Эвристическая образовательная среда
Школа Тимофеича
2019 - 2020
П р е д м е т н о е с о д е р ж а н и е
Состав учебных предметов в ЭОС делится на три блока. Почему?
Человеку извне можно помочь развить посредством образования три качества: волю, чувства и интеллект. Остальные качества развиваются изнутри. Три качества даны человеку природой и три качества человек может развить в себе только самостоятельно. Учитывая это, образование должно дать человеку механизмы поддержки природных качеств и научить его внутреннему развитию. К качествам внутреннего развития относится, например, интуиция. Внутреннее развитие достижимо только при достаточном развитии воли, чувства и интеллекта.
Первый блок предметов направлен на развитие воли, второй - чувства и третий - интеллекта. Три блока предметов делятся на девять основных предметов. Итого: 27 основных предметов.
Каждый основной предмет в свою очередь состоит из девяти предметов. Вместе получается 243 предмета. Например, основной предмет «Химия» включает в себя такие предметы как многочисленные разделы химии, разделы на стыке химии с другими науками, все науки о Земле – геология, геодезия, минералогия, география, картография, палеонтология, климатология, фенология и другие.
Далее каждый из 243 предметов состоит также из девяти предметов. Получается всего 2187 предметов. И так далее. Всё это огромное количество предметов подчинено строгой иерархии. Именно иерархия позволяет строить систему метазадач на основе всех знаний и практик, наработанных человечеством, включая новые знания и технологии.
В этом заключается суть беспредметного образования в ЭОС.
Предметы вводятся в учебный процесс в определённой последовательности в соответствии с метазадачами. Внутри метазадач они по-разному интегрируются друг с другом. Предметы рассчитаны на все возрасты, начиная с 6 лет, с разным уровнем сложности. Учебные предметы государственной школы в рамках ФГОС, включены в состав учебных предметов ЭОС.
Составление карты окружающей школу местности.
Умение знать и изображать место, где ты живёшь, ориентироваться в пространстве,
извлекать различную информацию об окружающем мире рядом с тобой: о домах, соседях,
деревьях, травах, насекомых, птицах, переменах в ландшафте, породах, почве, воде и т.д.
Стартовый состав учебных предметов на 2019-2020 учебный год
Первый блок предметов для развития волевых качеств. К таким предметам относятся:
- Учебный труд (культура труда, азбука работы, мотивация труда, рабочий настрой, работа с материалами и инструментами)
- Исследовательские проекты (метрология, биометрия, моделирование, различные виды наблюдений и опытов и т.д.)
- Обеспечение жизнедеятельности (территория, безопасность и защита, отношение к городу и природе, валеологическая культура, общение, трофология)
- Научная организация учебного труда (планирование, учебное место, учебное время, управление, система учёта и контроля и т.д.)
- Учебное общение и взаимодействие (работа в команде, коллективные игры, этикет)
- Работа с информацией (тренинги на скорость и выразительность чтения, скорость и точность письма /стенография/, умение пересказывать, умение слушать, умение запоминать)
- Культура движений, координация, моторика
- Тренинги памяти, наблюдательности, воображения, фантазии, волевое воспитание
- Тренинги самоконтроля, сосредоточения, внимания, ретроспекция, познавательный интерес
Эмпатический танец камней.
Хореография подражания естественным и искусственным природным объектам и явлениям в движении:
камням, песку, воде, воздуху, огню, свету, деревьям, травам, тканям, верёвкам, бумажному листу и т.д.
Второй блок предметов для развития чувств. К таким предметам относятся:
- Лепка, пластика, конструирование, моделирование
- Основы движения, ритмика, танец
- Театрализация учебных заданий
- Проектирование и формирование образовательной среды
- Перфоменсы и секвенции учебных ситуаций
- Графический дизайн, инфографика, иллюстрация
- Графические упражнения, шрифтовые упражнения, каллиграфия
- Иллюминация и живопись
- Звукоритмические упражнения. Поэзия. Описание изображений, процессов и ситуаций. Литературные игры. Тематические сочинения
Геометрией в государственной школе начинают заниматься с 7 класса из-за сложности логических рассуждений.
При этом старшеклассники испытывают большие трудности в понимании геометрии.
Государственная школа ввела наглядную геометрию в младшие классы.
Наша школа учит детей чертить и готовит детей к геометрическому мышлению с 1 класса.
Третий блок предметов для развития интеллекта. К таким предметам относятся:
- Астрономия. Физика. (система космических объектов, стандартная модель Вселенной, термоядерный синтез)
- Химия. (Химические элементы. Органогены в Таблице Менделеева) Основы географии, геологии и климатологии. Фенология. Картография
- Биология. Биохимия. (Метаболизм. Таксономия живой природы)
- История. (Истоки современных политических, экономических и других систем в истории 15-16 веков)
- Экономика. Формирование основ экономической культуры
- Психология. (ощущения, чувства, эмоции)
- Культурология. Искусствознание. (История искусств. Культура эпохи Возрождения)
- Грамматика русского языка. (Слово и предложение. Орфография и синтаксис)
- Философия. Мифология. Основы теории систем. Арифметика. Геометрия
Практика - один из главных принципов учебной деятельности в ЭОС. С самого начала учащиеся должны приучаться делать всё вручную – точно, быстро и качественно. Например, работа с картами в географии, истории, климатологии и других науках. Никаких контурных карт, пока не поймём, как делаются карты.
К картам мы приступаем работать уже на первом-втором году обучения. Вначале изучаем геометрические фигуры, аксонометрию, проекции, масштаб, методы измерения, систему координат, таблицы, факторы генерализации и т.д. Осваиваем чертёжные инструменты. Первая карта по географии – максимально генерализированная карта мира. Эту карту вычисляем и вычерчиваем в цилиндрической произвольной прямой перспективной стереографической проекции Голла на секущем цилиндре. Первая карта по истории – карта Европы 1500 года.
Карта Северной Америки. Артюхович Аня. 10 лет.
Эта достаточно информативная карта делалась поэтапно, начиная с изучения литосферных плит земной коры.