе. Мы знаем о других городах, странах, о живом мире, космосе и прошлых временах в истории, хотя ни разу там не бывали.

Тот кусочек мира, который мы видели и ощущали за свою жизнь – это привычный мир. Он на самом деле чрезвычайно маленький по сравнению с остальным гигантским непривычным миром, в котором мы живём. У детей привычный мир совсем крохотный. Большинство взрослых опасаются или вовсе избегают контактировать с непривычным миром. Для детей это насущная необходимость.

Школа должна активно и системно передавать детям опыт и методы общения с непривычным миром.

Границы нашего мира

Наш мир прежде всего ограничивается нашим телом и нашей душой. Тело и душа нуждаются в нашей заботе и развитии.

Далее границы нашего мира распространяются на наш дом и нашу семью. Дом и семья нуждаются в нашей заботе и укреплении.

Дальше границы раздвигаются на людей, с которыми мы общаемся и дружим, и на места, в которых мы трудимся, развиваемся и общаемся. Люди и места ждут от нас внимания и ответственности.

Наш мир связан также с нашей профессией, городом и государством. Здесь мы реализуем наши возможности, интересы, права и обязанности.

Планета Земля является последним рубежом нашего мира, с которым мы выстраиваем отношения необходимости и свободы.

Материальный и идеальный миры

Мир, в котором мы живём, можно разделить на два мира: материальный и идеальный.

Материальный мир – это вся природа вокруг нас и внутри нашего организма, простирающаяся до бесконечности в пространстве и времени, наружу и внутрь от галактических сверхскоплений, туманностей и звёздных образований до квантовых струн, нейтрино, кварков, атомных ядер и электронных оболочек.

Идеальный мир – это сознание, подсознание, самосознание, знание, мышление, интуиция, творчество, эмоции, чувства, память, воспоминания, понимание, воля, интенция, психика, небытие, вера, надежда, любовь, фантазии, концепции, идеи, теории, смыслы, языки, образы, душа, дух, интеллект, мировоззрение, мораль и многое-многое другое.

Идеальный мир познаётся и формируется с помощью языков интеллекта (науки), чувств (искусств), воли (деятельности) и так называемых внутренних практик (интуиция, вера и другие). Универсальными языками описания идеального мира в целом являются речь, математика, музыка, языки программирования и другие.

Материальный мир можно назвать внешним миром, а идеальный мир человека – внутренним миром. Оба эти мира реальны. Ими насыщена жизнь человека. Мы должны постигать оба мира теоретически и практически с одинаковым интересом и усердием.

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». (И. Кант).

Официальная наука отрицает многие феномены идеального мира. Внутренний мир человека наука называет психическим или субъективным миром в отличие от объективного. Вымышленные, фантастические, сказочные миры наука не рассматривает как реально существующие. Сознание, психику, субъективный мир, фантазии, страхи, идеи, любовь, счастье, сочувствие, честь, совесть и тому подобное нужно рассматривать как феномены реального идеального мира.

Информация о внутреннем мире в книгах, в интернете, в различных учениях и в умах людей зачастую извращена, порой отрицаема, безнадёжно заболтана и крайне запутана, несмотря на то, что внутренний мир идеального человека кристально упорядочен и гармоничен.

Привычный внутренний мир

Привычные внутренние миры людей сильно различаются. Настолько сильно, что можно каждого человека рассматривать как отдельную Вселенную. Привычный внутренний мир человека является совокупностью стереотипов, шаблонов, стандартов, паттернов, привычек, представлений, моделей поведения и т.д. Людям очень трудно понимать, что они все разные, поэтому практически все люди в той или иной мере отождествляют себя с другими.

На одни и те же ситуации люди реагируют по-разному в соответствии со своим внутренним миром. Эти реакции имеют всю широту спектра – от сверхэкстремальной до полного безразличия. Для одних что-то вызывает сильный интерес, другие просто этого не замечают.

Привычный внутренний мир человека закладывается с самого рождения. Его формирует семейный уклад, воспитание, места обитания, события и случаи, стрессовые ситуации, круг знакомых и друзей, различные коллективы, в которых человек проводит много времени, увлечения, обучение, образование, профессии, образ жизни и многое другое.

Мировоззрение

Важно сформировать собственное мировоззрение, соответствующее сложности материального и идеального мира в их единстве. Мировоззрение – это созданная каждым человеком внутри себя уникальная и неповторимая картина мира. Мировоззрение – это не просто собственное видение мира. Его не нужно путать с собственным мнением в рассуждениях о мире, представлением мира или мировосприятием. Мировоззрение – это видение мира в его полноте, глубине, гармонии и единстве, тщательно создаваемое непомерным творческим усилием и трудом на протяжении всей своей жизни.

Мировоззрение основано на самосознании. Самосознание начинается с познания самого себя, своего внутреннего мира. «Познай себя» - древнее дельфийское поучение. Прежде чем познавать себя, вначале нужно быть самим собой. По словам Мишеля де Монтеня: «Величайшая вещь в мире – знать, как принадлежать самому себе». Принадлежать самому себе, обладать собой есть подлинное самообладание.

Найти себя означает найти точку истиной опоры, единственной, на что можно действительно опереться в этом вечно движущемся и меняющемся мире. Знаменитую фразу Архимеда можно понимать глубже: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Такую точку опоры никто не сможет дать, её можно найти только самому и в себе самом.

Естественный и искусственный миры

Мир делится также на естественный мир и искусственный мир.

Искусственный мир – это мир, созданный деятельностью человека. Он начинается с синтезированных химических элементов и нанотрубок с толщиной стенки в один атом и заканчивается интернетом и глобальной сетью дорог, опоясывающей Землю. К искусственному миру относятся: одежда и мебель, инструменты и роботы, компьютеры и лазеры, самолёты и города, храмы и книги, колодцы и парки, причёски и парфюмерия, костры и искусственное освещение, искусственная пища и искусственные органы, новые вещества и новые породы животных, симфонические оркестры и спортивные соревнования, деньги и войны и многое-многое другое.

Математик Эдуард Леруа ввёл понятие ноосферы - сферы разума, нового качества мира, развившегося из биосферы. Теорию ноосферы Леруа начал разрабатывать на основе идей Владимира Вернадского и диалектики Плотина. Ноосфера - это искусственный мир, преобразованный из естественного мира средствами внутреннего мира человека. Имея ввиду диалектику Плотина, внутренний мир человека или идеальный мир можно назвать ядром ноосферы, а искусственный мир - её оболочкой.

Основную часть жизни человек живёт в искусственном мире внутри различных помещений и среди множества вещей. Искусственный мир сделан из материалов естественного мира с помощью идей и технологий идеального мира. Это сплав идеального и материального миров.

Мегамир, макромир и микромир

Материальный мир можно поделить на три части: мегамир, макромир и микромир.

Мы живём в макромире. Наш макромир с одной стороны ограничивается самыми мельчайшими объектами, доступными человеческому зрению (до 1/10 мм). С другой стороны границы нашего макромира заканчиваются Солнцем и Луной.

Мегамир и микромир мы не можем видеть. Микромир невидим из-за немыслимо микроскопических размеров. Он проявляется в нашем мире теплом, светом, болезнями и другими явлениями. Мегамир мы видим в ночном небе как 3000 светящиеся точки ближайших звёзд Млечного Пути. Это крошечная часть гигантской Вселенной, не видимой нам из-за невероятных расстояний. Мегамир и микромир мы можем открывать и изучать с помощью приборов или теоретически.

Расстояние до известных на сегоднящний день краёв микромира и мегамира одинаково и составляет по одному ундециллиону метров. Таким образом от края микромира до края мегамира один тревигинтиллион метров, единица с 72 нулями. Посредине между краями миров находится человек размером в 1,83 м (по Модулору). Такой размер в соответствии с числами Фибоначчи и золотым сечением рассчитан по верхнему комфортному пределу для проектирования среды обитания человека.

Космос

Для познания окружающего мира человек должен привести свой внутренний мир в соответствие с познаваемым, стать ему тождественным и соразмерным. Космос есть упорядоченный гармоничный мир. Для его познания человеку необходимо привести себя в порядок и гармонию. Окружающий мир называется макрокосмосом. Упорядоченный и гармоничный внутренний мир человека называется микрокосмосом.

Дети рождаются с изначальным состоянием гармонии внешнего и внутреннего миров. С самого первого вдоха ребёнок начинает расширять, наполнять и связывать оба мира насколько это возможно. Изначально ребёнку помогают родители. Инстинкт родительской помощи заложен природой на генетическом уровне. Важно при этом не нарушить у детей врождённую гармонию.

В развитии ребёнка сохранение врождённой гармонии двух миров является важным условием. Выполнение такого условия генетически не обусловлено и зависит от качеств семьи, этноса, общества и государства. Существует также надгенетический уровень, включающий механизм самосохранения гармонии двух миров посредством гомеостаза.

От рождения до 5-7 лет ребёнок проходит домашнее обучение в основном поведенческого характера. В таком обучении шлифуются инстинкты, данные человеку от рождения. В почве инстинктов зарождается зерно воли, как основы дальнейшего развития человека. Инстинкты структурируются под воздействием среды. Разлад в самых различных формах в семейных отношениях подвергает испытанию отношения внешнего и внутреннего миров ребёнка.

В старину семьи жили в гармонии с миром и с собой. С помощью традиций они передавали из поколения в поколение культуру гармоничной жизни. Традициями обусловлены были все стороны семейной жизни: одежда и её ношение, строительство и планировка жилища, проживание в доме и пользование вещами, ведение домашнего хозяйства, жизнедеятельность, связанная с частями суток и сезонами, отношение к возрасту и полу, ключевые моменты жизни человека и членов семьи (рождение и смерть, свадьбы и инициации подростков и другие), домострой, обычаи и обряды, ритуалы и праздники, поведенческое воспитание и обучение детей, взаимодействия и отношения между людьми, работа и досуг, игры, религия, мораль и многое другое. Это помогало людям укрощать стихии и природу снаружи и внутри себя, черпать в них силы немереные.

Домашнее образование, после выполнения своей основной роли, должно перейти в школьное образование. В системе школьного образования на базе здоровых инстинктов начинается развитие воли, чувств и интеллекта. Деструктивные процессы школьного образования, в реалиях современного мира, не способствуют сохранению гармоничных отношений внешнего и внутреннего миров. В государственном школьном образовании отсутствует важное условие развития ребёнка - сохранение врождённой гармонии внешнего и внутреннего миров.

Среда развития ребёнка в школе, принципиально иная, чем в семье. Это нужно учитывать, говоря о семейном образовании, применительно к детям от 5-7 лет.

Тимофеич