создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эвристическая образовательная среда

Школа Тимофеича


О важности письма

Последовательное закрепление элементов начертания букв в процедурной памяти.

В Школе Тимофеича огромное значение придаётся тренингу письма. Тренинг письма для каждого учащегося проводится на протяжении всего обучения до тех пор, пока его правильное письмо не будет доведено до автоматизма. Автоматизм является здесь ключевым понятием. В тренинге письма применяются разнообразные техники, в том числе разработанные в нашей школе и успешно в ней опробованные.

Проще обучать правильному письму с нуля. Большинство детей приходят в нашу школу из других школ, мягко говоря, с недостаточно наработанным письмом, некоторые с дисграфическим нарушением. Такие нарушения происходят от недостаточно развитых психических, умственных, кинестетических и других функций, управляющих письмом. При этом такие дети уверенны, что им не нужно учиться писать, ведь они же умеют писать. Большие усилия приходится направлять на внушение им того, чем является письмо на самом деле и зачем необходимо правильное письмо.

Отработка не только конструктивных элементов букв, но и элементов движений в начертании букв.

Письмо является важным познавательным навыком. Письмо развивает мозг, задействуя все его базовые механизмы. Эволюционно головной мозг развился вследствие возникновения конечностей тела от необходимости вычислять, контролировать и координировать их сложные и разнообразные движения.

Письмо является одним из многочисленных видов работы с информацией. Оно органично сплетается с чтением, устной речью, памятью, мышлением и другими видами информационной деятельности, влияя на их развитие. Письмо фиксирует текстовую информацию. Существуют и другие виды фиксации информации – изображение, звукозапись, видеозапись и т.д. Непосредственно к письму относится написание разнообразных текстов: конспектов, рефератов, текстовых блогов, описаний, аннотаций, резюме, сообщений, изложений, диктантов, дневников, черновиков, статей, произведений литературного творчества и множество других, включая простую переписку в соцсетях.

В школах необходимо развивать методологию и культуру письма для полноценного развития ребёнка. Письмо в школах должно быть доведено до устойчивого навыка применительно к каждому ребёнку, невзирая на то, сколько времени ему на это понадобиться. Технология ЭОС в нашей школе это позволяет.

Стенографические упражнения.

Особое значение в письме имеет почерк. Почерком, с одной стороны, называют индивидуальный стиль письма. С другой стороны, почерк является сложной системой движений, основанной на основательно закреплённом письменно-двигательном навыке. Доведённый до автоматизма правильный почерк может поправить характер человека.

В государственной школе над почерком не работают. Задачи государственной начальной школы по письму направлены на приобретение навыка письма. На практике задачи упрощены до «научить детей маломальскому письму». В ликбезе 30-х годов грамотным считался человек, умеющий писать хотя бы своё имя. Странно, что в эпоху информационного бума падает значение и качество не только письма, но и чтения, устного изложения мыслей и других информационных навыков. Особенно странно, что это происходит в государственных школах.

В Школе Тимофеича работа над почерком ведётся постоянно. Это особенно важно в наше время, когда общечеловеческая культура письма сползает к каменному веку. Портится не только почерк. В почерке проглядывается личность. Индивидуальное письмо отражает характер человека.

Почерк вместе с характером по мере взросления человека может меняться по форме. Главное, чтобы не менялось то, что лежит в основе чистого письма или чистописания. Обычная школьная трактовка чистописания сводится к каллиграфии или красивому письму. Гораздо важнее то, что чистописание нужно понимать, как ручную типографику – своду строгих правил для достижения наиболее понятного для восприятия читателя текста.

Письменный марафон.

Методология чистописания – это методология работы с почерком. Чтобы поставить правильный почерк, нужно долго и тщательно упражняться. До тех пор, пока навыки чистого письма не укоренятся в подсознание человека до уровня инстинкта, до спонтанности. Изменения достигнутого спонтанного почерка сказывается на изменении в характере.

В освоении письма важна эргономика – оборудование места для письма, освещение, устранение отвлекающих факторов, специфика предметов и объектов письма, положение тела для наиболее комфортного, эффективного и творческого письма, исходя из физических и психических особенностей ребёнка. Значение имеет также настрой и мотивация с опорой на необходимость и потребность заниматься письменной работой и на удовольствие от письма.

Возьмём, к примеру, инструменты для письма. Помню летом 1961 года я прочёл в «Учительской газете» статью о необходимости перехода школ с письма перьями и чернилами на письмо авторучками, заправляемыми чернилами. Я принёс первого сентября в свой 7 класс авторучку. Учитель у меня её отнял. Я показал ему газету со статьёй, после чего авторучку мне вернули и разрешили ею пользоваться. Так я стал первым учеником школы, пишущим авторучкой, а не перьями.

Потом в школах появились шариковые ручки, затем гелиевые, капиллярные и т.д. От этих прогрессивных пишущих инструментов упростилось письмо и вместе с тем упростилась мелкая моторика. Компьютер минимизировал практику письма. Возник провокационный вопрос: «А нужно ли вообще учить детей писать при совершенствующихся технологиях голосового ввода информации».

Как бы ни менялись технологии записи информации, письмо в школах необходимо сохранять и методически совершенствовать.

В школе Тимофеича дети вначале пишут простыми карандашами, доводя индивидуальное письмо до такого уровня, когда можно переходить к перьям. И затем к остальным пишущим инструментам.

 

Тимофеич