Диего Родригес де Сильва Веласкес
Менины
1656 год
Мадрид. Музей Прадо
Маленькая принцесса в сопровождении своей свиты пришла поинтересоваться, как продвигается процесс написания портрета ее родителей. Ей стало душно, и она попросила воды. Две девочки-служанки (менины) словно кружат вокруг нее хоровод услужливости, заботы и внимания. Одна из менин, преклонив колено, подает принцессе кувшинчик с водой на серебряном подносе, другая приседает перед ней в реверансе.
Испанский художник Диего Веласкес (1599-1660) изобразил в Менинах самого себя, пишущего портрет королевской четы. Веласкес в это время жил и творил в должности придворного художника в королевском дворце Реаль Алькасар де Мадрид. Действие в картине происходит в ателье художника, устроенном в комнате умершего в возрасте 16 лет принца Балтасара Карлоса. Балтасар был единственным сыном Филиппа IV и прямым наследником престола. После смерти сына Филипп IV женился на его невесте Марианне Австрийской.
Взгляд художника направлен на зрителя, словно он рисует нас с вами, смотрящих на картину. Однако на нашем месте виртуально вот уже несколько веков стоит королевская чета Филипп IV и Марианна Австрийская. Мы видим глазами короля и королевы то, что происходит перед их взором в момент, изображенный на картине. Их неявное присутствие явно и реально отражено в мутном зеркале, висящем за спиной художника.
Отражение в зеркале королевской четы условно, поскольку вид отражения в зеркале с такого расстояния таким быть не может. Веласкес никогда не писал совместного портрета короля и королевы. Вместе они изображены только в Менинах и не как отдельный парный портрет, а как намёк на их совместное присутствие в действии, происходящем в ателье художника. Загадочное зеркало является одним из виртуальных порталов, которые превращают картину в незримый перекресток изобразительных миров. Но об этом позже.
Сама по себе картина производит впечатление обычной жанровой сценки. Но стоит только вникнуть в скрытую изобразительную игру Менин, и мы вслед за романтическим поэтом Пьером Теофилем Готье воскликнем: «Где же здесь картина!?» Фокус здесь в том, что запечатанная многослойность и изощренность картины требует творческой распаковки. Это подвигло Пикассо заняться тщательным лабораторным препарированием Менин.
Картина, которую пишет Веласкес на своей картине, пристально вглядываясь в зрителя, отвернута от нас, и мы не видим, что на ней изображено. Однако, несомненно, это именно та картина, которую мы лицезреем перед собой. Мы видим уже законченную картину, которую художник еще пишет на картине. В свою очередь сам художник пишет картину, в которой он смотрит на самого себя в процессе написания той же самой картины. И так далее.
Бесконечная череда пространственно-временных отражений создаваемого и созданного мира – загадка нескончаемого творчества. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» - воскликнул Фауст в трагедии «Фауст» Иоганна Вольфганга Гёте. Для нас Веласкес остановил мгновение в своей картине. Для себя же он продлил мгновение в бесконечность, продолжая писать свою калейдоскопическую картину, которую он уже написал для нас.
Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). Эта техника известна также как «эффект Дросте». В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. Веласкес раздвинул пространство своей картины за пределы картины, рекурсии, времени и самой реальности.
Нам известны все 16 персонажей, изображенных на картине (неодушевленные персонажи в картине - кувшинчик с водой, банты, лестница и другие играют в картине свою роль, которую мы обсудим позже, но мы не вводим их в этот список):
1. Король Испании и Португалии Филипп IV и его вторая жена королева Марианна Австрийская отражаются в зеркале на дальней стене. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Жизнь во дворце король упорядочил до мелочей настолько, что правила дворцового этикета больше походили на воинский устав внутренней службы. Сцена в картине, которая будет подробно изложена ниже, иллюстрирует жесткий уклад жизни во дворце.
2. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Испанская знать не жаловала новую королеву. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Осенью 1649 года по дороге в Испанию в каком-то городе будущей королеве преподнесли в дар пару вязаных шелковых чулок. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, поэтому чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». 15-летная Марианна проплакала весь остаток пути, представляя, как ей в Испании отрубят ноги.
После смерти мужа в 1665 году Марианна стала править государством в качестве регентши при трехлетнем сыне Карле II. В 1668 году католический миссионер монашеского ордена иезуитов Диего Луис де Сан-Виторес назвал в ее честь Марианские острова в Тихом океане. С одного из этих островов Тиниан взлетели в начале августа 1944 года американские самолеты, сбросившие атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Именем Марианны названа также самая глубокая впадина на планете – Марианский желоб глубиной свыше 11 тыс.км.
3. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. На картине ей 5 лет. Она была всеобщей любимицей - «солнечным лучиком» Алькасара. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Но это было обязанностью художника, поскольку каждые три года ее портреты отправлялись в Вену ее жениху - будущему императору Леопольду I, который приходился ей родным дядей и кузеном одновременно.
Она вышла замуж в 1666 году в возрасте 14 лет и переехала в Вену. В её приданом, помимо прочего, было около тысячи семисот килограммов шоколада. Как её тетка, знаменитая Анна Австрийская, приучила к шоколаду французов, так и Маргарита - австрийцев. Вместе со своей свитой Маргарита привезла в Вену чопорность, надменность и чинность испанского двора, за что ее невзлюбила венская знать. Маргарита почти точь-в-точь повторила судьбу своей матери Марианны Австрийской.
4. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. В 1623 году умер придворный живописец Родриго де Вильяндрандо. Севильские земляки, служившие во дворце, быстро подсуетились и подсунули королевскому брату кардиналу-инфанту Фердинанду один из портретов, написанных Веласкесом. Этот портрет произвел впечатление на короля Филиппа IV, и он приказал своему брату уступить очередь позирования. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора - квартирмейстера для важных персон.
5. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Когда Инфанта Маргарита родилась, к ней приставили двух девочек-служанок в возрасте 12 лет. В их обязанность входило жить с принцессой неотступно, подчиняясь ее ритму жизни, и обеспечивать все ее жизненные и поведенческие функции до тех пор, пока принцессе не исполнится 12 лет. Должность Менин при инфанте являлась почетной, и считалось, что девочкам несказанно повезло. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду.
6. Донья Исабель де Веласко присела в реверансе. Она находится не в том месте, где положено по этикету. Исабель должна стоять перед принцессой, в данном случае, как и Агостина, отодвинувшись в сторону, чтобы не заслонять ее от королевской четы. Веласкес расположил Исабель за спиной инфанты из композиционных соображений. Обе девочки одеты в пышные и нарядные светло-серебристые одежды с темными зеленовато-серыми юбками, расшитыми серебристо-серыми лентами.
7. Дуэнья Марсела де Ульоа стоит за спиной Исабель. Ее придворная должность - гвардамучачас («гварда» - охрана, «мучача» - девочка, т.е. охранительница девочек). Если менины следуют ритму жизни инфанты, то Марсела должна строго следить за ходом этого ритма со стороны инфанты и менин. Возможно, эта строгость подчеркнута монашеской одеждой Марселы, однако ее поза в картине противоречит ее статусу и не соответствует текущему моменту.
8. Дон Диего Руис де Аскона стоит рядом с Марселой. Его должность «гвардадамас» говорит нам, что он охраняет всех четырех дам от нежелательного вторжения в их круг посторонних лиц. Понятно, что субъектом его особого внимания является инфанта, и Диего, прежде всего, является ее телохранителем. Внешне безучастная и почтительная поза Диего напоминает дремлющего льва, которого лучше не будить.
9. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы. Своим уродливым видом, находясь рядом с принцессой на людях, Барбола привносила контраст, необходимый для создания эффекта красоты далеко не идеальной красавицы инфанты. «Свет мой, зеркальце, скажи…». Ходячее кривое зеркало, отражающее все наоборот – зеркальная поза карлицы на картине, темное мешковато сидящее платье, дешевые побрякушки-украшения, мрачное выражение одутловатого лица, растрепанные темные волосы, тучность фигуры и прочее.
10. Паж из Италии Николасито Пертусато в должности шута и мальчика на побегушках. Красный камзол Николасито – единственный яркий цвет одежды среди приглушенных тонов одеяний остальных персонажей. Он же единственный, кто позволяет себе активные вольности в поведении в присутствии королевских особ, пиная собаку.
11. Собака Алеасар. Старый пес вальяжно разлегся на полу, пытаясь слегка подремать и выражая недовольство по поводу действий несносного мальчишки.
12. Гофмаршал Дон Хосе Ньето де Веласкес стоит в контровом свете на лестнице в обрамлении проема двери. Художник изобразил на картине своего родственника, которого он по блату устроил во дворец. В должность Хосе входило в частности открывание и закрывание штор строго по расписанию.
Остальные четверо персонажей изображены на двух больших картинах фламандских художников на дальней стене. Эти картины никогда там не висели. Художник разместил их в своей картине в качестве намека, но об этом позже. Слева висит картина «Афина и Арахна» Питера Пауля Рубенса (1577-1640), справа - «Аполлон и Марсий» Якоба Йорданса (1593-1678). Обе картины написаны на один и тот же сюжет – состязание простых смертных с богами Олимпа.
13 и 14. Афина и Арахна. Арахна - дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. Искусная пряха, ткачиха и вышивальщица Арахна достигла совершенства в своем мастерстве, чрезмерно возгордилась, чем привлекла к себе внимание богини Афины – покровительницы ремесел. Арахна выткала свой самый лучший ковер, но разве сравнится земная нить с небесной нитью богини. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы».
15 и 16. Аполлон и Марсий. Бог дикой природы Пан изобрел флейту сирингу и подарил ее Афине. Увидев в отражении озера свои раздувающиеся щеки при игре на флейте, Афина выбросила флейту и наложила на нее проклятие. На свою беду флейту нашел Марсий. В игре на ней Марсий достиг совершенства и вызвал на состязание бога Аполлона – покровителя искусств. Когда заиграл Марсий, запели все птицы. Когда же зазвучали струны кифары Аполлона, птицы заворожено умолкли. В наказание за дерзость Аполлон содрал с Марсия кожу.
Помимо различных действий в картине «Менины» изображена сцена подачи воды инфанте, иллюстрирующая жесткую регламентацию поведения во дворце Алькасар. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Та послала за водой Николасито. Мальчик побежал в определенное место во дворце, где хранилась запертая в шкафах посуда с приставленной к ней охраной. Там ему выдали серебряный поднос, на который поставили личный кувшинчик инфанты из красной ароматической глины букаро. Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода, и там ему наполнили кувшинчик.
Все эти осторожности, особенно с питанием, связаны с обычными угрозами смертельных отравлений со стороны потенциальных претендентов на престол. Затем Николасито принёс поднос с кувшинчиком и отдал его одной из менин, в данном случае, а возможно и всякий раз, Агостине. Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Другая менина Исабель должна встать напротив инфанты, присесть в реверансе и приготовить салфетку для вытирания губ. Гвардамучачас Марсела должна была встать рядом с инфантой и проследить за тем, правильно ли инфанта глотает воду, чтобы, к примеру, принцесса в спешке не поперхнулась.
В изображенном моменте инфанта протянула руку к кувшинчику, но тут ее внимание привлекло то, как Николасита пытается расшевелить пса. Она повернула к нему голову, хотела рассмеяться, но тут же спохватилась и бросила беглый взгляд на родителей, чтобы оценить их возможную реакцию на проявление с ее стороны подобной вольности. Исабель, заметив это, также взглядом проконтролировала ситуацию. Агостина же, не поведя бровью, проявила вышколенное воспитанием хладнокровие.
Марсела, прямой обязанностью которой было упреждение подобных ситуаций, отвернулась, делая вид, что ничего не заметила, поскольку якобы делилась важным сообщением с Диего. Она даже жестом своей руки усилила свою отстраненность от происходящего. Диеге пришлось при этом сотворить безучастный вид, показывая, что не он явился причиной отвлечения Марселы.
Продолжение следует ...
Тимофеич
Страница находится в режиме наполнения и редактирования