Эвристическая образовательная среда
Школа Тимофеича
Э О С и с е м е й н о е о б р а з о в а н и е
Клубные занятия Школы Тимофеича.
Разработанную мной систему образования я называю ЭОС (Эвристическая Образовательная Среда). Принципиальным отличием ЭОС от существующего образования является замена классно-урочно-предметной системы системой ЭОС. В системе ЭОС реализуются три идеи. Первая идея - индивидуальный подход к каждому ребёнку. Вторая идея - развитие способности ребёнка к самообразованию. Третья идея - непрерывное созидание детьми и учителями образовательной среды.
В первых двух идеях вроде бы нет ничего нового. Они витают в воздухе и считаются необходимыми идеями реформы образования. По сути же они до сих пор не реализованы. Реализовать их можно только при одном условии. Если полностью изменить классно-урочно-предметную систему. Как раз этого никто до сих пор даже не пытается сделать.
Чтобы понять суть этих трёх идей, нужно сравнить два понятия: образование и познание. Образование – это то, что государство производит и даёт ребёнку для его развития. В познании ребёнок самостоятельно производит и берёт ресурсы для своего развития. Государственное образование начинается со школы. Школа получает от государства аккредитацию и средства, чтобы проводить его политику. Познание начинается с ребёнка, с его врождённого желания и интереса познавать мир. По идее школа должна объединить эти два понятия - образование и познание. На деле образование и познание в школе неравноправны. Познание ребёнка школа подчиняет себе. Потому и говорят, что образование – это борьба системы с природной одаренностью человека.
Сравним школу и ЭОС. Учебный процесс в школе управляется по утверждённому учебному плану. Учебный процесс в ЭОС управляется по результатам выполнения учебных заданий. В школе учителя работают с заранее подготовленными образовательными ресурсами. В ЭОС ребёнок обучается работать с любыми образовательными ресурсами самостоятельно и творчески. Для этого в ЭОС дети вместе с учителями создают ресурсную образовательную среду, насыщенную знаниями и образами. Образовательная среда ЭОС непрерывно меняется, реагируя на перемены вокруг. ЭОС готовит ребёнка к жизни и деятельности в реальном быстро изменяющемся мире.
Мир сильно изменился. Мы живём в эпоху информационного и технологического бума. Человечество погружено в мощную среду информационных ресурсов. Эта среда чрезмерно насыщена, стихийна и агрессивна. Вполне резонно школа отгораживает ребёнка от этой среды, проявляя свою беспомощность и защищая свой учебный план. Но ребёнок таким образом не сможет научиться жить в этой среде после окончания школы. По идее школа должна впустить эту среду внутрь себя, приспособить её к себе, укротить её, сделать её полезной для ребёнка. Если государственная школа откроется для этой среды, то она погибнет. Потому что школа устроена и работает линейно и размеренно, а среда объёмна и стихийна.
Три идеи, о которых я говорю, не реализуются в государстве и обществе потому, что они звучать по-новому, а понимаются по-старому. Например, многие новаторы, говоря об индивидуальном подходе, имеют ввиду работу с каждым учеником отдельно. Ничего новаторского в таком индивидуальном подходе нет. Новаторы работают по классно-урочно-предметной системе. Эта система в школе устроена таким образом, что дети в одном классе должны развиваться одинаково. А это противоречит смыслу и сути индивидуального подхода. Уменьшение количества детей в классе в принципе ничего не меняет. Даже занятие только с одним ребёнком по существу не является индивидуальным подходом. Потому что такое занятие привязывается к школьной программе, изначально рассчитанной на класс.
Дети являются уникальными неповторимыми личностями со своей особой судьбой. Смысл и суть индивидуального подхода к ребёнку надо видеть в абсолютном принятии индивидуальных качеств ребёнка. Государственное образование не видит разницу между детьми в одном коллективе класса и стрижёт всех детей под одну гребёнку. Такова специфика классно-урочно-предметной системы - все дети одного класса одновременно и одинаково в течение одного урока изучают одну общую предметную тему. Последовательность изучения всем классом предметных тем определена учебным планом. Учебный план является стержнем классно-урочно-предметной системы. Он жёстко навязывает одинаковое развитие разным детям.
Многие школы обязывают детей, оформленных на семейное образование и прикреплённых к школе, проходить промежуточную аттестацию. Чем такая аттестация чаще, тем сильнее контроль со стороны школы. При таком условии ребёнок на домашнем обучении вынужден развиваться одинаково со школьными детьми. Закон об образовании предусматривает наличие права семей на прохождение промежуточных аттестаций и экстерном государственной итоговой аттестации. Права не обязывают, можно полностью отказаться от промежуточных аттестаций. Более того, семьи имеют право не прикрепляться ни к какой школе. О своём выборе семейного образования достаточно проинформировать орган местного самоуправления. К школе можно прикрепиться в самом конце 9 и 11 классов для сдачи государственной итоговой аттестации, чтобы получить аттестат об образовании.
Главный принцип семейного образования – приоритет семей перед государством в образовании своих детей. Семейное образование позволяет стать независимым от школьного образования. Ведь именно многие новации в образовании подавляются классно-урочно-предметной системой. То есть семейное образование имеет полную свободу применять современные педагогические достижения для органичного развития своего ребёнка. Для этого в семейном образовании необходимо чётко разграничить отношение к образованию своих детей – либо жёстко привязываться к школьной программе, либо нет. Те, кто ищет альтернативу школьному образованию, могут внимательно присмотреться к образовательной системе ЭОС.
Практика показывает, что применить новые идеи в условиях старого образования невозможно. Чтобы в школе реализовать, к примеру, тот же индивидуальный подход, нужно для каждого ребёнка разработать индивидуальный учебный план. К чему это приведёт? К тому, что для каждого ребёнка в идеале надо построить отдельную школу со своими учителями. То есть, школ должно быть столько, сколько учеников, а учителей должно быть, как минимум, в 10 раз больше, чем учеников. Сами понимаете, что это абсурдно. Чтобы индивидуальный подход стал действительно индивидуальным, нужно переделать классно-урочно-предметную систему.
Государство делает вид, что реформирует образование. На деле оно не может и не хочет этого делать. Я неоднократно, начиная с 1983 года, пытался приспособить технологию ЭОС к государственной системе образования. После каждой попытки я убеждался в справедливости евангельского изречения: «Никто не вливает молодого вина в мехи ветхие». На сегодняшний день можно констатировать, что власть России и ее система образования не готовы к переменам. Развитие ЭОС шло в обход государства, опираясь на потребность, веру и волю семей, не желающих мириться с существующей системой образования.
С 2013 года было узаконено семейное образование и самообразование, согласно закону «Об образовании в РФ» № 273. Таким образом государство пошло на уступку велениям времени, но странным образом. Не желая само реформировать образование и затрачивать на это ресурсы, оно переложило эту проблему на ресурсы семей. Не всех семей. Только тех, кому уже сейчас невмоготу переносить существующее положение дел в школах.
С этого момента в России стало множиться число семей, желающих для своих детей иного образования. Здесь возникает широчайшая палитра нюансов, подходов и толкований иного образования. Этим воспользовался рынок, предлагая образовательные услуги с более комфортной для ребёнка школьной средой. В подавляющем большинстве «иное» образование так или иначе не способно быть независимой от школьной программы. Одной решимости не отдавать детей в школу недостаточно. Нужна решимость отвязаться от школьного учебного плана при условии как минимум равноценной замены школьного образования. Это важно потому, что главным в образовании детей является образование детей, а не получение «корочки» (аттестата о среднем общем образовании).
Рынок образовательных услуг кормится за счёт потребности семей в получении хорошей корочки. Есть два крайних варианта. Первый вариант - не ходить в школу и затем купить корочку. Второй вариант - ходить в школу, исправно учиться и сдать ЕГЭ. Первый вариант ужасен, второй – не подходит семьям, настроенным на семейное образование. Что же тогда может устроить в таком случае? Средний вариант – не ходить в школу и натаскивать своих детей на сдачу аттестаций и ЕГЭ с помощью репетиторов. Не ужасно ли это. Ужас заключается в том, что школа тоже занимается по сути натаскиванием детей на сдачу ЕГЭ. Зачастую даже с этим школа не справляется. И тогда семьям приходится нанимать репетиторов на стороне. В итоге получается сплошной ужас без вариантов.
Семейное образование стало быть не решило проблему в целом, зато создало возможности. Каждая семья в соответствии со своим взглядом на мир и имеющимися ресурсами вправе использовать такие возможности по максимуму.
Тимофеич