создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эвристическая образовательная среда

Школа Тимофеича


О чём говорит двойка, полученная в школе вашим ребёнком?


Фёдор Павлович Решетников. «Опять двойка»
Эту картину можно трактовать так. Пять живых душ в семье символизируют пятёрку семейного единства.
Полученная мальчиком двойка расколола семью на двойку и тройку. Между ними как будто глубокий овраг, шрам.
Тройка отстранилась от мальчика, несмотря на сопереживание матери. Только собачка ведёт себя по-человечески.

Двойка, которую приносит ваш ребёнок из школы, – это двойка не вашему ребёнку. Эту двойку по сути учитель ставит самому себе.

Двойка вашему ребёнку является показателем недоработки и непрофессионализма учителя.

Обязанность учителя – научить ребёнка. Если ребёнок выполнил свою задачу неправильно, то это означает, что учитель недостаточно доходчиво донёс до ребёнка учебный материал. Он не повозился с данным конкретным ребёнком, не настроил его на выполнение задания, не растолковал, не наладил душевный контакт, не нашёл ту точку, где ребёнок потерял связь в логической цепочке методичного усвоения предмета.

Отдельный случай, когда ребёнок получил двойку за несделанное домашнее задание, нужно расценивать как совместный провал учителя и родителей.

Выполнение учебного задания на двойку должно побудить учителя работать с ребёнком до тех пор, пока он не выполнит его на четыре или пять. Независимо от количества попыток. Только после этого есть смысл переходить к следующей задаче. Именно так должно быть.

На самом деле всё гораздо сложнее.

Учителя тоже нужно понять. Учебный план государственной школы не даёт учителю никаких возможностей дорабатывать каждую учебную задачу до конца с каждым учеником. Его уволят, если он выпадет из графика учебного плана. Поэтому позор от поставленной ребёнку двойки относится не к ребёнку и его родителям, и даже не к учителю, а к системе государственного образования.

Систематическое получение ребёнком двоек также означает, что учитель начальной школы с самого первого класса не воспитал и не научил ребёнка быть учеником, не развил его волевые и чувственные качества, внимание, ответственность. Не потому что не хотел, а потому что в учебном плане школы не предусматривается серьёзность тренировки этих важнейших и определяющих навыков. Иначе, в учебном плане на самой первой строчке был бы вписан этот отдельный предмет и были бы написаны соответствующие учебники.

Более того. Школьные программы разработаны таким образом, чтобы учебные задания каждого урока были доступны самому что ни на есть тугодуму. Из-за этого буксуют смышлёные ученики, снижается динамика учебного процесса, а те ученики, которые могут усвоить учебный материал за год, вынуждены учить его 3 года, что невольно превращает их в лучшем случае в тех же тугодумов. Возникает смутное подозрение, что все учебники рассчитаны на тугодумное мышление. Как же при таком раскладе некоторые ученики умудряются получать двойки?

Вывод один: если ваш ребёнок получает в школе двойки, значит в этой школе не учат.

Так устроена система государственного образования. Критерий оценки качества освоения учеником образовательных программ целиком и полностью привязан к учебному плану классно-урочно-предметной системы образования. Эта система была изначально разработана для подготовки профессионалов, специалистов узкого профиля в угоду промышленных нужд прошлых веков. На сегодняшний день эта система противоречит современным требованиям школьного развития детей. По большому счёту она всегда со дня своего существования противоречила полноценному развитию человека.

Случаи систематического получения двоек ребёнком можно расценивать как невезение с данным конкретным учителем данной конкретной школы.

Однако всё не так просто. Допустим найдена школа с хорошим учителем математики, но с неважным учителем русского языка. Тогда двойки по математики исчезнуть, но могут появиться двойки по русскому.

Коммерческие школы ничем не отличаются от государственных в плане образования детей. У них тот же самый учебный план. Они могут быть лучше, а могут быть и хуже государственных. Репетиторство не учит, а натаскивает ребёнка на механическое выполнение определённых наборов заданий для сдачи экзаменов. О получении ребёнком у репетиторов твёрдых предметных знаний нужно забыть. Практика показывает также, что переход на домашнее образование детей в полном отрыве от школы резко снижает качество школьного обучения детей.

Зачастую бывает так, что ребёнок в школе получает не двойки, а более высокие оценки, но качество усвоения ребёнком школьных знаний, мягко говоря, никакое, хуже двойки. То есть выставляемые детям оценки в школе являются показушными и не отражают истинной картины обучения ученика. Судите сами. Почти у всех взрослых, закончивших школу, независимо от того, были они отличниками или двоечниками, полученные школьные знания в подавляющем своём объёме выветрились из головы. А ведь на школу был потрачен десяток лучших лет жизни.

Есть ещё один неприятный аспект. Современное российское общество охвачено потребительским отношением человека к своей жизни, навязанным глобальной рыночной экономикой. Рынок захватил также сферу образования, постепенно подчиняя себе даже содержание образования. Что касается двойки, то рынок повышает её статус. Рынок школьных образовательных услуг в форме репетиторства процветает за счёт уменьшения качества образования в школах и увеличения количества двоечников. Логично предположить, что школьные учителя, вовлечённые в рыночные отношения, сознательно не учат или плохо учат детей, пополняя клиентскую базу образовательного рынка.

Подведём итог. Проблема двоек не решаема, поскольку здесь завязан узел проблем школы, семьи, государства, общества, современности. Можно решить эту проблему реформированием образования. Однако реформирование образования упирается в проблему государства, та в свою очередь упирается в проблему общества, которое зависит от образования. Узел туго затянут.

Существуют банальные схемы движения ребёнка по ступеням образования от начального до высшего. Семьям следует приловчиться к этим схемам и двигаться по ним, стараясь по возможности поднимать оценки для прохождения экзаменационных барьеров всеми возможными способами. Если система государственного образования держится за задачу подготовки специалистов, то нужно стремиться стать специалистом насколько это возможно.

Собственно, так все и делают.

Отдельные семьи, которые заботятся о настоящем качестве образования своего ребёнка в русле полноценного развития человека, понимают необходимость подняться над этими схемами. Им остаётся, учитывая состояние государственного образования, полагаться на свои собственные материальные, творческие и интеллектуальные ресурсы.

Следует учитывать ещё один феномен, чтобы особенно не расстраиваться по поводу двоек вашего ребёнка.

Школа ценит отличников, которые научились формально зубрить тексты и следовать заученным схемам решения учебных задач, не вдаваясь в суть изучаемого материала. После окончания школы обаятельные и старательные отличники могут не выдержать сложность реальных проблем жизни и деятельности и затеряться в общей массе.

Пытливые ученики очень медленно осваивают учебный материал. Сообразительные ученики схватывают тему урока на лету. Неуёмные непоседы постоянно выпадают не только из темы урока, но и самого урока. Все они не вписываются в размеренный ритм школьного учебного плана и слывут в школе двоечниками и троечниками.

После окончания школы как отличники, так и двоечники могут стать успешными в жизни. Почему так удивительно получается - вопрос отдельного рассмотрения.

Тимофеич

8 мая 2023 года