яясоздание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Школа Тимофеича «ЭОС»

(Эвристическая образовательная среда)

Творческие каникулы в Крыму 24 июня - 7 июля 2019 года

Фоторепортаж и тематика работ по курсу

«Перекрёстки миров в сознании человека»


«Природа, мир, тайник Вселенной».
/Борис Пастернак. «Когда разгуляется»/

С 2018 года школа Тимофеича работает как образовательная система семейного образования.

Программа летних творческих каникул связана с предметным содержанием школы Тимофеича «ЭОС».  Основная идея летней программы – курсы систематизации школьных знаний и практическая работа на природе.

Летний курс 2019 года можно рассматривать как продолжение курса летних каникул 2018 года и как самостоятельный курс. Тематика предыдущего курса: «Аллегорическое мышление как начальная ступень познания мира». Методология аллегорического мышления особенно органична для детей дошкольного и начального школьного возраста. Она полезна также при освоении новых и сложных предметов для всех ступеней образования и самообразования.

Тематика курса летних творческих каникул в 2019 году: «Перекрёстки миров в сознании человека». Курс затрагивает основы понятия Единого, которое включает в себя три сферы:
А. Пространство и время. Б. Тождество и различие. В. Количество и качество.

Предварительная настройка
Тема 0. «Информация и знание»

«Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить.
Только из соединения их может возникнуть знание».
/Иммануил Кант. «Критика чистого разума»/

В книгах и лекциях знаний нет. Только информация. Для того, чтобы информация стала знанием, нужна серьёзная внутренняя работа. Для информации нужны навыки её обработки и память. Для знаний – системное мышление. В школе Тимофеича разработаны тренинги преобразования информации в знания. Память, мышление, знание, навык - это реалии внутреннего мира чнловека. В государственных школах с первого класса есть предмет «Окружающий мир» и нет предмета «Внутренний мир». В школе Тимофеича с самого начала обучения учебным предметом кроме окружающего мира является внутренний мир человека - воля, чувства, интеллект.

Сфера А. Пространство и время
Тема 1: «Структура звёздного неба - Созвездия»

Карта звёздного неба Северного полушария. Названия созвездий традиционно связаны с фигурами,
составленными из соседних ярких звёзд. Сейчас созвездия обозначают участки небесной сферы.
Чтобы свернуть созвездия в спираль, нужно проигнорировать границы участков неба.

Всякий раз, глядя на звёздное небо, практически все люди видят множество светящихся точек. Многие различают знакомые очертания двух-трёх созвездий. Небо висит над нашими головами на протяжении всей нашей жизни. За десяток школьных лет мы не научились читать книгу природы, распознавать миры и распечатывать Тайник Вселенной. Таков результат нашего общего образования.

Альбрехт Дюрер. Карта звёздного неба. В четырёх углах изображены выдающиеся древние астрономы
(слева направо, сверху вниз): Арат из Сол, Клавдий Птолемей, Марк Манилий и Ас-Суфи

В школе Тимофеича созвездия небесной сферы структурированы по спирали. Это сделано для того, чтобы выстроить непрерывную цепочку созвездий для облегчения запоминания и ориентирования. В Коктебеле мы пробовали запоминать первые три витка спиральной цепочки из 24 созвездий Северного полушария. Лучше всех это удалось сделать Лизе Коряевой. Лиза без запинки называет цепочку из 24 созвездий за 14 секунд.

Мы выходили на возвышенность на окраине Коктебеля и дожидались заката, чтобы потренироваться в нахождении звёзд и созвездий в реальном ночном небе. Первой над морем на ещё светлом небе появлялась планета Юпитер и долго горела в одиночестве. Постепенно небо темнело, проступили созвездия. Теперь можно было потренироваться очерчивать глазами спиральную структуру ночного неба, находя и называя все созвездия видимой небесной сферы.

 

Карту звёздного неба полезно знать, чтобы ориентироваться в пространстве и в событиях на небе и на Земле. В созвездии Геркулеса есть точка Солнечного апекса. В эту точку летит наше Солнце относительно ближайших звёзд. Относительно реликтового излучения Солнце и наша Галактика устремлены к точке в созвездии Льва.

Коряева Лиза. «Космос»

Тема 2: «Мифы звёздного неба - Навигационные звёзды, планеты»

Созвездие Персей - одно из шести созвездий, носящих имена персонажей легенды о Персее.

В названии созвездий, кроме обычных имён: Ящерица, Рысь, Рыбы и т.д., встречаются новые имена: Цефей, Кассиопея и другие. Чтобы не напрягаться в запоминании непривычных названий, мы вспомнили легенду о Персее. Персонажи этой легенды расположились попарно на каждом из трёх витков спирали и в одну линию от центра. Тем самым структура звездного неба ещё более упорядочилась для прочного запоминания и ориентирования.

Аннибале Карраччи. Фрески галереи Фарнезе «Персей и Андромеда».
Шесть персонажей легенды о Персее: Персей, Пегас, Кит, Андромеда, Цефей и Кассиопея

Навигационные звёзды легко находить, зная созвездия. На широте Коктебеля в это время в соответствии с планисферой видны не все созвездия Северного полушария. Прежде всего мы нашли Полярную звезду, затем Большой летний треугольник (Денеб, Вега, Альтаир), дугу (Арктур, Спика). Также в соседстве с Юпитером и Сатурном заметно выделялась звезда южного полушария Антарес - альфа Скорпиона.

Тема 3: «Геометрия мира – Система небесных координат (экваториальная, эклиптическая, галактическая и другие)»

Главная ось нашего мира лежит по линии направления нашего действительного движения во Вселенной относительно реликтового излучения. Эта линия устремляется к точке в созвездии Льва. Именно туда смотрит Большой Египетский сфинкс с туловищем льва и головой человека в момент весеннего равноденствия в те времена, когда он был создан. Туда заворачивается наша Земля навстречу восходящему Солнцу. Куда же нам ещё смотреть и молиться. На восток. На алтарь. К богу. Оттуда к нам течёт наше будущее. По сути это ось времени. Именно в этом направлении мы движемся из прошлого в будущее. Откуда же истекает это движение? Из центра нашего тела. Из точки, откуда мы возникли и выросли из небытия или от Бога.

Изучение геометрии мира нужно начинать с наклона земной оси к эклиптике. Земная ось направлена на Полярную звезду. Если мы определим угловую высоту Полярной звезды, то узнаем географическую широту данной местности. Для этого мы использовали лист А4 и нитку с привязанным камешком, после чего навели этот импровизированный секстант на Полярную звезду.

Определение географической широты с помощью квадранта. Рядом лежит армиллярная сфера.

Нужно очень хорошо прочувствовать этот наклон. Всепредметно. Физически, географически, геометрически. К примеру, считывать этот наклон на географических картах в виде тропиков Рака и Козерога. Понять, как он влияет на климат Земли («климат» с древнегреческого означает «наклон»). Представить, как «вращается» Вселенная вокруг оси Земли. Тогда можно понять движение Солнца и звёзд, сезонное смещение точек восхода и захода Солнца, фазы Луны, климатические пояса, циклоны и многое другое.

Солнечные часы. Гномон наклоняют, поскольку солнце в зените не отбрасывает тень.

Мы ещё хорошенько поизучаем небо на занятиях в школе Тимофеича, чтобы со знанием дела привезти на следующие летние творческие каникулы телескоп и глубже взглянуть в бездонный мир Вселенной. Кроме телескопа нам по возможности понадобятся: компас, гномон, секстант, армиллярная сфера, алидада (транспортир), линейки, рулетка, угольники, циркуль, астролябия и другие астрономические, геометрические, географические и геодезические инструменты.

Астролябия - небесный компьютер древности.

Тема 4: «Сотворение мира»

«Скажи мне, чертежник пустыни,
Арабских песков геометр,
Ужели безудержность линий
Сильнее, чем дующий ветр?»
/Осип Мандельштам. «Восьмистишья»/

Однозначного представления понятия «мир, в котором мы живём» нет. В школе с первого класса изучают предмет «окружающий мир», кроме того есть предметы «природоведение» и «естествознание». Есть понятия «внешний мир», «окружающая среда», «природа». При употреблении понятия «внешний» или «окружающий мир» предполагается существование внутреннего мира. В школе Тимофеича внешний и внутренний миры рассматриваются как единый и реальный мир.

Концепция Большого взрыва.

Мир либо однажды возник, либо существует вечно. Если мир существует вечно, то он либо реален, либо иллюзорен. Если он возник, то он возник либо сам по себе, либо сотворён кем-то. Тайну происхождения и существования мира можно либо познать, либо принять на веру. Проблема генезиса и онтологии мира постоянно будоражит пытливый человеческий разум. Этот вопрос не должен замыкаться в рамках одного урока по физике. Прошли и забыли. Он должен возникать всякий раз при изучении естественных и гуманитарных наук, высвечиваясь новыми гранями.

Бог - архитектор мира. Миниатюра из французской Библии. 1220-1230 гг.

Концепция Большого взрыва или самовозникновения мира выглядит более фантастической, чем сотворение мира Богом. В пользу сотворения мира говорит то, что мир сотворён геометрически – циркулем и линейкой. Изучая законы устройства мира, начинаешь приходить к мысли, что реальный мир является реализацией идеального мира. Похоже, что геометрия существовала до возникновения мира.

Сфера Б. Тождество и различие
Тема 5: «Жизнь на Земле»

Рафаэль Санти – «Сотворение животных»

Рядом с великой тайной существования мира лежит тайна существования жизни на Земле. Здесь также есть разные гипотезы. Есть вера в то, что жизнь, как и весь мир, была сотворена Богом, причём всё многообразие видов живого мира было сотворено разом. Если не понимать это буквально, тогда можно согласиться с Августином Блаженным:

«Подобно тому, как в зерне невидимо содержится всё, что должно со временем развиваться в дерево, так следует нам представлять себе, что и мир в момент, когда Бог одновременно сотворил все вещи, содержал в себе все вещи, которые земля произвела, как возможности и как причины, прежде чем они развились во времени такими, какими их знаем мы».

Основные признаки биологического проявления жизни должны рассматриваться по принципу необходимости
и достаточности. При отсутствии хотя бы одного из этих признаков живое считается неживым.

В результате колоссальной работы, проделанной наукой, была создана достаточно полная и ясная картина развития жизни на Земле. Единственный вопрос, на который наука не может ответить - каким образом неживая материя вдруг ожила. Есть версия, что семена жизни привнесены на Землю из космоса. Если это так, то вопрос оживления неживого остаётся открытым.А может не надо разделять живое и неживое. Тяжёлые химические элементы занимают своё законное место в таблице Менделеева, т.е. не могли не существовать хотя бы в потенции, несмотря на то, что изначально мир состоял из водорода. Так же и с макромолекулами живого мира.

Панспермия - гипотеза о зарождении жизни на Земле путём занесения её из космоса.

Вначале живая материя существовала в виде живых молекул, затем преобразовалась в одноклеточный организм. Постепенно в ходе эволюции в течение миллиардов лет жизнь развилась до многообразия сложных организмов, включая человека.

Тема 6: «Эволюция жизни»

Планета Земля была сформирована из газопылевого облака 4,5 млрд. лет назад. 3,5 млрд. лет назад на Земле появились первые живые существа. 3 млрд. лeт нaзaд возникли циaнoбaктeрии, Oни испoльзoвaли прoцeсс фoтoсинтeзa, в результате чего aтмoсфeра стала наполняться кислoрoдом. 2,5 млрд. лeт нaзaд случилась «кислoрoднaя кaтaстрoфa». 2 млрд. лeт нaзaд возникли эукариоты - одноклеточные организмы с ядром, митохондриями и другими органеллами. 1 млрд. лeт нaзaд появились многоклеточные организмы. Можно просто пробежать глазами по строчкам, с лёгкостью превращая миллиарды лет в секунды. А как прочувствовать действительные миллиарды лет?

0,5 млрд. лет назад произошёл «кембрийский взрыв». Началась эпоха фанерозоя («явной» жизни). Фанерозой делится на 12 периодов. В школе Тимофеича мы не пожалеем свою память для прочного запоминания этих периодов, чтобы ориентироваться в значимых событиях естественного развития живой природы.

Видовое многообразие на планете Земля было создано не ради самого многообразия. Формирование внешнего облика, поведения и образа жизни организмов зависит от их взаимодействия с окружающей средой, включая конкуренцию с другими организмами. Для существования жизни на Земле нужен очень ограниченный набор физико-химических условий: наличие воды, кислорода, благоприятный режим радиации, давления, температуры и т.д. Поскольку набор условий время от времени меняется, порой доходя до критического, жизнь вынуждена реагировать на этот вызов сохранением всех жизнеспособных видов от простейших до самых сложных, от древнейших до новых. Жизнь запрограммирована не на изменение видов, а на их сохранение. Поэтому главной заботой жизни является не сохранение организма, а сохранение информации об организме в генах. Именно таким образом обеспечивается видовая устойчивость.

Археи - древнейшие живые существа на Земле, предки всех организмов, включая человека.

Не существует идеальных и несовершенных видов организмов. Все виды идеальны в своих условиях. Не условия диктуют виду направление его развития. У каждого вида существует свой умысел, каким ему быть. Взаимоотношение организма и среды – это прежде всего информационное взаимоотношение, где организационный принцип генетической информации живой среды преодолевает дезорганизационный принцип неживой среды с разной степенью успешности. Вымерших животных нельзя считать несовершенными. Они были совершенны в своём настоящем и исчезли в машине времени куда-то в будущее вместе с «исчезнувшими в прошлом» условиями своей среды обитания.

Пикайя (внизу посредине) - первое достоверно известное хордовое, предок всех позвоночных, включая человека.

При изучении организмов и их телесных органов, необходимо изучать логику, причину и смысл их возникновения. В школе Тимофеича развитие внутренних органов организма начинает изучаться с первичной кишки, с появлением билатеральной симметрии, образованием бластопоры (первичного рта) и т.д. Органы зрения являются результатом развития органов осязания. Появление и развитие конечностей вызвало необходимость синхронизации их движений посредством вычислительных операций, что послужило ключевым фактором возникновения головного мозга.

Ихтиостега - рыба с лапами, переходная форма между кистеперыми рыбами и наземными позвоночными.

Эволюция конечностей.

Тема 7: «Сотворение человека»

В школах необходимо пересмотреть все основы предметного образования, прекратить прививать детям обывательское мышление, давать поверхностное знание. В вопросе биологической эволюции нужно чётко разъяснить, что человек не произошёл от обезьяны. В эволюции речь идёт о происхождении физического и биологического тела человека также как и тела обезьяны от тел древних приматов. Тела древних приматов в свою очередь эволюционировали в течение нескольких миллиардов лет от тел первых организмов на Земле. Эволюция живого мира - это преобразование биологических организмов, физических тел.

«Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным,
ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер,
сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь
переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь
переродиться по велению своей души и в высшие божественные».
/Пико делла Мирандола: «Речь о достоинстве человека»/

Преподавание детям наук о человеке является не обучением, а воспитанием. То, что наука считает человеком, по самому большому смыслу не может являться человеком. Человек по сути своей гораздо больше, чем физическое и биологическое тело человека. Суть человека, по словам Ницше, есть «молния, бьющая из тёмной тучи человека». Лучше не скажешь. Помимо эволюции есть ещё перерождение, преображение каждого отдельного человека при его жизни. Каждый человек как «свободный и славный мастер» волен сформировать себя сам до истинного человека.

Иероним Босх. «Семь смертных грехов и четыре последние вещи»

Подавляющее большинство людей телесно ориентированы в своём сознании и образе жизни. Они считают, что человек и есть его тело. Да, они признают существование души, но зависимой от тела. В телах ничего плохого нет. Важно, как к телу относиться. Тела благочестивых – храмы, а нечестивых – гробы. Тело - это инструмент для реализации предназначения каждого человека. Душа - тоже инструмент. Человек больше, чем тело и душа. Абсолютизация тела ведёт человека к тому, что в конце концов человек лишается понимания зла и может невольно совершить смертный грех.

Цветков Миша. «Семь смертных грехов. Гнев»

Пургаториус - предок приматов

Организмы человека и обезьяны относятся к отряду приматов и оба произошли от организмов древних приматов. Древние приматы давно вымерли. Самые первые приматы были похожи даже не на обезьян, а скорее на белок. Первопредком всех приматов считается Пургаториус, живший 60 млн лет назад. Я был удивлён, когда впервые это узнал и увидел. По признакам он выделился среди остальных животных того времени и оказался более жизнеспособным. У него было иное строение зубов, костей лап, способность перепрыгивать с дерева на дерево, новая специфика зрения.

Кузнецова Ева. «Первый из настоящих приматов - архицебус»

Эволюция человеческого организма.

Решающим этапом на пути к развитию человеческого организма стало прямохождение древнего примата, когда появился человек прямоходящий (Homo Erectus). Это событие до сегодняшнего времени в полной мере не оценено. Выпрямление тела по вертикали позволило человеку встроиться во Вселенскую энергетическую иерархию. Благодаря этому, человек стал осваивать электромагнитное взаимодействие, что послужило началом ключнвых перемен. Этот вопрос требует подробнейшего рассмотрения. Здесь достаточно сказать, что ось тела человека, идущая вдоль позвоночника слилась с гравитационной осью Земли с далеко идущими последствиями.

В гейдельбергском человеке (Homo Heidelbergensis) произошло ещё одно ключевое изменение на пути к организму современного человека. Гейдельбергский человек заговорил. Возникла не просто речь. Весь живой мир так или иначе «говорит». Языковая анатомия у гейдельбергского человека стала принципиальной иной, например, в речевом аппарате исчезли горловые мешки, в слуховом аппарате новая настройка слуховых косточек позволила улавливать обертоны, в аппарате дыхания изменился характер вибрации и т.д. С этих пор человек стал осваивать новый тип энергетического взаимодействия.

Слева-направо: человек прямоходящий, гейдельбергский человек, неандерталец, человек разумный

«крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке».
/Апостол Павел. «Послание к Эфесянам». 3:16/

Когда мы говорим об эволюции человека, мы говорим о совершенствовании живого организма или телесного инструмента. Именно биологическое тело человека является продуктом эволюции. Что же ыкасается самого человека, ради которого этот телесный инструмент на планете Земля был создан, то здесь мы обращаемся к человеческой эманации Единого, к сотворению человека Богом. Человека, сотворённого несовершенным, который по своей воле должен досотворить себя сам и вырастить внутри себя истинного человека, «крепко утверждённого духом Его». В этом досотворении человек проявляет свою божественную творческую природу, образ и подобие Бога.

Микеланджело Буонарроти. «Сотворение Адама»

Тема 8: «Физиогномика Шарля Шабрена»

Существует теория инволюции, которая утверждает обратное - обезьяна произошла от человека в результате деградации живого мира. То есть, вначале Землю заселили пришельцы из космоса в виде людей, затем они постепенно приспосабливались к условиям жизни на Земле и превратились в обезьян.

Кроме того, существуют теории и мысли, что человеческая цивилизация погубит сама себя в результате роботизации планеты или после ядерной войны, что она погибнет из-за природных катаклизмов или падения крупного небесного тела на Землю.

Итальянский алхимик 16 века Джамбаттиста делла Порта написал три трактата о физиогномике: «О небесной физиогномике», «О физиогномике растений» и «О человеческой физиогномике». Физиогномика - это искусство определения характера человека по его лицу. В трактате «О человеческой физиогномике» Порта поместил множество рисунков схожести черт лица человека и различных животных. Порте ошибочно приписывают то, что он предвосхитил теорию эволюции Дарвина. Дескать, схожесть черт лица человека и животных подтверждает происхождение человека от мира животных.

Страница трактата Джамбаттиста делла Порта «О человеческой физиогномике»

Французский живописец 17 века, основатель стиля Людовика XIV Шарль Лебрен нарисовал серию картин в своём трактате «О выражении лица». (Дословный перевод: «Метод для обучения рисованию страстей»). Лебрен разработал классификацию страстей и представил их в виде определённого мимического выражения. Лебрен рассматривал страсть человека, которае формирует мимические мышцы и отражается на внешнем облике человека. И тогда на лице человека проступает его животная сущность. Иными словами, на лице человека отражается не эволюция человека, а инволюция. То, о чём говорил Мирандолла, что человек своим поведением формирует свой образ - животный или божественный.

Страница трактата Шарля Лебрена «Метод для обучения рисованию страстей»

Сфера В. Количество и качество
Тема 9: «Упаковка фигур на плоскости. Мауриц Корнелис Эшер»

Упаковка - это размещение внутри данной фигуры нескольких фигур, не имеющих общих точек, кроме касательных. Замощение - это разбиение плоскости многоугольниками без пробелов и перекрытий. Задачи упаковки - это класс задач оптимизации в математике при упаковки объектов в контейнеры. Нужно либо упаковать контейнер как можно плотнее, либо упаковать все объекты, использовав минимум контейнеров.

Восточный фронтон Парфенона. «Рождение Афины из головы Зевса». Упаковка фигур в треугольнике фронтона.

Эти задачи относятся к упаковке предметов в реальной жизни, их складированию и транспортировке. По большому счёту, они являются задачами формообразования мира. Во всех видах искусства творцы так или иначе сталкиваются с задачами упаковки. Компоновка скульптур в группу, мизансцена и мизанкадр, компоновка текстов, чертежей и рисунков на листе, типографика, орнаменты и ковры, оформление витрин, сервировка стола, планировка городов, компоновка и трассировка печатных плат, размещение элементов технических устройств, кейсы для инструментов, компоновка приборной панели операторов и лётчиков, выкройки одежды, композиционные задачи в изобразительном искусстве и многое другое.

Из всего многообразия многоугольников лишь тремя фигурами по отдельности можно покрыть плоскость без зазоров. Это равносторонний треугольник, квадрат и правильный шестиугольник. Из этих трёх многоугольников только из правильного шестиугольника невозможно создать объемное тело. То есть, правильный шестиугольник является идеальной фигурой, обладающей формообразующей силой на плоскости. Эту особенность шестиугольников природа повсеместно использует. С этим свойством шестиугольников мы встретимся во всех предметах школы Тимофеича.

Отношения всех сторон и внутренних отрезков пятиугольной звезды находятся в золотом сечении. Однако пятиугольники не упаковываются без зазоров. Задачу упаковки золотыми сечениями решил английский физик и математик Роджер Пенроуз.

Фрагмент исходной мозаики Пенроуза типа P1

Соединив попарно два элемента пятиконечной звезды, он получил два паттерна, способные замостить плоскость. Более того, Пенроуз нашёл способ генерации бесконечно меняющихся узоров всего из двух типов фигур. Так появилась знаменитая мозаика Пенроуза с «запрещённой» симметрией. Позже выяснилось, что мозаики Пенроуза встречаются в гирихах средневековых мусульманских храмов.

Мауриц Эшер. «Упорядоченное членение плоскости»

Именно гирихами (мозаиками) средневекового мавританского дворца Альгамбры, а также парадоксальными идеями Пенроуза вдохновлялся в своём творчестве голландский художник Мауриц Корнелис Эшер. Эшер ввёл чистую математику в изобразительное искусство, объясняя это так: «Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней».

Мауриц Эшер. «Мозаика»

Аллегорические картины итальянского живописца 16 века Джузеппе Арчимбольдо являются своего рода мозаиками, составленными из предметов, растений и животных.

Джузеппе Арчимбольдо. «Весна»

Коряева Лиза. «Упаковка рыб». По замыслу Лизы рыбы олицетворяют времена года и упакованы в годовой контейнер.

Тема 10: «Рекурсия. Итерации фракталов. Фракталы в природе»

В рекурсии объект является частью самого себя. Классический пример бесконечной рекурсии - два зеркала, поставленные друг против друга, бесконечно отражаются друг в друге. Герб Российской Федерации рекурсивен, поскольку двуглавый орёл держит в правой лапе скипетр с навершием в виде герба, на котором двуглавый орёл держит в правой лапе скипетр с навершием в виде герба и т.д. до бесконечности.

Наглядный пример рекурсии — матрёшки.

Перед изучением естественных наук - физики, химии, географии, биологии и других, полезно рассмотреть фракталы. Фрактал - это математическое множество, обладающее свойством самоподобия (любая часть фрактала подобна всему множеству целиком). Фракталы намекают нам об идее бесконечной вложенности материи. Мы взяли несколько фракталов и детально изучили принципы их построения с пошаговой итерацией. Это кривая Коха, кривая Пеано, кривая дракона, треугольник Серпинского.

Множество Мандельброта.

Куб Коха.

Последовательные итерации построения губки Менгера.

Пример плоской черепицы из кривых дракона.

Фрактальные формы живой природы: Морские раковины, цветы, листья растений, кроны деревьев, плоды, система кровообращения и бронхи людей и животных и другие. Фракталы в неживой природе: горные хребты, устья рек, снежинки, облака, молнии, морозные узоры на оконных стёклах и другие.

Фрактальная форма кочана капусты сорта Романеско

Цветков Миша. «Фракталы»

Цветков Миша. «Фракталы в природе»

Тема 11: «Вибрации. Фигуры Хладни. Каустика»

«Волна идет вослед волне о берег биться,
А на волне звезда, и человек, и птица,
И явь, и сны, и смерть - волна вослед волне».
/Арсений Тарковский/

Вибрациями пропитан весь наш мир. Можно даже сказать, что мир - это вибрации. Вибрации создают формы, распространяют и трансформируют их. Через вибрации мы контактируем с миром и получаем информацию. Наши органы чувств настроены на вибрации: световые, звуковые и другие волны.

Резонанс Шумана - явление образования стоячих электромагнитных волн низких частот
между поверхностью Земли и ионосферой.

«В ритме волн куётся звук -
Сфер небесных перезвон,
Сердца беспокойный стук,
И дыхание имён».
/Тимофеич. Перевод трактата «Дао Де Цзин»/

Пифагорейцы говорили о «музыке сфер» и полагали, что вся Вселенная пропитана геометрией - ритмами и вибрациями. Любой вибрирующий процесс, может быть воспроизведен как музыка, если перевести его в акустический диапазон нашего слуха. Известно, что название нот ввёл бенедиктинский монах Гвидо Аретинский по первым слогам Гимна св. Иоанну: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»)

Фигуры Хладни.

Вибрирующие процессы можно визуализировать, сделать видимыми, как в эксперименте Эрнста Хладни. Хладни проводил смычком по краю тонкой металлической пластины, на которую был насыпан песок. Это создавало определенные вибрации, от чего хаотично насыпанный песок стал образовывать замысловатые геометрические узоры. Эти узоры были названы фигурами Хладни.

Кузнецова Ева. «Фигуры Хладни»

Ляпин Дарий. «Фигуры Хладни»

Цветков Миша. «Фигуры Хладни»

На освещённом столе от бокала с водой возникает причудливый узор световых волн. Это эффект каустики. Каустика представляет собой эволюту волнового фронта. За счёт гравитационной неустойчивости первоначально почти однородное распределение массы во Вселенной концентрируется на каустиках и приводит к образованию нитевидной крупномасштабной структуры Вселенной.

Крупномасштабные космические структуры Вселенной в форме нитей из галактик,
лежащие между войдами (большими пустотами).

7
Тема 12: «Структура волшебной сказки»

«Боянъ бо вещій, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется
мыслію по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы»..
/«Слово о полку Игореве»/

В волшебных сказках закодированы ключевые моменты прохождения человеком пути его внутреннего развития. Поворот избушки на курьих ножках, смерть и оживление живой и мёртвой водой и многие другие условия и испытания, Самым маленьким детям сложные понятия и простые отношения человека к окружающему миру передавали аллегорически, путём особой образной логики мифов и сказок. В школе Тимофеича при изучении разных учебных предметов мы будем распечатывать мудрость старинных сказок на разных уровнях возрастного понимания и зрелости растущего ребёнка.

В старину, когда волшебные сказки, легенды и эпосы передавали из уст в уста («аще кому хотяше песнь творити»), вначале выстраивали вертикальную структуру мира: Земля (живот) - Человек (грудь) - Небо (голова). Когда древний примат стал человеком прямоходящим, тогда тело человека выстроилось вдоль вертикальной энергетической (гравитационной) оси.

«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что слетаются птицы небесные и укрываются в ветвях его». /Мф. 13:31-32)/.

Поле своё (волк по земле - Земля) - Дерево (мысль по дереву - Человек) - Птицы небесные /духовные/ (орёл под облаками - Небо).

«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица,- Говорит одна девица,- То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». - «Кабы я была царица,- Говорит ее сестрица,- То на весь бы мир одна Наткала я полотна». - «Кабы я была царица,- Третья молвила сестрица,- Я б для батюшки-царя Родила богатыря». /А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»/

Приготовила б я пир - Земля, живот. Наткала я полотна - Человек, грудь. Родила богатыря - Небо, голова.

«Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка». /«Царевна-лягушка» - русская народная сказка/.

Боярская дочь - власть, Земля, живот. Купеческая дочь - деньги, Человек, грудь. Лягушка-квакушка - Небо, голова

«У крестьянина три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак». /П.П. Ершов. «Конек-Горбунок»/

Умный с точки зрения крестьянина - знающий землю, хозяйственный, Земля. Так и сяк - между небом и землёй, Человек. Совсем дурак - полностью оторванный от земли, Небо.

Именно эта оторванность дурака то Земли позволяет ему встречаться и общаться с летающими небесными существами, олицетворяющими духовные сущности. Для того, чтобы стать на путь своего внутреннего развития, нужно стать дураком (дураком с точки зрения людей, живущих животной мудростью). Состояние дурака - это начальное и обязательное условие. Дурак, конечно же, в разумных пределах заботится о своём теле, практичен и успешен. Однако он не переходит черту соблазна совершения смертных грехов: алчности, гнева, чревоугодия, похоти, лени, гордыни и зависти.

Именно дурак в конце концов стал царевичем, обрёл Царство Небесное. Старший и средний братья - практичные, алчные, жестокие, греховные. В волке они видят мясо и шкурку. Младший в волке видит своего брата меньшого, они впоследствии взаимно помогают друг другу. Путь, который проходит младший брат, это путь внутреннего выращивания в себе царевича, богатыря. Таково на самом деле происхождение и сотворение человека.

Иллюстрации Николая Кочергина и Михаила Карпенко к сказке Петра Ершова «Конек-Горбунок».

Можно также провести аналогию с развитием человечества. Начинаем с Земли. Вначале человечество активно осваивало Землю (земледелие, животноводство, землевладение, торговля, территориальные войны). Продолжаем Человеком. После 16 века началась эпоха промышленного производства (мануфактура - «наткала бы полотна», книгопечатание - «текст» по латыни «ткань», научно-технический прогресс, технологическая, финансовая и информационная эра, генная инженерия, роботы, 3-D принтеры, освоение космоса и т.д.). И наконец переходим к Небу. Этот этап развития человечества ещё не наступил.

Ещё раз повторюсь. Это очень важно. С самого начала маленькому ребенку необходимо правильно расставить акценты ценностей. Это должны сделать сначала семья, затем школа. Во власти, в бизнесе, в материальном и финансовом благополучии, в теле человека и в его практичности нет ничего плохого. Они несомненно важны – тело должно быть совершенным, а сам человек должен быть хорошо адаптирован в любом своём положении в обществе. Школа должна очень хорошо подготовить к этому ребенка. Природа и инстинкты ребёнка на генетическом уровне настроены с самого рождения неутомимо и деятельно познавать окружающий мир, чтобы прочно закрепиться для земной и социальной жизни.

Отсутствие понимания сути вещей ведёт к её извращению по причине поверхностных знаний, которые зачастую даже знаниями трудно назвать. Например, религия, отрицающая теорию эволюции Дарвина, невольно считает, что человек и есть его тело. Она заключает, что такой эволюции, а эволюционировать здесь может только организм, быть не должно, поскольку человек и его тело, сотворены богом полностью и изначально. Непонимание эволюции наносит урон пониманию развития человека. В таких важных вопросах особенно остро просматривается кризис государственного образования.

Чтобы прояснить понятия сотворения и эволюции, проведём аналогию с ножом. Основное предназначение ножа - легко и точно разрезать любой материал. То есть основное качество ножа - его острота. Нож является материальным носителем остроты. Как материальный носитель остроты нож эволюционировал от каменного ножа до стального на пути к абсолютной остроте. Аналогия сути остроты ножа применительно к человеку относится не просто к человеку, а к сотворённому Богом человеку. «Не мир пришел Я принести, но меч». / Мф. 10:34/. Изготовленный нож, также как и рождённое тело, постоянно требует заточки и доводки. В обоих случаях этим должен заниматься человек.

Материальные ценности и тело человека нельзя абсолютизировать и делать главной целью своей жизни. Главное в человеке – сам человек. Не организм его, не тело и даже не душа. Важно досотворить, «заточить» себя самому не по закону животному, а по закону божественному. «Освобождение человека от рабского подчинения своей низшей природе, которая порождает в индивидууме отчаяние, а в обществе - разлад». / У. Хэтчер, Д. Мартин. «Новая мировая религия»/. Сотворить в себе внутреннего человека, того, кто единственно способен исполнить личное предназначение в этой жизни.

На пути к небу. Идём к вершине холма изучать созвездия. Жизнь человека развивающегося - это всегда путь.

И это тоже путь.

Список участников
  1. Анисимова Мария - 16 лет - Симферополь
  2. Яковлева Дарья - 13 лет- Москва
  3. Ахрамеева Марфа - 10 лет- Москва
  4. Голубчиков Серафим - 10 лет- Москва
  5. Ляпин Дарий - 10 лет- Москва
  6. Пилипенко Анжелика - 10 лет - Коктебель
  7. Ахрамеев Пётр - 8 лет - Москва
  8. Коряева Елизавета - 8 лет - Москва
  9. Кузнецова Ева - 7 лет - Москва
  10. Оксимец Лучезар - 7 лет - Москва
  11. Цветков Миша - 7 лет - Москва
  12. Ахрамеев Ваня - 4 лет - Москва
  13. Кузнецова Таисия - 4 лет - Москва
  14. Цветкова Варя - 4 лет - Москва
  15. Яковлев Василий - 4 лет - Москва
  16. Васин Кирилл - Москва
  17. Жаворонкова Яна - Сургут
  18. Шестёркина Анастасия - Москва

Страница находится в режиме наполнения и редактирования.

Тимофеич

Темы предыдущих занятий


 
 
«