создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Творческие каникулы в Севастополе 5-15 июля 2021 года

Фоторепортаж и тематика работ по курсу

«Линия и цвет»


«Рисовать - значит измерять». /Ле Корбюзье/

В рисовании глаза измеряют, сравнивая как минимум два размера. Каким образом глаза определяют равенство или неравенство двух размеров? Очень просто. Им это видно.

Глаза по своей природе являются идеальными рисовальщиками. Однако они не умеют оставлять следы на бумаге. Это могут делать руки. Чтобы руки рисовали, они должны управляться глазами, как говорят художники «связать глаза и руки». Для этого руки нужно научить и натренировать. Адекватные методики обучения рисования с нуля, как это ни странно, до сих пор не разработаны.

Тема 0. «Изначальный рисунок с натуры. Портрет сидящего человека в кресле»

Рисунок и живопись с натуры до прохождения курса. Портрет сидящего человека в кресле в полный рост.

Тема 1: «Пространство картины»
Линия

Картина начинается с образа и сюжета. Изображение начинается с линии и пятна (точка – это пятно). Линии бывают прямые и кривые, тонкие и толстые, сплошные и прерывистые, плавные и угловатые, основные и вспомогательные, чёрные и цветные, короткие и длинные и многие другие. В естественной природе линий не существует. Все видимые линии – это граница между формой и пространством или между частями формы. Рисование линий нужно понимать как создание структурного аналога объектов.

Анри Матисс. «Автопортрет» и «Голова /Мари Жозе/»

Если линию контура формы сделать тонкой или прерывистой, то форма свяжется с окружающим пространством и приобретёт иллюзию объёма. Глаз нуждается в замкнутой форме, чтобы вычленить объект из неопределённого пространства и оценить его полезность или опасность. Если контур замкнут, глаз определяет его как конкретный объект, незамкнутый контур глаз способен дорисовывать самым простым способом для идентификации объёмной формы. Если сделать контур очень жирным, он берёт внимание на себя. Форма уже не обволакивается контуром, и фигура воспринимается плоской.

Пикассо. «Голубь. 1961 г.» и «Голубь. 1950 г.».

Формат

Создание изображения на картине начинается с выбора размера картины и её формата. В формате бумаги заключено первое отношение размеров, с которого начинается рисование. Геометрия формата играет такую же важную роль, как и расположение объектов на картине. Картина бывает разных форматов. Основной формат – прямоугольный. Он наиболее удобен. Редко используют круглый и другие форматы. Круглый формат более центричен, статичен и замкнут. В прямоугольном формате больше непрерывности, движения, ритмов и пропорций.

Круглый формат картины. Рафаэль Санти. «Мадонна Конестабиле».

Глаз человека стремится упростить прямоугольник до квадрата. Выделение квадрата в прямоугольнике в изобразительном искусстве называется приёмом рабатмента. Квадрат как самый простой прямоугольник является изобразительной единицей и точкой отсчёта формы. Эта мудрость отображена в «Чёрном квадрате» Казимира Малевича.

Эдгар Дега. «Три танцовщицы в репетиционном зале» и «Голубые танцовщицы».
Квадрат «Голубых танцовщиц», несмотря на то, что он обрезает картину, представляет завершенную композицию. Суженный квадрат «Трёх танцовщиц» провоцирует глаз достроить формат картины до квадрата,
создавая иллюзию «случайности» взгляда. Этот приём часто используется в фотографии.

Существуют два прямоугольных формата: пейзажный (горизонтальный) и портретный (вертикальный). Самые длинные прямоугольные форматы называются свитками, удлинённые горизонтальные форматы – панорамными. Панорамная композиция призвана управлять движением взгляда зрителя.

Картина-свиток. Цянь Вэйчэн (1720-1772). «Десять благоприятных пейзажей Тайшаня».

Поль Гоген делил пространство композиции, используя приём рабатмента, где короткая сторона прямоугольника откладывается на длинной, деля картину на квадрат и оставшийся прямоугольник. Рабатмент можно расширить, если отложить квадрат с другой стороны картины. Две вертикали разделят картину на три части. Диагонали, проведенные из углов картины, пересекают вертикальные линии рабатмента в точках, называемых «глазами» картины.

Приём рабатмента. Поль Гоген. «Откуда мы, кто мы, куда идем».

Наши рабочие форматы в этом курсе: А2 (42х60) и А4 (21х30).

Существует множество традиционных форматов. Например, портретные форматы: полный рост (147х239), «епископский» полный рост (178х269), поясной портрет (102х127). Или, например, старинные французские форматы, которые используются по сей день: «гранд эгль (большой орёл)» (74х105), «рэзен (виноград)» (50х64), «кокий (раковина)» (44х56) и т.д.

Структурные элементы

Размеры листа насыщены структурными элементами: узлами (точками), линиями и их размерами. Ещё до начала рисования они уже запускают процесс измерения через сравнение и соотношение размеров. Структурные точки и линии на листе бывают двух видов: собственные и геометрические. Собственные точки листа – центр, углы, середины сторон. Собственные линии листа – стороны, диагонали, ортогонали.

Рудольф Арнхейм нарисовал скрытую структуру квадрата.
Лист бумаги является ландшафтом силовых линий и их пересечений. Эти скрытые силы определяют
зоны равновесия в пространстве листа бумаги. Любая линия, нарисованная на листе бумаги,
вызывает напряжение этих сил.

Структурные точки и линии геометрии: дихотомия, трихотомия («приём трёх третей»), дисекции и трисекции углов, квадрат с диагоналями и ортогоналями, окружность и её центр, пересечение прямых и кривых, рабатмент, золотое сечение, модульная сетка и другие.

Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова».
Правило «трёх третей». Явно прослеживается строгая трёхчастность композиции. Диагональ двух квадратов
равна корню из 5, связанному с золотым сечением. Здесь не точно два квадрата. Высота больше на 10 см.
Считается, что Суриков дошил эту полоску снизу и дописал на ней снег для того, чтобы возникло
ощущение движения саней. Шва, правда, там не обнаружили.

Клод Оскар Моне. «Поле маков». Рабатмент.

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры».
Картина Боттичелли пропитана золотыми сечениями по горизонтальным,
вертикальным и наклонным линиям, дугам и спиралям.

«От реализма к пикселю»

Краткий экскурс истории искусства в связи с данным курсом.

Как искусство озадачилось и постепенно добиралось до сути природы зрительного восприятия параллельно с развитием общечеловеческого мировоззрения.

Леонардо да Винчи. «Мона Лиза».

Совершенствование искусства изображения, казалось бы, исчерпано в портрете Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Однако Микеланджело Караваджо в своём творчестве развил новое видение реальности в сторону большей реалистичности. Окружающий мир освещён светом. Глаз, обрабатывая волны света, видит мир в виде световой информации. Караваджо изображал формы объектов окружающего мира словно они вылеплены светом и тенью, как на самом деле это делает наш глаз.

Микеланджело Меризи да Караваджо. «Призвание святого Матфея».

Камиль Коро. «Виль д'Авре».

Камиль Коро считал, что свет и тень уничтожают реальные цвета объектов, которые проявляются только на светоразделе. Он применил технику валёров, разложив цвет на множество оттенков и тоновых градаций. Коро свободно разбрасывал светлые и тёмные пятна по всей картине независимо от освещения. Пейзажи Коро наполнились воздухом и светом. Считается, что он предвосхитил импрессионистов, хотя был против их живописи. Он отговаривал своего друга Писсарро не участвовать в выставках «этой банды». Импрессионисты разложили цвет не на оттенки как у Коро, а на оптические элементы света в соответствии с электромагнитным спектром видимого света. Тем самым они устранили светораздел и растворили предмет в цветовом пространстве. Камиль Писсарро продвинулся дальше импрессионизма до постимпрессионизма.

Камиль Писсарро. «Дети на дворе усадьбы».

Цветовая система RGB создает 16777216 возможных цветов из комбинации красный, зеленый и синий.

Сезанн перенял у Писсарро его умение организовывать пространство пейзажа. Он перешёл от фиксирования поверхностного видения реальности к передаче её фундаментального состояния, к изображению реальности по сути, а не по зрительному ощущению. Понадобилось, изображение основных качеств реального мира - цвета, объёма, массы, структуры, геометрии формы. В результаты Сезанн добился эффекта геометризации объектов. Отсюда Сезанна считают родоначальником кубизма.

Поль Сезанн. «Гора Сент-Виктуар».

Возникновение кубизма связано с передачей в изображении движения. Элементы движения: смещение во времени, повороты, наклоны, сдвиги, дублирование, движение точки зрения и другие, кубисты передавали с помощью дробления объектов на части. Живопись кубизма требует от зрителя не фотографического и даже не кинематографического их рассмотрения, а «новых глаз», интеллектуальных и образованных. Ласло Мохой-Надь: «Благодаря фотографу человечество обрело способность воспринимать окружающее и само свое существование новыми глазами».

Ласло Мохой-Надь. «Портрет Люсии Мохой» («Фотография в движении»).

В аналитическом кубизме применяется секвенция, т.е. последовательное во времени чтение элементов и собирание их в движущуюся картинку с помощью продвинутого зрительного мышления. В синтетическом кубизме применяется симультанность, т.е. одновременное восприятие размещённых в разные моменты времени частей объекта для создания иллюзии движения.

Аналитический и синтетический кубизм. Пабло Пикассо. «Голова человека» и «Мария-Тереза Вальтер».

Логика творческого роста истинных художников, начиная с импрессионизма, повторяет общую тенденцию развития современного искусства.

Пит Мондриан, например, начав с реалистических изображений, развивался по цепочке: импрессионизм - постимпрессионизм - фовизм - дивизионизм - экспрессионизм - синтеизм - символизм - абстракционизм - неопластицизм. Мондриан постепенно двигался в сторону упрощения формы и цвета и в конце концов предельно упростил изображаемое до нескольких прямых вертикальных и горизонтальных линий и трёх основных цветов, разместив их в пространстве белого и чёрного.

Пит Мондриан. «Натюрморт с кувшином и имбирём I», «Натюрморт с кувшином и имбирём II»,
«Композиция №11», «Композиция с красным, жёлтым и голубым».

Казимир Малевич в своём творчестве двигался не так интенсивно, как Мондриан, однако добрался до самого предела. Написав «Чёрный квадрат», он явил миру элементарную частицу изображения, первую букву изобразительной азбуки, пиксель (piс-ture el-ement - элемент изображения).

Казимир Малевич. «Работница», «Голова современной девушки», «Девушка с гребнем на волосах».

Казимир Малевич. «Чёрный квадрат».

После Малевича изобразительное искусство добралось до пикселей. Появление компьютера усилило эту тенденцию. Эстетика бурно развивающегося искусства компьютерной графики распространяется на все виды современного искусства.

Пикселизацию применяют на телевидении для скрытия лица, частей тела, предметов и т.п.
МахаНакхон - небоскрёб в Таиланде, в котором, по замыслу архитектурного бюро Шеерена
вырезанные по спирали пиксели обнажают внутреннюю жизнь здания.
Сложенная из лего скульптура Микеланджело «Давид».

Изображение состоит из пикселей. Пиксель - это элемент матрицы дисплея, формирующего изображение. Детальность изображения зависит от количества пикселей на единицу площади. Один пиксель может хранить информацию только об одном цвете. Роль пикселей в глазе играют специальные клетки - колбочки и палочки, которые работают со зрительной информацией. Существует три вида колбочек, отдельно различающих красный, зелёный и синий спектры света. Так методы и технологии искусства вплотную приблизились к психологии и биологии.

Ирина Пантелеева. «Мона Лиза».

Усилиями выдающихся творцов живописи постепенно вскрывается суть зрительного восприятия и мышления. Однако это только очевидная сторона такой задачи. Художники всех времён проникали гораздо глубже в суть человеческого мировоззрения, картины мира, воззрения на мир и в мир. Великий учитель Сократ говорил: «Я думал со страхом, как бы мне совершенно не ослепнуть душою, рассматривая вещи глазами, - я решил, что надо прибегнуть к отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия».

Но это уже другая тема.

Адам Листер пишет картину «Мона Лиза».
В своих работах Листер экспериментирует с тем, как человеческий мозг воспринимает и распознает изображения.
Даже лишенные плавных линий и контуров, сцены остаются легко узнаваемыми.
«Я вырос с игровой приставкой Atari и застал изобретение Nintendo в 1980-х.
Я всегда был связан с минимальным, 8-битным изображением формы, пространства и движения».

Тренинги основ рисования с натуры

«Научиться рисовать значит, в сущности, научиться видеть правильно,
- а это нечто гораздо большее, чем просто смотреть глазами».
/Кимон Николаидис. «Естественный путь к рисованию»/

Тренинги умения видеть и рисовать. Конечный итог тренингов - развитие способности на глаз быстро, точно и правильно выполнить линейный рисунок фигуры человека с натуры. В этих тренингах нарабатываются базовые навыки рисования с натуры. Для этого разработана методология, основанная на всестороннем исследовании способности человека рисовать и природы зрительного восприятия.

Это вводный курс тренингов, поскольку для наработки необходимых навыков требуются: страстное желание научиться рисовать, вера в себя и свои способности, доверие учителю и достаточно длительное время.

Тема 2. «Тренинг с ортогональными линиями»

Ласло Мохой-Надь. «К VII».

Вначале отрабатываются навыки быстрого и точного размещения точек и затем концов горизонтальных и вертикальных отрезков. Здесь используются приёмы «распальцовки», «дихотомии», «соотношения точек со структурными элементами листа», «геометрических соотношений», «соотношение точки и отрезка», «прямых углов», «характера прямоугольников» и другие. Из всех линий, глазам проще видеть горизонтальные и вертикальные линии. Из таких линий складываются прямоугольники.

 

С горизонтальными и вертикальными линиями работает американский художник Адам Листер. «Я начинаю с карандашного рисунка, компонуя части картины в крупные блоки. Затем я продолжаю работу над предварительным наброском, используя только горизонтальные и вертикальные линии, пока изображение не превращается в композицию из строгих геометрических фигур. Круг становится квадратом, диагональ превращается в лестницу, а первоначальный сюжет обретает новое воплощение в визуальной эстетике 8-битной графики».

Ян Вермеер. «Молочница» и изопарафразы Адама Листера.

Чем глубже теория, тем выше качество и эффективность практики. И всё же, не углубляясь в рассуждения, ставим посредине листа точку. Начало работы с прямыми линиями положено. Одна точка на листе создаёт 4 прямоугольника, которые глаз условно дорисовывает, используя края листа. Эти прямоугольники образуют простейший каркас, который глаз способен быстро визуализировать и осмыслить. Именно здесь лежит понимание зрительного восприятия и вместе с тем начало рисования. Глаз как вычислительное измеряющее устройство отображает формы объектов окружающего мира в виде сложнейших и своеобразных каркасов, экономя свои ресурсы в обработке визуальной информации.

Лиам Голден. «Базовые сетки женской головы с разным разрешением полигонов».

Качество картинки наблюдаемого внешнего мира зависит от своеобразия и сложности построения глазом многоугольных каркасов формы объекта и от возможности зрения рисовать их со скоростью, обеспечивающей непрерывность видения. Рисунок любого человека показывает насколько дифференцировано его зрительное мышление.

Тема 3. «Тренинг с наклонными линиями»

Эль Лисицкий. «Композиция».

После горизонтальных и вертикальных линий переходим к наклонным. К предыдущим приёмам тренинга добавляются приёмы «дисекции и трисекции углов», «экстраполяции линий», «характера треугольников» и некоторые другие.

Тема 4. «Тренинг с кривыми линиями»

Ласло Мохой-Надь. «А XX».

Здесь мы начинаем с циркульных кривых - окружности и дуг, затем последовательно приходим к рисованию сложных кривых. Вводятся приёмы «ортогональных касательных и точек касания», «экстраполяции и интерполяции дуг», «криволинейной симметрии и асимметрии», «характера кривых» и некоторые другие.

Тема 5. «Тренинг с натурными линиями»

На изображениях натурных объектов мы отрабатываем приёмы «компоновки», «габаритных размеров», «сравнения размеров», «масштабирования», «перспективы», «горизонтальных и вертикальных расположений», «осей симметрии» и другие.

Алиса Эмке. «Натюрморт» /фрагмент фотографии/.

Обучение академическому рисунку начинают рисованием с натуры объёмных геометрических фигур. Затем переходят к простым каркасам объёмных форм.

Во времена реалистичной живописи, такие мастера как Леонардо да Винчи учились на простых геометрических формах. Альбрехт Дюрер начал применять методику так называемых обрубовок. То есть художники учились рисунку, двигаясь от пикселя (точки, пятна, линии) к реалистическому изображению.

1. «Анализ строения формы уха». /Рисунок из замечательной книги Николая Ли «Основы учебного
академического рисунка»/. 2. Гипсовая модель «Обрубовка головы по Гудону».

Тема 6. «Пропорции головы человека»

В определении пропорций головы и в частности лица человека мы пользуемся принципом трёхчастности, основанным на круге. Прорисовываем характер форм частей лица.

Тема 7. «Пропорции фигуры стоящего человека»

В определении пропорций фигуры стоящего человека мы пользуемся принципом двухчастности, основанным на квадрате. Прорисовываем характер форм частей фигуры.

Тема 8. «Пропорции фигуры сидящего человека»

В определении пропорций фигуры сидящего человека в профиль мы пользуемся принципом двухчастности. Вычитаем вторую четверть снизу, поскольку бёдра принимают горизонтальное положение. Прорисовываем характер форм частей фигуры.

Тема 9. «Итоговый рисунок»

Рисунок и живопись с натуры после прохождения курса. Портрет сидящего человека в кресле в полный рост. Изобразить с натуры, опираясь на свой личный опыт освоения данного курса.

Примеры работ участников курса

Конь /По Новгородской иконе XV века «Чудо Георгия о змие»/- Ахрамеев Ваня и Яковлев Вася

По картине Ирины Пантелеевой «Девушка с жемчужной серёжкой» /изопарафраз картины Яна Вермеера/
- Гордеева Василиса и Яковлев Вася

По фотографии Алисы Эмке «Натюрморт» - Яковлева Даша и Коряева Лиза

По картине Эдуарда Мане «Флейтист» - Гордеева Василиса и Ахрамеева Марфа

Продолжение истории

Коктебель 2019 год

Азов 2020 год

Севастополь 2021 год

Список участников
Фамилия Имя Возраст

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Яковлева Даша
Филимонов Никита
Ахрамеева Марфа
Черкинский Серафим
Баркова Серафима
Чебурашкин Никита
Коряева Лиза
Ахрамеев Петя
Кузнецова Ева
Гордеева Василиса
Оксимец Лучезар
Ахрамеев Ваня
Филимонов Миша
Геританская Рита
Кузнецова Таисия
Яковлев Вася
Оксимец Мила

15 лет
14 лет
13 лет
12 лет
11 лет
10 лет
10 лет
10 лет
9 лет
9 лет
9 лет
7 лет
7 лет
6 лет
6 лет
6 лет
5 лет

Тимофеич

Темы предыдущих занятий