создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Творческие каникулы в Абхазии 30 июля-12 августа 2018 года


Фоторепортаж и тематика работ по курсу

«Аллегорическое мышление
как начальная ступень познания мира»


«Аллегория есть выражение идеи через действительные конкретные образы».
/Ф.В.Шеллинг. «Философия искусства»/
/

В 2018-2019 году планируется открытие школы семейного образования по технологии Эвристической образовательной среды (ЭОС). На отдельной странице сайта будет изложена особенность этой школы. Для затравки планируемого открытия школы были проведены летние творческие каникулы в Абхазии в августе 2018 года. Тематика каникул: «Аллегорическое мышление как начальная ступень познания мира»

Методология аллегорического мышления особенно органична для детей дошкольного и начального школьного возраста. Она полезна также при освоении новых и сложных предметов для всех ступеней образования. Методология развития аллегорического мышления применяется в Эвристической образовательной среде в самых разнообразных формах.

Иван Константинович Айвазовский «Путешествие Посейдона по морю».
Великий маринист не мог не написать эпическую картину с богом его любимой стихии Посейдоном.

Познание природы начинается с очеловечивания или аллегорической персонификации явлений и сил природы, неодушевлённых объектов и абстрактных понятий. В древние времена мир познавался аллегорически. Дети начинают познавать мир точно также. В персонификации природа рассматривается как живая. С ней можно разговаривать, уговаривать, просить, слушать и слушаться.

Таков, например, феномен куклы. Взрослые называют общение с куклами детской забавой, для детей кукла реальна. В старину существовал особый мир кукол не только для детей, но и взрослых. Эта богатейшая кукольная культура утрачена в современном мире.

Девка-баба, кукла-перевёртыш или просто вертушка.
Кукла-перевёртыш олицетворяет две сущности женщины — девки и бабы. В традиционной крестьянской культуре женщина переживала пять этапов своей жизни: девочка-девка-молодуха-баба-большуха. Они отражали её статус в общине, предписывали особенности одежды, её роли и самое главное определяли женское самоощущение.

В начале познания, пока всё ещё не явно и не определено, мы пользуемся аллегориями, затем символами. Когда познание начинает овладевать предметом, тогда символы превращаются в знаки и понятия. Например, выражение «корень из -1» вначале воспринималось символическим, причём «неинтерпретируемым», «интуитивным» и даже «сомнительным». Лейбниц считал его: «утонченным и удивительным прибежищем божественного духа». Оно вошло в систему математический понятий и стало знаком, когда была разработана теория мнимых и комплексных чисел. Также и с алфавитом, который начинался с символического иероглифа и развился в знаковую букву.

Тема 1: «Аллегорическое восприятие явлений природы. Аллегория ветра»

Все природные явления в древности представлялись как божества. Воображение древних населило все области земли и океанов божествами. Действиями этих божеств олицетворялись феномены, которые современная наука объясняет действием законов природы. Одушевлённый мир древних в наш рациональный век умер. В современном познании голова выиграла столько, сколько проиграло сердце. «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание». /Иммануил Кант/

Башня ветров в Афинах (Греция) - древний метеорологичский памятник, ориентированный гранями
по сторонам света. Верх башни опоясывает фриз с аллегорическими изображениеми восьми ветров.
На фото горельефы бога северного ветра Борея и бога северо-западного ветра Скирона.

Ветры как явная сила природы конечно же не избежали персонификации. У греков это были боги: Эол – повелитель ветров, Борей - северный ветер, Зефир - западный. Борей любил нимфу Орифию, а Зефир богиню растений Флору. У всех народов были свои божества ветров: Стрибог, Эекатль, Фудзин, Фей Лян, Нинурта, Ваю, Ньорд и другие. Многие ветры до сих пор имеют собственные имена: Бора, Баргузин, Сирокко, Чинук, Мистраль и другие.

Тема 2: «Мифологическая форма мировоззрения. Боги Олимпа и тайна мифа о Психее (душе)»

Миф – особая форма человеческого сознания и познавательный опыт человеческой души. Истины в мифе просвечиваются сквозь символы и аллегории и складываются в системную картину мира. Космогония – это методология системного понимания мироустройства. В космогонических мифах разных народов говорится, что вначале был хаос и затем началось творение мира. В любом феномене реальности, когда он предстаёт перед нами в кажущейся неявной, неизмеримой и непознаваемой форме, нужно направить на него всю свою творческую волю, и тогда можно различить в нём первые признаки упорядочения мира.

Философ Фрэнсис Бэкон писал, что мифы хранят древнейшие истины, «смысл которых скрыт под покровом символов и аллегорий». Читая мифы, с современных позиций сложно обнаружить в них чёткую мировоззренческую систему. Тем не менее в мифе есть своя особая логика.

Рафаэль Санти – «Совет богов. Психею встречают на Олимпе». Фреска лоджии Психеи виллы Фарнезина, Рим

Вначале был Хаос. Из Хаоса выделились Гея (Земля) и Уран (Небо), которые породили 12 титанов. От Урана родилась из морской пены Афродита. От Титанов Кроноса и Реи родились Зевс, Аид, Посейдон, Гера, Гестия и Деметра. Из головы Зевса вышла Афина, а из бедра – Дионис. Зевс с Герой породили Ареса и Гефеста, с Летой (дочь двух других Титанов) – Аполлона и Артемиду, с Майей (одной из семи нимф Плеяд) – Гермеса. Аид и Посейдон ушли в свои владения, а Зевс собрал свой Пантеон из 12 богов на Олимпе.

Тема 3: «От аллегории к символу. Символика четырёх стихий»

Есть образ и есть понятие. С образом работают в искусстве, с понятиями – в науке. Образ тяготеет к символу, понятие – к знаку. Знак рационален, символ многозначен. В символе смысл просвечивается сквозь образ. Образ самодостаточен, символ служит предмету. Символ с одной стороны есть явный образ, с другой – скрытый смысл. Символ – это знак в образе.

Если привязка символа к образу условна и образ не совпадает со значением, то мы имеем дело с аллегорией. Например, изображение льва в аллегории имеет значение не само по себе, а иносказательно выражает силу или власть. Аллегория трёх слонов, держащих Землю, говорит нам о трёх основах нашего мира. Аллегория предопределяет символ. В аллегории образ всегда больше, чем идея. В аллегории мы имеем дело с цепочкой образов, объединённых в сюжет.

Символ и аллегория побуждают к активной внутренней работе воспринимающего их. Символ обращается к ассоциациям, стремясь создать целостный образ мира. Аллегория одушевляет понятия. От аллегории символ отличается способностью к бесконечному раскрытию своего содержания.

Современной науке ещё предстоит раскрыть смысл символики четырёх стихий древних.

Тетраморф. Аллегория четырёх животных является олицетворением четырёх первоэлементов мира или стихий.
В аллегории ассирийского Сфинкса мы видим голову человека, туловище льва, хвост быка и крылья орда.

Тема 4: «Аллегории созвездий. Силы Зодиака. Звёздная карта»

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». /Иммануил Кант/. Кант обозначил здесь два предела – предел внешнего мира и предел внутреннего мира. Эти пределы отмеряют размер человека как феномена мира.

Именами четырёх сущностей названы четыре знака Зодиака, расположенных по квадрату; Телец (бык)- Земля,
Лев (Лев) - Огонь, Скорпион (Орёл) - Вода и Водолей (Человек) - Воздух.

Мы живём под Солнцем, создателем и хранителем Жизни на Земле. За Солнцем прячутся 12 созвездий Зодиака, сменяя друг друга в течение года. Положение Земли и Солнца постоянно меняет соотношение и напряжённость космических сил. Для их учёта древние выделили проекции на определённые участки неба и обозначили их созвездиями и звёздами. В этом смысле сила ежемесячно сменяющихся друг за другом созвездий Зодиака добавляется к силе Солнца и оказывает влияние на судьбы рождающихся на Земле.

Тема 5: «Легенда о Персее и сказка о царе Салтане»

В ночном небе выделяется участок с шестью созвездиями: Цефей, Кассиопея, Персей, Андромеда, Пегас и Кит. Это имена персонажей легенды о Персее. Младенец Персей со своей матерью Данаей был заточён в деревянный ящик и брошен в море. Позже он убил чудовище Кита, спасая Андромеду, и затем женился на ней. Эта легенда перекликается с пушкинской «Сказкой о царе Салтане». Младенец Гвидон со своей матерью был заточён в бочку и брошен в море. Позже он убил колдуна Коршуна, спасая царевну Лебедь, и затем женился на ней.

Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь». 1900 г.

«Сказка – ложь, да в неё намёк». В старинных детских волшебных сказках запечатана и заколдована методология внутреннего развития человека. Из каких глубин веков дошли до наших времен, передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению, волшебные сказки Детства? Словно драгоценную семейную реликвию хранили ее в своей памяти во все века, чтобы в таинственный вечерний час накануне сна передать ребенку «преданья старины глубокой» с каким-то очень важным для существования человека в этом мире тайным смыслом и ценностями непреходящими и западающими в самую сердцевину отзывчивой детской души.

Тема 6: «Силы. Равновесие сил. Количества и качества»

Измерение кривизны пространства на орбите Земли

Вселенная наполнена разнообразными силами. Существуют области во Вселенной, где взаимодействующие друг с другом силы находятся в равновесии. Например, сфера вокруг Земли, в которой уравновешиваются силы Земли и Космоса. В этой сфере находится орбита Луны, поэтому в древней практике Единого вся сфера называлась Луною. Такие области равновесия сил считались качествами и обозначались символами.

При пропорциональном изменении количественных параметров сил они масштабируются, при этом качества остаются постоянными. Масштабируемые качества Луны можно обнаружить повсюду, где взаимодействуют силы Земли и Космоса – во Вселенной, на Земле и даже в теле человека.

Тема 7: «Земля между Венерой и Марсом, женским и мужским началами»

Между Солнцем и Космосом расположены равновесные качества планетарных сфер. Древние дали им имена Олимпийских богов. В современный обиход вошли их римские аналоги: Гермес-Меркурий, Афродита-Венера, Арес-Марс, Зевс-Юпитер, Кронос-Сатурн. Поражает точность соответствия этих качеств характеру богов.

Земля находится между Венерой-Афродитой и Марсом-Аресом, женским и мужским началами. Арес и Гефест были братьями, рождёнными от брака Зевса с Герой. Афродита родилась из морской пены, образованной от семени оскоплённого Кроносом (Время) Урана (Небо). Вначале Афродита была женой Гефеста, затем Ареса. Прокл Диадох говорил, что в Афродите нуждаются и Гефест, и Арес, благодаря браку Ареса и Афродиты противоположности в космосе приводятся в Гармонию.

Тема 8: «Аллегория числа Пи»

Число Пи в символическом смысле является равновесным качеством между «силами» окружности и диаметра. Оно не зависит от размеров окружности, поскольку её диаметр изменяется пропорционально к ней. Несмотря на то, что число пи используется в математике при вычислениях, случайный порядок её дробных чисел, тающих в бесконечности, побуждает многих к аллегорическому её толкованию. В числе пи видят фундамент мироздания, импульс зарождающейся гармонии из Первозданного хаоса и другие аллегории.

Тема 9: «Аллегорическая систематизация. Животные китайского императора. Таксономия живой природы»

При всём разнообразии видов живой природы, науке удалось создать таксономию живого мира. Она разительно отличается с точки зрения научной строгости от Периодической системы элементов Менделеева. Со времён Линнея таксономия живой природы усложнилась в своём стремлении к точности, при этом живая природа вполне сносно разложена по полочкам.

Зооморфная аллегория четырёх стихий в Древнем Китае.

Мишель Фуко упоминает в своём труде «Слова и вещи» некую китайскую энциклопедию, в которой представлена классификация животных. В ней «совершенная невозможность мыслить таким образом - вот что сразу же открывается нашему взору, восхищенному этой таксономией; вот какое экзотическое очарование иного способа мыслить предстает перед нами под покровом аполога».

Тема 10: «Фракталы – геометрия живого мира. Аллегорическое сопоставление майского жука и снежинки»

5 итераций Губки Менгера — геометрического фрактала, одного из трёхмерных аналогов ковра Серпинского.

Любая часть фрактала похожа на весь фрактал в целом. Отдельная ветка на дереве напоминает по строению все дерево, а часть листа папоротника — весь лист. Фрактальная геометрия - это язык, на котором говорит живой мир.По форме папоротник кажется сложным. Но для его построения не обязательно знать, что должно получиться — достаточно знать простой алгоритм ветвления. Фрактальная геометрия описывает, не что сделать, а как сделать.

Класс насекомых выделяется в типе членистоногих наличием шести ног. Французский философ Анри Бергсон считал, что насекомые, особенно перепончатокрылые, представляют предел развития живого мира по линии совершенствования инстинкта. У снежинки тоже шесть «ног». Почему? Средневековый японский монах Судзуки писал, что снежинки рождаются от смешивания дыханий Неба и Земли. Небо имеет форму круга, а Земля – квадрата. При их скрещивании рождается форма шестиугольника.

Тема 11: «Аллегория цветка. Составление таксономического букета»

150 миллионов лет назад на заре мелового периода расцвел первый цветок. Жизнь сотворила чудо из чудес. Случилось событие Вселенского масштаба, которое затем постепенно изменило направление развития живого мира на Земле. Цветок для своего опыления вызвал к жизни особую форму животных – насекомых. Первый цветок появился настолько внезапно, что можно говорить о внеземном его происхождении. Палеонтология не нашла никаких переходных форм от голосеменных к покрытосеменным растениям. Тайну своего появления первый цветок унес с собой в глубину невообразимо далекого прошлого.

Тема 12: «Биоэнергетика. Аллегория внутренних органов человеческого тела»

В пищеварительную трубку поступает пища (глюкоза) и воздух (кислород). Рисунок Пушкиной Полины

В основе структурирования внутренних органов человеческого тела лежит пищеварительная трубка. Она вбирает в себя пищу и кислород, необходимые для метаболизма. Из пищеварительной трубки развилась пара энергетически связанных органов – лёгкие и толстый кишечник. Остальные внутренние органы в теле человека распределились по трём осям в соответствии с энергетикой конечностей. Тело человека синхронизировано с равновесными качествами Земли и Вселенной.

Тема 13: «Аллегория человека, его развития и смысла существования»

Гетманский А. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина.

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Так начинает прясться нить сказочного повествования. В волшебных сказках вначале структурируется мир волшебного действа. Так мир делится на три уровня: Земля (живот) –Человек (грудь) – Небо (голова).

Первый нижний уровень – Земля или живот. «Кабы я была царица, - говорит одна девица, - то на весь крещеный мир приготовила б я пир». Пир от плодородной земли для насыщения живота. Второй средний уровень – Человек или грудь. «Кабы я была царица, - говорит ее сестрица, - то на весь бы мир одна наткала бы полотна». Полотно рукотворно, руки являются орудием груди. Полотно социально, оно выстраивает человеческие отношения. Третий верхний уровень – Небо или голова. «Кабы я была царица, - третья молвила сестрица, - я б для батюшки-царя родила богатыря». То есть царевича, кто обретет Царство Небесное. В волшебных сказках зашифрована методология внутреннего развития человека.

Тема 14: «Отслеживание смещения горизонтной точки восхода Солнца»

Смещение восхода и захода Солнца и высота Солнца над горизонтом в разное время года.

Голубчиков Серафим отметил точку восхода Солнца 6 августа, Иванова Серафима - 11 августа.

Отметки смещения точки восхода Солнца за 5 дней и отметка точки Востока.

Примеры работ

«Аллегория ветра». Цветкова Васидиса

«Аллегория числа Пи». Барков Иван

«Аллегория звёздного неба». Коллективная работа

Фото

Каждая тема предварялась лекцией.

Подготовительные упражнения Тай Цзи по утрам.

Традиционные застольные песни после шашлыка, абхазских фруктов, сыров, домашних вин и соков.

Дом-музей Хецуриани и таверна «Старая мельница». Музей этнографии народов Абхазии.

Пляж.

Перекус по дороге в Абхазию.

Ночёвка по дороге в Абхазию.

Список участников
  1. Абрамова Анастасия - Москва
  2. Барков Иван - Москва
  3. Иванова Евгения - Москва
  4. Иванова Серафима - 6 лет - Москва
  5. Бусалова Наташа - 15 лет - Москва
  6. Лазуткина Ольга - Москва
  7. Лазуткина Аня - 17 лет - Москва
  8. Лукеичева Наталья - Москва
  9. Якимов Арсений 15 лет - Москва
  10. Родина Светлана - Самара
  11. Родина Алиса - 17 лет - Самара
  12. Цветкова Василиса - 16 лет - Москва
  13. Черкинский Игорь Викторович - Москва
  14. Голубчикова Варвара Георгиевна - Москва
  15. Голубчиков Серафим - 9 лет - Москва
  16. Чудаков Стас - Москва
  17. Оксимец Антон - Москва
  18. Чудакова Ангелина Романовна - Москва
  19. Оксимец Лучезар - 6 лет - Москва

Страница находится в режиме наполнения и редактирования.

Тимофеич

Творческие каникулы