создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Тематика работ по циклу «История изобразительного искусства»

Творческие каникулы в Паланге с 22 июня по 13 июля 2014 года

Лекция о пропорциях в живописи.

История живописи является на самом деле историей развития изображения мира, в котором мы живём. Художники говорят, что человек видит то, что знает. С развитием знаний менялось представление человека о мире. Художники всех времён и народов на протяжении веков пытались изобразить мир в соответствии с новыми взглядами на мир и показать это всем людям. Не всегда люди понимали и соглашались с изображениями реальности в свете новых мировоззрений. Новые взгляды на мир формировались у первооткрывателей - философов, учёных и художников, осмеливающихся заглянуть в невероятную глубину познания мира и понять, что мир устроен не так, как мы его видим.

Главное, что здесь нужно понять, это то, что существуют две реальности этого мира - окружающая человека реальность и реальность внутри человека. Обе реальности являются предметом внимания и исследования в изобразительном искусстве.

Курс по истории изобразительного искусства на творческих каникулах лета 2014 года в Паланге основан на истории европейской живописи от эпохи Возрождения до наших дней.

Всего прочитано 20 лекций, рассмотрено и обсуждено 665 произведений изобразительного искусства 118 художников 27 стилевых направлений, изучено 140 картин 55 художников. Научились также по манере письма незнакомых картин определять эпоху, стиль и авторство многих художников.

18 отобранных определённым образом картин мы попробовали интерпретировать по методике изобразительного парафразирования, следуя замечанию Бодлера о том, что произведение искусства можно объяснить только другим произведением искусства.

Лекция о развитии представлений о движении в различных стилях живописи.

1. Стили и эпохи (история развития стилей европейской живописи)

Краткий системный экскурс по истории развития стилей европейской живописи. Античность построила базовые формы, создав ордерную систему, канон Поликлета и другие. Ренессанс возродил античность, распространив форму в пространство, создав линейную перспективу, новую систему пропорций и другие. Классицизм возродил античность и Ренессанс, введя в изображение организационный принцип. Затем всё это было приведено в движение. Античность была динамизирована эллинизмом, Ренессанс – маньеризмом, классицизм – романтизмом…

Зная логику исторического развития стилей, многое можно понять. Таким образом, например, можно проследить, как понимались и соответственно изображались всевозможные формы движения в различных стилях. Скольжение микеланжеловских фигур, символизирующих части суток в усыпальнице Медичи, сложное сочетание движений в «Сикстинской мадонне» Рафаэля, хореография фигур в «Похищении сабинянок» Джамболоньи, барочная амбивалентность и текучая противоречивость движений в картине Корреджо «Не прикасайся ко мне», скачущие лошади у Жерико, полёт ласточек у Джакомы Балла, неподвижность поз у Гогена, движение в пространстве и времени в кубизме Пикассо и Брака...

Сравнение картин Андреа Мантенья «Парнас», Никола Пуссена «Танец под музыку времени», Уильяма Блейка «Оберон и Титания», Франца фон Штука «Хоровод», Илайхью Веддера «Плеяды», Эмиля Нольде «Танец вокруг золотого тельца» и Анри Матисса «Танец».

Анри Матисс. «Танец»

Анри Матисс. «Танец». 1911

Предельное обобщение рисунка в передаче движения выразили фовисты. Для первой работы с задачей изобразительного исследования движения мы выбрали картину Анри Матисса «Танец».

«Танец» Анри Матисса в живом виде.

«Танец» по Анри Матиссу. Вахонина Маша.
Маше удивительным образом удалось передать волнообразные и ритмические движения танцующих.
Это похоже даже на замысловатый алфавит движений.

Парафраз картины Анри Матисса «Танец». Логинова Настя.
У Насти движение абстрагировано от самих танцующих, их размётывающаяся вихревая
динамика сохраняет замкнутость и цельность хоровода.

2. Стили и эпохи в картинах «Не прикасайся ко Мне» и «Благовещение»

Что было возрождено в эпоху Возрождения? Античность, Эллинизм и Средневековье переосмыслены в совокупной целостности. Античные языческие боги сблизились с библейским миром в общем пространстве. Возрождение создало особое социальное пространство, которое составляют личности преисполненные достоинства.

Сравнение картин «Не прикасайся ко Мне», выполненных художниками Фра Анжелико, Тицианом, Корреджо, Пуссеном, Рубенсом, Рембрандтом, Ивановым и другими, и «Благовещение» художников Фра Анжелико, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Лоренцо Лотто, Караваджо, Рубенса, Россетти и других. На этих картинах изображены встречи человека земного и существа небесного. Отношение представителей этих двух миров по разному изображалось в различных стилевых эпохах.

Фра Анжелико. «Благовещение»

Фра Анжелико. «Благовещение»

«Благовещение». Сорокопуд Василиса.
У Василисы два мира - небесный и земной, коснулись и перетекли друг друга где-то между ладонями, взглядами...

«Благовещение». Комраков Паша.
У Паши два мира встретились на молекулярном или клеточном уровне. Там где происходит таинство зачатия.

3. Пластические диалоги Пабло Пикассо со старыми мастерами различных стилевых эпох

В свои поздние годы уже в зрелом творческом возрасте Пикассо проделал изобразительную исследовательскую работу, учась у старых мастеров живописи. Он обратился к художникам из разных стилевых эпох от Возрождения до модернизма: Возрождение - Кранах, маньеризм - Эль Греко, барокко - Веласкес, классицизм - Пуссен и Энгр, романтизм - Делакруа, импрессионизм - Мане.

Применённую им методику исследования называют изобразительным парафразированием или пересозданием работ старых мастеров, их лабораторным препарированием, особым жанром его живописи, пластическими диалогами с мастерами и т.д.

Изучая лабораторные опыты Пикассо, можно научиться ставить локальные задачи трансформируя изобразительные идеи, найденные в картинах старых мастеров применительно к своему творчеству. Если парафразированные работы Пикассо рассматривать как отдельные произведения, то можно в свою очередь их также парафразировать.

Лукас Кранах младший. «Портрет знатной дамы»

Лукас Кранах младший. «Портрет знатной дамы»

«Портрет знатной дамы» по Лукасу Кранаху младшему. Хабарова Настя.
Настя более холодными цветами передала задумчивый взгляд дамы, устремлённый куда-то вдаль.

«Портрет знатной дамы» по Лукасу Кранаху младшему. Ремиз Юнна.
Юнна тоже передала задумчивый взгляд дамы, но пластику фигуры отразила свою.

4. Изобразительный парафраз картины Диего Веласкеса «Менины»

Пикассо в течение 5 месяцев написал серию из 45 художественных интерпретаций картины Веласкеса «Менины». Он начал игру в распечатывание «Менин», в которой затем приняли участие другие. Подробно информацию о шедевре Веласкеса «Менины» и его интерпретациях можно посмотреть на отдельных страницах сайта, нажимая на соответствующую ссылку.

В студии Тимофеича тема изопарафраза картины Веласкеса «Менины» находится в цикле курсов изучения композиционных основ. Внутри этой темы выполняются базовые композиционные задачи, отработанные в рамках курсов: движение линий и пятен, цветовые цепочки, композиционные узлы, визуальный гомоморфизм и многие другие.

Диего Веласкес. «Менины»

Диего Веласкес. «Менины»

Изопарафраз картины Диего Веласкеса «Менины». Комраков Паша.
Паша решил парафразировать «Менины» композиционно в виде натюрморта.

Изопарафраз картины Диего Веласкеса «Менины»Панфёрова Ксения.
Ксения создала парафраз «Менин» в стиле неопластицизма Пита Мондриана.

Изопарафраз картины Диего Веласкеса «Менины». Марчук Игорь.
Игорь решил придать персонажам «Менин» образ своей плюшевой панды.

5. Передача движения средствами кубизма

Задачей кубизма является не рисование кубиками и дробление формы и пространства на плоскости, а передача движения – сдвига, поворота, наклона и прочего и одновременности различных фаз движения. Дробление формы в аналитическом кубизме вызвано возможностью изобразить движение частей формы по отдельности. Достижением синтетического кубизма является слияние различных движений без дробления формы.

На кубистические картины Пикассо нужно смотреть не как на фотографию, а во времени. Скользите взглядом по картине, как будто вы смотрите кино. Восприятие картин Пикассо в кубизме является особой культурой, которую нужно развивать.

Пабло Пикассо. «Портрет Доры Маар»

Пабло Пикассо. «Портрет Доры Маар»

Изопарафраз картины Пабло Пикассо «Портрет Доры Маар». Сорокопуд Василиса.
Это только кажется, что легко и просто рисовать в стиле кубизма, тем более синтетического.
Мало кто рискнул после Пикассо продолжить развитие этого стиля.
Василиса тактично попробовала перенять манеру рисунка Пикассо в стиле кубизма.

Изопарафраз картины Пабло Пикассо «Портрет Доры Маар». Сенина Устина.
В работе Устины просматривается синтез нескольких стилевых направлений.

6. Символ в живописи Пикассо

Изобразительная стилистика, разработанная Пикассо, оказалась способной передать трагедию Герники наиболее точно и выразительно.

«Герника» Пикассо - это картина-идея, обличающая звериную сущность фашизма. В предельно символической форме в нескольких сжатых до безжалостного откровения образах прямо, выпукло и хлёстко передано страдание и насилие. Эдвард Мунк в 1893 году изобразил безмолвный крик как предчувствие чудовищных потрясений грядущего 20 века. Эти ужасы стали реальностью, и теперь крик вырвался наружу и в 1937 году пронзительно зазвучал в «Гернике» Пикассо.

Пабло Пикассо. «Герника»

Пабло Пикассо. «Герника»

Изопарафраз картины Пабло Пикассо «Герника». Марчук Игорь.
Фрагмент «Герники» в интерпретации Игоря.

Изопарафраз картины Пабло Пикассо «Герника». Сенина Устина.
Устина интерпретировала фрагмент «Герники» в цвете.

7. Символ в живописи Рафаэля

В картине Рафаэля «Святая Цецилия» каждая деталь наполнена метафорическим смыслом. Ференц Лист называл ее символом. Я называю ее символом символов, со смыслами глубокими и сокровенными.

Мой анализ шедевра Рафаэля «Святая Цецилия» смотрите на отдельной странице сайта.

Рафаэль. «Святая Цецилия»

Рафаэль. «Святая Цецилия»

Изопарафраз картины Рафаэля «Святая Цецилия». Дружкина Ксения.
Ксения убрала святых и оставила их предметы, акцентировав символы квадрата сил. Эти силы представляют
так называемый тетраморф. Внутри тетраморфа Цецилия выглядит пятым элементом, осуществляющим
контакт с небесной гармонией. После «Святой Цецилии» Рафаэль написал чистый тетраморф - картину
«Видение пророка Иезекиля»

Изопарафраз картины Симона Вуэ «Святая Цецилия». Чудайкин Илья.
Илья сказал мне, что белый свет в глазах Цецилии - это свечение музыки небес. Весьма сюреалистично.

8. Классицизм

Классицизм вызвал вторую волну возрождения античности после Возрождения, возродив также и его. В основе живописи классицизма лежит логика и организация, интеллект и школа, идеал и симметрия, фундаментальность и каноничность.

Творчество Энгра относят к неоклассицизму. Энгр является также предвестником романтизма. По классической симметрии в картине Энгра «Источник» прокатилась волна романтизма. Симметрия стала множественной, пластичной, текучей. Сила симметрии умножилась протекающей сквозь неё живой силой. Мы видим источник этой силы.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Источник»

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Источник»

«Источник» по Энгру. Чудайкин Илья.
Илья сыграл на контрасте потока воды и фигуры девушки.

«Источник» по Энгру. Ремиз Лиза.
Лиза увидела тождественность фигуры девушки и потока воды.

9. Пятый постулат Евклида

В III веке до н.э. Евклид сформулировал пятый постулат своей геометрии. Пятый постулат Евклида оказался окном в иную реальность. Однако этого не понимали в течение 22 веков. В 1828 году этот постулат был разгадан и окно в иную реальность было распахнуто. Кардинальное изменение взгляда на мир сказалось также на искусстве. Если современное искусство многими людьми ещё не понято, это означает лишь то, что эти люди в своём сознании живут ещё в середине 19 века, несмотря на то, что они пользуются авиаполётами, электричеством, автомобилями, телевидением, компьютерами и мобильниками, которых тогда не было.

На картине Рафаэля «Афинская школа» изображён Евклид, чертящий циркулем на песке. Вокруг него сгрудились четыре ученика, символизирующие степень понимания того, что чертит им учитель. Полного понимания не достиг никто. Такой же циркуль держит бог, изображённый во французской миниатюре 1225 года. Или, например, ангел в «Меланхолии» Дюрера. Или «Бог-архитектор» у Уильяма Блейка.

Уильям Блейк. «Бог-архитектор»

Уильям Блейк. «Бог-архитектор»

«Бог-архитектор» по Уильяму Блейку. Дружкина Ксения

Изопарафраз картины Уильяма Блейка «Бог-архитектор». - Марчук Игорь

10. Пропорции в живописи

Композицию своих картин художники выстраивают интуитивно и сознательно. Для этого надо чувствовать и знать систему пропорциональных размерных сооношений. Соотношения размеров заряжены энергиями, способными оказывать значительное воздействие на человека, на его внутренний мир и на его сознание.

Пропорциональный строй картины Сезанна «Мадам Сезанн в жёлтом кресле» основан на сочетании внешних и внутренних сил, состояний и движений. Вертикальные, горизонтальные и овальные членения создают пульсирующий характер пространства картины. В их сочетании возникает эффект истечения сил от плоскости картины во вне. Картина словно дышит энергией, оказывающей благотворное воздействие на тех, кто пристально всматривается в неё.

Поль Сезанн. «Мадам Сезанн в жёлтом кресле»

Поль Сезанн. «Мадам Сезанн в жёлтом кресле»

«Мадам Сезанн в жёлтом кресле» по Сезанну. Сорокопуд Василиса

«Мадам Сезанн в жёлтом кресле» по Сезанну. Чудайкин Илья

11. Классификация видов искусств

Искусство делится на виды в соответствии с материалом, с которым оно работает. Объёмная статичная пластика создаёт первичные формы. С этой пластикой работает скульптура. В античности, заложившей основы западноевропейского искусства эпохи патриархата, преобладающим искусством была скульптура. Эллинизм привёл в движение античную фундаментальность. Скульптура пришла в движение. В эллинизме стало преобладать искусство танца. Танец эллинизма дошёл до наших времён в камне. Например, в скульптуре Ники Самофракийской, поскольку танец в эпоху эллинизма влиял на характер и формы всех видов человеческой деятельности.

Пейзаж в картине художника Возрождения Джорджоне «Гроза» впервые стал главным персонажем в художественном произведении. Он не вписывается в своё время, потому что пейзаж как самостоятельный жанр живописи появился только в ту эпоху, где главным материалом искусства стал свет, т.е. в эпоху классицизма.

Джорджоне. «Гроза»

Джорджоне. «Гроза»

Изопарафраз картины Джорджоне «Гроза». Вахонина Маша

Изопарафраз картины Джорджоне «Гроза». Петрова Даша

12. Развитие пейзажной живописи

Пейзажная живопись по-настоящему как отдельный жанр стала развиваться в эпоху классицизма. Пейзажист Клод Лоррен своими пейзажами перетёк из классической эпохи в романтическую. Импрессионисты наполнили пейзаж воздухом, светом и цветом. Затем мир пейзажа в живописи был пропитан тончайшими субстанциями, относящимися к внутреннему миру человека.

Винсент Ван-Гог. «Звёздная ночь»

Винсент Ван-Гог. «Звёздная ночь»

«Звёздная ночь» по Ван-Гогу. Вахонина Маша

«Звёздная ночь» по Ван-Гогу. Ремиз Лиза

13. Метафизический мир в живописи - Рене Магритт, Джорджо де Кирико, Марк Шагал

Внутренний мир человека я называю метафизическим миром. Это реальность, и её можно изображать. Изображая внутреннюю реальность в образах окружающей человека реальности, художники сопоставляют несопоставимое так, как это происходит, например, во сне или в фантазиях.

«Я не представляю себе искусство по-другому. Мысль должна оторваться от того, что мы называем логикой и смыслом, освободиться от всех человеческих привязанностей, чтобы увидеть предметы под новым углом, высветить их неведомые ранее черты». /Джорджо де Кирико/

Марк Шагал. «Прогулка»

Марк Шагал. «Прогулка»

Изопарафраз картины Марка Шагала «Прогулка». Комраков Паша

Изопарафраз картины Марка Шагала «Прогулка». Марчук Игорь

Изопарафраз картины Марка Шагала «Прогулка». Чудайкин Илья

14. От импрессионизма к неопластицизму - Пит Мондриан

Многие художники модернизма - лидеры художественных направлений и стилей начинали свой творческий путь с реалистических изображений. Логика их творческого роста повторяет общую тенденцию развития современного искусства.

Свои первые работы Пит Мондриан начинал в стиле импрессионизма, затем перешёл в постимпрессионизм и фовизм. Обогатив свою палитру пробами в дивизионизме, экспрессионизме, синтеизме и символизме Мондриан двигался в сторону упрощения формы и цвета. Заложив вместе с Кандинским и Малевичем основы абстракционизма, Мондриан продвинулся ещё дальше, предельно упростив изображаемое до нескольких прямых вертикальных и горизонтальных линий и трёх основных цветов в опозиции к не-цвету. Это направление живописи стало называться неопластицизмом.

Пит Мондриан. «Композиция с красным, жёлтым и синим»

Пит Мондриан. «Композиция с красным, жёлтым и синим»

Изопарафраз на тему картин Пита Мондриана. Панфёрова Ксения

15. Постимпрессионизм - Поль Гоген

Постимпрессионизм в своём изображении окружающего мира постепенно перевёл свой интерес от его существования в конкретных формах в сторону его сущностных основ. Формы видимого мира были подвергнуты обобщению, упрощению, стилизации.

Поль Гоген. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

Поль Гоген. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

Изопарафраз картины Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Дружкина Ксения

16. Оп-арт - Виктор Вазарели и Мауриц Эшер

Визуальная картина мира сформирована в нашем сознании посредством зрительного аппарата - глаза. Глаз сконструирован силами жизни для строго определённых целей - идентифицировать предмет вожделения и добычи. По велению жизни мир должен представляться так, как посредством глаза хочет этого организм. Мир можно представить иначе. Например, посредством физических приборов или, например, изображения. В любом случае конечным интерпретатором увиденного будет система глаз-мозг. Альтернативы на уровне человека нет. Современное изобразительное искусство работает над преодолением устойчивых паттернов видения и сознания, над переосмысливанием, а, возможно, и пересотворением того, что заслоняет от нас настоящий неведомый и непостижимый мир.

Несовершенство глаза проявляется в визуальных иллюзиях. Современное изобразительное искусство не могло проигнорировать специальное исследование этих иллюзий. Так возник оп-арт - оптическое искусство.

Виктор Вазарели. «Vega-Lep»

Виктор Вазарели. «Vega-Lep»

Изопарафраз на тему картин Виктора Вазарели. Комраков Паша

Изопарафраз картины Маурица Эшера «Водопад». Марчук Игорь

17. Изображение страстей человеческих в творчестве Питера Брейгеля Старшего

Проявление страстей человеческих вызвано извращением существа человека, его природных сил, возможностей и способностей, целей и устремлений. Эразм Роттердамский говорил, что Господь создал человека по своему образу и подобию. Тогда зачем он дал человеку гнев и зависть? Разве Господь тоже может завидовать? Гнев является оружием, которое человек неправильно применяет. Он обрушивает его на других людей. Тогда как гнев дан человеку, чтобы он направлял это оружие внутрь себя, укрощая свои страсти.

Человеческая гордыня, говорил Эразм Роттердамский, приводит к слепоте души, «за слепотою - тирания страстей, за тиранией страстей – общая жатва пороков и разнузданность любого прегрешения. За этой разнузданностью следует привычка, за привычкой - наинесчастнейшее оцепенение души, которое приводит к тому, что люди лишаются понимания зла». (Эразм Роттердамский. «Оружие христианского воина»)

Питер Брейгель Старший. «Притча о слепых»

Слепой, ведущий слепых, может угодить в яму и увлечь за собой других. Люди, слепые душой, берут на себя ответственность вести за собой других. Всё бы ничего, если бы не находились огромные толпы людей, поражённых слепотой души и готовых идти за таким же слепцом.

Питер Брейгель Старший. «Притча о слепых»

Изопарафраз картины Питера Брейгеля Старшего «Притча о слепых». Комраков Паша

18. Размышление о предназначении человека и его судьбе.

Богатство эмоционального мира человека, глубина светотеневого пространства и монументальность философских размышлений в картинах Рембрандта.

Притча о блудном сыне. Смысл моления. Структура иконостаса в православных храмах.

Рембрандт. «Возвращение блудного сына»

Рембрандт. «Возвращение блудного сына»

Изопарафраз картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Дружкина Ксения

Страница находится в режиме наполнения и редактирования.

Продолжение следует ...

Тимофеич

Материалы для занятий