создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эвристическая образовательная среда

Школа Тимофеича


Навык или натаскивание

«От горячих споров об образовании, воспитании и культуре мы подходим к тренажу...
Должна сложиться особая наука – педагогика тренировки. Она строится кропотливо
и мелочно. В ней все рассчитано и учтено».
/А.К.Гастев – основатель и директор Центрального института труда. 1921 г/

Иллюстрация из книги А.К.Гастева «Как надо работать».

В государственных школах при усвоении ЗУН (знаний, умений и навыков) начинают с усвоения знаний. На основе знаний развиваются умения. Затем нарабатываются прочные навыки. Если знания – это голова, умение – руки, а навыки – ноги, то опорой ЗУН служит голова.

На самом деле обучение должно начинаться с формирования навыка, а не знания. В том числе навыка обретения знаний. ЗУН должен быть НУЗом и поставлен на ноги, а не на голову. В курсе «Подготовки к школе» в Школе Тимофеича именно так построено обучение ребёнка.

Школа Тимофеича начинает с практики наработки прочных навыков. Не только навыков письма, счёта и чтения, но и навыков внимания, сосредоточения, старательности, мышления, сообразительности, запоминания, терпения, прилежания, труда, дисциплины, рассказывания, слушания, творчества, координации движений, общения, планирования, целеполагания и многих других.

Школа Тимофеича относит усвоение навыков к развитию волевых качеств. Развитие волевых качеств при этом не размыто по всему процессу школьных занятий. Оно выделено в ряд отдельных предметов. Таких предметов в государственной школе нет. Не стоит даже вопрос об их разработке и доведения до учебников и учебных пособий.

Усвоение навыков необходимо отличать от натаскивания.

Формирования навыка – процесс длительный и вдумчивый. Натаскивание – процесс быстрый и механический.

Формирования навыка учитывает индивидуальные особенности ребёнка. При формировании навыка ребёнок чувствует предмет обучения, достигает его понимания и получает удовольствие от процесса обучения. Натаскивание прогибает детей.

Знания и умения, опирающиеся на навык, становятся прочными. К натаскиванию прибегают, чтобы получить быстрый результат.

Натаскивание не формирует знания и умения. При этом натаскивание нарушает механизмы формирования навыка. Натаскивание нацелено на удерживание на короткий период некоторых объёмов информации, наработки формальных и механических действий. Натаскивание является подходящим методом для подготовки к сдаче экзаменов и контрольных по схеме «сдал - забыл». Концентрация на сдаче экзаменов является вынужденным стимулом перед страхом провалить экзамены, а не умением трудиться и учиться. Трудолюбие формируется навыком.

Первоначально дети получают информацию, а не знания. Информация трансформируется в знания, опираясь на навык разнообразной работы с информацией, умение её усваивать. Информация – понятие количественное, знание – понятие качественное. Знания не могут быть первичны в триаде основ обучения ЗУН.

Навык на начальном этапе ставит задачи превращения ребёнка в ученика, затем полноценного и всестороннего развития ребёнка, и в конечном счёте становления уверенного в себе саморазвивающегося человека.

Тимофеич

3 августа 2023 года