Архитектурный конкурс «Москва-река в Москве»
Архитектурный конкурс «Москва-река в Москве» проводился в 2009 году. Его заказала Национальная Ассоциация судовладельцев, поэтому надо было спроектировать плавучие сооружения, которые были названы «инновационными объектами на воде». Конкурс правильнее было бы назвать «Плавучая архитектура на Москве-реке», поскольку к экологической реабилитации Москвы-реки конкурс не имеет никакого отношения и даже напротив.
В условиях конкурса было сказано: «Главная задача Конкурса - поиск оригинальных идей по освоению водных ресурсов столицы. Его первоочередная цель - решить проблему акватории Москвы-реки и ввести ее в контекст мировой архитектуры. Столица уже не первый год по масштабности градостроительства находится на передовой мирового архитектурного процесса, и наша задача - дать городу и горожанам еще один повод для гордости».
От архитекторов требовалась решимость на «смелые эксперименты и более радикальные художественные высказывания», поскольку утверждалось, что «как правило, строения на воде - это всегда уникальные, штучные произведения архитектуры». В качестве примера приводился «знаменитый передвижной театр Альдо Росси в Венеции - подлинный шедевр мирового значения среди реализованных проектов плавучих сооружений».
Поскольку «этому уникальному виду архитектурной практики до сих пор не уделялось должного внимания», необходимо было устранить это «особенно досадное упущение по отношению к столице, обладающей бесценным сокровищем - Москвой-рекой».
Особенно отмечалось, что «удручающее состояние акватории реки, неразвитость ее инфраструктуры, нефункциональность использования ее ресурсов и просто непривлекательный внешний вид главной водной артерии города - требуют немедленного вмешательства».
Национальная Ассоциация судовладельцев на своем сайте обозначило преимущество строительства на воде: «Теперь, когда и бизнес, и государство набрались опыта, стали более мудрыми, можно попробовать сделать правильно и красиво. Строительство на воде осуществляется во всем мире и имеет ряд объективных преимуществ:
1. Стоимость строительства на воде 3,5 раза ниже строительства подобного объекта на земле по следующим причинам:
2. Строительство на воде не требует аренды земельных участков.
3. Стоимость аренды участка воды существенно ниже стоимости аренды участка земли под строительство в городской черте».
Остается только задать риторический вопрос: Почему вода стоит дешевле земли? Но даже если она дешевле, то это же не повод, чтобы застроить всю реку доходными домами, приносящими прибыль строительным и другим корпорациям.
К достоинствам объекта строительства на воде судовладельцы также отнесли то, что он «в отличие от точечных застроек, не изменяет привычной жизни жильцов окружающих домов, не занимает детские площадки и не мешает строительным шумом и мусором, не изменяет привычных ландшафтов и видов, а значит, отсутствуют неизбежные при точечном строительстве судебные и другие непредвиденные расходы».
Детские площадки точно не занимает, но занимает нечто другое – бесценное и незаменимое – реку. Судовладельцы, которые заказали конкурс построек на воде и наняли для этой цели архитекторов, перевернули все с ног на голову. «Уникальной и штучной» является не объект строительства на такой реке как Москва-река в ее нынешнем состоянии, а сама Москва-река.
В прошлом, архитектуру заказывала советская партийная номенклатура, а сейчас архитектуру заказывает бизнес, у которого свои интересы. Национальная Ассоциация судовладельцев объединяет 87 частных компаний, работающих в сфере гражданского судостроения и три судостроительных завода. В интересах судовладельцев покрыть водное зеркало «бесценного сокровища» - Москвы-реки ковром дешевых плавучих сооружений.
«Первое место досталось проекту «Свободное пространство» (ГУП МНИИП «Моспроект-4», руководитель авторов – Дмитрий Буш). Авторы предложили своеобразное пустое пространство, которое может менять назначение: зимой – каток, летом – пляж, а внутри бокс, коробка, которая может быть наполнена разнообразным содержанием». /Марина Образкова. Независимая газета, 24.07.2009/.
Архитектурный конкурс «Москва-река в Москве». 1 место.
Город не принадлежит горожанам. Нормальная жизнь в городе Москве становится все более и более невозможной, вследствие того, что Москву сегодня строит бизнес, и архитектурная задача бизнеса, как он ее сам определил, - это «дать городу и горожанам еще один повод для гордости». Бизнес купается в имидже. Это его страсть и способ процветания. Человек для бизнеса - это только кошелёк, туго набитый «поводом для гордости». Бизнес производит товар и подгоняет к нему человека в качестве щедро раскошеливающегося покупателя и клиента. Подлинная жизнь горожанина и нормальный живой город - субстанции для бизнеса слишком иррациональные и сложно калькулируемые.
По мнению устроителей конкурса «столица уже не первый год по масштабности градостроительства находится на передовой мирового архитектурного процесса». Масштабность градостроительства в Москве действительно имеет огромный размах, только в сторону варварского разрушения исторического города и принципа Москвы. При моем большом уважении к жюри поощрение подобных проектов стоит в ряду всего этого варварства.
Устранение «удручающего состояния акватории реки» судовладельцы видят в покрытии реки плавающими заплатами, как наиболее быстрый «требующий немедленного вмешательства» способ скрыть «непривлекательный внешний вид главной водной артерии города» и быстро на этом заработать. Поскольку по понятиям судовладельцев «как правило, строения на воде - это всегда уникальные, штучные произведения архитектуры», то можно строить на воде все, что угодно.
«Уникальность» плавающих плотов, названных «инновационными объектами на воде», усматривается судовладельцами в их «штучной» форме, дающей возможность их запуска в серийное производство. Только к чему устраивать зимой ледяной каток на огромном плоту, который будет стоять в плену покрытой льдом реки, и устраивать летом пляж на огромном плоту на реке, в которой невозможно купаться, вследствие сильной ее загрязненности. Купаться нынче можно только в местах входа реки в город, но там и так есть пляжи на берегу.
Вот так решается нынче «проблема акватории Москвы-реки и введения ее в контекст мировой архитектуры» продекларированная «первоочередной целью» конкурса.
Кстати, существует идея сооружения плавучих парковок на Москве-реке для решения проблемы московского транспортного коллапса. В Москве наметилась тенденция наступления тверди на водную поверхность реки в виде дебаркадеров - плотов и барж различного назначения (рестораны, магазины, гостиницы, офисы, парковки и прочие), накрепко причаленных к берегу. Уменьшение площади водной поверхности реки изменяет увлажнение атмосферы города и ее теплообмен с рекой, уменьшает площадь проникновения света в водную толщу, нарушая микрофлору реки.
Москва-река безнадежно больна. Город превратил ее в огромную сливную канаву, вследствие чего река утратила способность к саморегуляции. Москва-река по составу и количеству содержащихся в воде неорганических и органических веществ сравнялась с плохо очищенными промышленными стоками. В списке основных источников загрязнения и засорения рек находится загрязнение воды дебаркадерами и судами речного флота.
Заборы из дебаркадеров на Фрунзенской набережной загораживают реку от города.
Пресс-релиз конкурса:
Конкурс, направленный на активизацию роли Москвы-реки в жизни столицы и поиск инновационных идей по освоению водных ресурсов города, оправдал ожидания. Одиннадцать творческих коллективов, приглашенных к участию, представили на суд Жюри 35 проектных предложений, отличающихся разнообразием решений и высокой профессиональной культурой. Условно их можно разделить на три группы: градостроительные предложения по разработке инфраструктуры сооружений на воде, плав-сооружения, плав-арт-объекты.
Жюри пришло к следующему решению:
I премия и рекомендация к реализации
проект «Свободное пространство» ГУП МНИИП «Моспроект-4», руководитель авторского коллектива – Д.В.Буш)
Удивительная авторская находка: пустое пространство, которое может наполняться любой функцией. Зимой – каток, летом – пляж, а внутри бокс, коробка, которая может быть наполнена разнообразным содержанием. Такой удивительный архитектурный прием покрыл все остальные градостроительные и архитектурные подходы. Из выступления А.П.Кудрявцева)
II премия и рекомендация к реализации
проект «Плавучая лаборатория» Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева)
Трансформация функционального здания в образ - проект чрезвычайно остроумный и необычный, в котором удивительно соединились традиционные представления о ценности воды как источника жизни и мультимедийные аспекты оценки качества воды. На фасаде этой лаборатории будет отражаться степень тревоги за экологическое состояние акватории. (Из выступления А.П.Кудрявцева)
III премия и рекомендация к реализации
проект «Плав-клуб»(Архитектурная мастерская А. Асадова)
Проект развивает градостроительный потенциал Лужнецкой набережной и, вместе с тем, создает красивый переход от суши к воде.
(Из выступления А.П.Кудрявцева)
Кроме того, Жюри особо отметило целый ряд проектов:
«Пристань-галерея «Призрак» \ Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
«Балаганчик» \ ЗАО «Курортпроект» (руководитель авторского коллектива – М.Д.Хазанов)
«Пивной зал за трибуной» \ Бюро Александр Бродский
«Правила пользования Москва-рекой» \ Проект Меганом
«Гостиница на 40 мест» \ ГУП МНИИП «Моспроект-4» (руководитель авторского коллектива – Д.В.Буш)
«Открытый всесезонный бассейн» \ ГУП МНИИП «Моспроект-4» (руководитель авторского коллектива – Д.В.Буш)
«Универсальная серийная баржа» \ Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Конкурс стал стратегически важным событием в реализации проекта «Москва-река в Москве», инициированного Московским отделением Международной Академии архитектуры и утвержденного Общественным советом, возглавляемым Мэром столицы Ю.М.Лужковым, как целевая московская программа. Все конкурсные проекты планируется представить на рассмотрение Регламентной комиссии Москомархитектуры при Главном архитекторе г. Москвы.
В Конкурсе приняли участие:
Архитектурная мастерская А. Асадова (А.А.Асадов), Бюро Александр Бродский (А.С.Бродский), Мастерская Архитектора Бавыкина (А.Л.Бавыкин), ЗАО «Курортпроект» (М.Д.Хазанов), ГУП МНИИП «Моспроект-4» (Д.В.Буш), Проект Меганом (Ю.Э.Григорян), Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» (С.Б.Киселев), Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева (Т.Б.Кузембаев), Архитектурная мастерская Б. А.Шабунина (Б.А.Шабунин), ГИПРОНИИ РАН (Л.А.Барщ), ООО «Шиморский судоремонтный завод» (О.М.Афенин).
Жюри Конкурса:
Ю.П.Платонов, Президент МААМ, академик IAA, действительный член МААМ, РААСН, РАХ, иностранный член академии архитектуры Франции, Почетный член, Американского института архитекторов, Почетный член высшего совета, коллегии Испанских архитекторов, Народный архитектор СССР, Почетный архитектор России;
А.П.Кудрявцев, Президент Российской Академии архитектуры и строительных наук, Президент МАРХИ, академик IAA, действительный член МААМ, РААСН, Почетный член Американского института архитекторов;
А.В.Боков, Президент Союза архитекторов России, академик РААСН, доктор архитектуры, Заслуженный архитектор России, действительный член МААМ;
В.Н.Логвинов, Президент Союза московских архитекторов, член-корреспондент РААСН, Заслуженный архитектор России, действительный член МААМ;
И.М.Коробьина, Директор Ц:СА / Центра современной архитектуры, советник РААСН, кандидат архитектуры, член-корреспондент МААМ, член Advisory Council BIA Barcelona Institute of Architecture;
А.В.Новгородский, Президент Национальной Ассоциации судовладельцев,
В.П.Юдинцев, Руководитель архитектурной мастерской АРТЭ+, лауреат Государственной премии, премии «Хрустальный Дедал», советник РААСН;
А.А.Киселев, президент ОАО «Русская финансовая компания»
Организатор конкурса: Ц:СА / Центр современной архитектуры
Куратор конкурса: Международная Академия Архитектуры, отделение в Москве (МААМ)
По заказу:
Национальной Ассоциации судовладельцев
Под патронажем:
Союза архитекторов России (САР), Союза Московских архитекторов (СМА)
При поддержке:
Союза некоммерческих организаций «Национальная инновационная система»