Мастера искусства
С сегодняшних позиций, взглядов, принципов, вкусов и прочего трудно понять то состояние шока у достопочтенной публики, которое вызывали временами картины новаторов живописи прошлых веков. Современную публику невозможно сейчас чем-либо удивить. Тем не менее, массовый зритель наших дней обходит многие шедевры живописи молчанием, принимая их существование в качестве культурных ценностей мирового значения как данность, как недоразумение, как чуждый и параллельно существующий мир или как нечто недоступное пониманию. Козьма Прутков в этом случае утешал: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».
«Чёрный квадрат». 1915 г. Казимир Малевич (1878-1935)
Любое массовое неприятие произведения искусства является сигналом появления настоящего художника, нашедшего новую более совершенную и адекватную форму отображения реалий нашего мира. «Художник первородный - всегда трибун. В нем дух переворота и вечно - бунт» - писал архитектор и поэт Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010). Массовое мировоззрение инертно. Оно основывается на общепринятых ценностях, принимаемых статистическим большинством определенного сообщества. Общепринятые ценности очерчивают круг понятий, на который намекал Прутков и который формируется господствующим образованием, этнической идеологией, состоянием социума, характером культуры, уровнем глобального сознания, социальной идентичностью и положением цивилизационной матрицы. Очертание такого круга удерживается рамками страха перед потерей доступной реальности.
«Авиньонские девицы» /Les Demoiselles d’Avignon/. 1907 г. Пабло Пикассо (1881-1973)
Нам неизвестно какова реальность на самом деле. Природа дала нам возможность воспринимать реальность с помощью органов чувств и перцептивного мышления. Картина такой воспринимаемой реальности дает нам возможность обеспечивать свою жизнедеятельность, которая является только лишь базой для построения гораздо более сложных картин мира с целью реализации фундаментальных задач человека и социума. Инертность массового мировоззрения состоит в том, что большинство довольствуется обыденным мышлением, не развивая его до глубин смыслового мировосприятия. История изобразительного искусства является историей развития мировоззренческих форм. Неоценимый вклад в это развитие внесли своим подвижническим трудом великие мастера искусства всех времен и народов.
Прерафаэлиты (2-я половина 19 века)
Продолжение следует ...