создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эвристическая образовательная среда

Школа Тимофеича

Краткое описание

Школа Тимофеича – школа поддержки семейного образования работает по авторской технологии ЭОС (Эвристической Образовательной Среды). Технология ЭОС – это усовершенствованная образовательная система. В ней устранены слабые (устаревшие) стороны классно-урочно-предметной системы.

Презентация ЭОС (Эвристической образовательной среды) на конференции «Открытый город»
в Музее Москвы по теме «Сфера архитектурного образования и карьеры»
и на 25-ом международном фестивале «Зодчество-2017» в Гостином дворе
по теме «Формирование единого понимания качества пространства и среды».

Деление учебного времени на уроки и перемены в ЭОС отсутствует. Учебное время делится на разные промежутки времени в зависимости от продолжительности выполнения тематических заданий. Все учащиеся выполняют учебные задания не по предметам, а по метазадачам. Метазадача объединяет несколько предметов одной темой. Она состоит из большого числа различных учебных задач. Внутри общей метазадачи каждый учащийся занимается по индивидуальной программе. Программа непрерывно корректируется в зависимости от успеваемости учащегося. Индивидуальная программа в ЭОС называется навигатором. Для каждого учащегося он рассчитывается в зависимости от уровня его подготовки. По результатам выполненных учебных работ навигатор выбирает индивидуальные учебные задания.

Навигатор является личной картой усвоения всех знаний, умений и навыков учащегося.
Он оценивает качество выполнения учебного задания и назначает следующие задания.
Навигатор полностью компьютеризован, им может пользоваться каждый учащийся.

Образовательной единицей в ЭОС является ученик. В государственной школе образовательной единицей является класс. Учащиеся в ЭОС группируются не по классам, а по учебным задачам. Это позволяет работать с разновозрастными группами. Возраст учащегося не сопоставляется с программами и учебниками какого-либо класса государственной школы. Учащийся в ЭОС выполняет задание из учебников и пособий разных классов в зависимости от метазадач. Прежде всего подбор заданий зависит от усвоения учебного материала учащимся. Кроме этого учитывается учебная ситуация и состояние учащегося. В Эвристической образовательной среде ситуация погружения ребёнка в учебный труд и коллективная учебная атмосфера рассматриваются как отдельный учебный предмет.

Упражнение на внимание.

Предметное содержание образования в ЭОС полноценно и разнообразно. Полноценно, поскольку количество предметов неограниченно и охватывает все области человеческих знаний. Разнообразно, поскольку смена метазадач меняет состав предметов. Независимо от состава учебные предметы в равной степени развивают волю, чувства и интеллект. Строгого набора предметов по классам нет. Выбор предметов зависит от метазадачи. На начальном этапе обучения подбор предметов нацелен на подготовку и стимулирование учащегося к учебному труду.

ЭОС использует учебники, учебные пособия и методики государственной школы и разрабатывает свои учебные материалы. Активно используются также все каналы передачи информационных сообщений, сопровождающие ребёнка повсеместно и повседневно. Все учебные материалы для каждого ребёнка подбираются на основе компьютеризованной технологии квантификации знаний.

Натурные занятия по изучению местной флоры и фауны по теме «Травы и насекомые».

В Эвристической образовательной среде пять видов учителей, потому что в методике ЭОС главенствует не учитель или учебник, а образовательная среда. Учителя-тьюторы читают лекции, объясняют задания, консультируют, помогают учащимся в полном доступе к источникам информации. Кроме того, они контролируют качество выполнения учебных заданий. Учителя-эвристики формируют пространственную и драматургическую среду знаний. Учителя-сталкеры создают комфортную атмосферу для индивидуального и коллективного учебного труда. Учителя-инструкторы нарабатывают у учащихся твёрдый профессиональный навык. И наконец, сами учащиеся одновременно являются учителями для всех остальных участников образовательного процесса в ЭОС.

Конструирование вместе с учителем-эвристиком структурной основы модели метазадачи «Энергия жизни»,
состоящей из пяти блоков: «Вселенная», «Земля», «Жизнь», «Человек», «Культура».

Архитектура ЭОС принципиально отличается от архитектуры государственных школ. В Эвристической образовательной среде нет классных комнат и рекреаций. В ЭОС иная типология архитектуры учебных зданий и сооружений. Архитектура ЭОС состоит из четырёх видов пространств: атриумных, трансляционных, микрокоммуникационных и индивидуальных. Отношения учителей и учащихся в этих пространствах определяются как четыре типа вниманий. Клеточные пространства государственных школ не подходят для занятий в ЭОС. Для ЭОС нужно проектировать и строить новую архитектурную и дизайнерскую образовательную среду.

Типовая школьная мебель также не годится для занятий в ЭОС. Почему? Потому что она приспособлена только для одного сидячего положения в виде стула. Мебель в ЭОС должна быть разработана для разнообразных статических и динамических положений тела. Под мебелью имеется ввиду не только столы и стулья, а весь предметный и опредмеченный природный мир, связанный с любыми действиями тела – горизонтальные, наклонные, кривые и вертикальные поверхности, ступени, камни, деревья, травы, вода, свет, цвет, звук и т.д.

Чтение

Получение и оценка учебного задания. Выбор учебного задания для каждого учащегося в государственной школе делается на основе учебника. Затем учитель оценивает результат выполнения учебного задания. В ЭОС кардинально пересмотрены понятия класса, урока и предмета. Для каждого учащегося ЭОС постоянно вычисляется специальная матрица способностей индивидуального сознания. Матрица разработана мной как навигационная система критериев оценки индивидуального развития. Она строится на основе выполнения учащимся всех учебных заданий. По матрице составляется навигатор – индивидуальная учебная программа.

В самом начале обучения в ЭОС каждый учащийся получает нулевую матрицу. Выполнение первого задания изменяет его матрицу. Матрицы учащихся после выполнения нескольких заданий будут заметно отличаться друг от друга. Матрица не оценивает, а показывает, какие стороны его сознания не дают учащемуся правильно выполнить задание. Для корректировки развития всех сторон сознания учащегося навигатор анализирует его матрицы и выбирает ему следующие задания. Научившись читать параметры матрицы, учащийся сам может подбирать себе задания в рамках метазадачи ЭОС.

Тимофеич