Проект «Река в городе»
Вхождение в тему. Предварительное обсуждение феномена реки в городе.
В Центре ЭОС по пятницам проводится архитектурный и дизайнерский проектный семинар «Река в городе». На семинаре отрабатываются технологии эвристического проектирования различных архитектурных и дизайнерских проектных задач.
На примере эвристического проектирования городских пространств, связанных с текущей в городе рекой, раскрывается методология архитектурно-дизайнерского понимания города, его проектирования и реконструкции.
Река внутри города – это меньше всей реки, ее обширного бассейна и всего того, что мы связываем с понятием реки. В то же время текущая по городу река больше, чем просто река. Что мы рассматриваем, размышляя о реке в городе, - текущую по территории города реку или стоящий на реке город, а может быть только человека, опирающегося на чугунную решетку гранитной набережной и смотрящего на неторопливый водный поток?
Пространство реки в городе. Клаузура. Фрагмент предварительного наброска. Тимофеич.
Проектный феномен «река в городе» рассматривается в методологии ЭОС как локус и подвергается квантификации. Локус представляет собой актуализацию метафизического объёма в сознании человека. Метафизический объём формируется пересечением трёх мировоззренческих отношений к миру: объектного подхода, способности к идеализации и интуитивного видения. Объём локуса «реки в городе» строится по трем измерениям: река, город, человек.
Река является, прежде всего, водой, затем водой текущей и далее водой, наполненной энергией и жизнью. Город пользуется рекой как градостроительным материалом, затем как динамическим связующим элементом и далее в качестве культурного феномена. Человек ощущает реку физически, затем ментально и далее сакрально (иеротопия).
Клаузура. Графическое обминание проектной темы. Групповая работа.
Пример постановки дивергентной проектной задачи в эвристической среде.
Рассмотрим реку в городе как источник воды для питья, гигиены, хозяйственных нужд и прочего и доставку речной воды до потребителя. Город научился отводить реку от его русла, бесконечно ветвить и собирать потоки воды в нужных направлениях. Для этого в городе построена сложная сеть инженерных коммуникаций в виде труб различного назначения. Увидеть такую сеть невозможно, она скрыта в массиве строительных материалов. Если бы она открылась нам целиком и полностью, то картина была бы неописуема.
Водопроводный кран на кухне впускает реку в наше жилище. Река в водопроводной трубе, по сути, ничем не отличается от реки, заключенной в трубу, текущей в тоннеле или даже маленькой своей частью под мостом. Водосточная труба, внутри которой текут потоки дождевой воды, родственна водопроводной трубе. Далее, русло реки можно рассматривать как желоб и значит как открытую трубу. Рассматривая русло реки как самостоятельный формообразующий элемент в городе, можно убрать материал (землю, дно, стены, конструкции, берега и прочее) вдоль русла реки, повесить реку в воздухе и затем заменить этот устраненный материал более качественной организацией пространства.
Процесс создания объемно-пространственной матрицы феномена реки в городе.
Уровень земли в мегаполисе – вещь условная. Подземное пространство застроено инженерной инфраструктурой, в промежутке между ней и поверхностью земли остается слой почвы, живой земли, в которой растут деревья и травы. Этот слой может иметь разную толщину. Его можно устроить на разном уровне, поднять на любую высоту или опустить на любую глубину. Так же и с рекой. Только реку можно оставить течь на своем естественном уровне, а уровень земли можно устраивать по отношению к руслу реки любым образом.
С водопроводными трубами можно проделать то же самое. Они разведены по уровням, доставляя воду по этажам зданий, но их не видно внутри стен. Если их освободить от стен и поиграть их формой, то мы можем открыть в них определенные ценности реки, придвинутые вплотную к нашему дому. В данном примере доставки речной питьевой воды в каждый дом мы рассмотрели один из многочисленных аспектов локуса реки в городе. Посредством технологии включенного проектирования эвристической среды можно сформировать пространство постановки поисковых проектных задач, представляющее единую картину и целостный образ проектного феномена «река в городе».
Продолжение следует ...