создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Школа Тимофеича «ЭОС»

(Эвристическая образовательная среда)

Творческие каникулы на Азове - 18 - 28 июля 2020 год

Фоторепортаж и тематика работ по курсу

«Основы информационного изображения»


Программы летних творческих каникул связаны с предметным содержанием школы Тимофеича «ЭОС».  Основная идея летних программ – курсы систематизации школьных знаний и практическая работа на природе.


Курс «Основы информационного изображения»


Представление знаний и мыслей в виде образов и картинок

(инфографика, иллюстрации к учебным проектам, зарисовки своих мыслей и идей, визуализация конспектов, лекций и бесед, составление схем и интеллект-карт, презентации, портфолио и т.д.)

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...»
/Фёдор Тютчев/

Тема 1: «Скетчноутинг и скрайбинг»

Полезно завести себе блокнот и привычку записывать и зарисовывать в блокноте свои мысли, интересную и полезную информацию. Скетчноутинг можно перевести как «записи и зарисовки в блокноте». Скетчноутинг - это иллюстрированные заметки с картинками, персонажами, цитатами, схемами, знаками и другими элементами, помогающими структурировать, запомнить и осмыслить информацию.

Страницы из студенческого блокнота Тимофеича. Зарисовки рапидографом.

Постоянное рисование в блокноте расширяет кругозор, раздвигает границы отношения к себе и окружающему миру. Блокнот - самый настоящий дневник. В нём рисуют для себя, а не для других, ежедневно описывают свой мир и свою жизнь. Зарисовки и записи в блокноте выполняются спонтанно в виде «сборной солянки», в них, казалось бы, нет никакой системы. Всё же это другая исключительно творческая и мировоззренческая система. Она будит воображение, подталкивает мышление, развивает изобразительное творчество, снимает барьеры сознания, наводит на неожиданные конструктивные решения, ставит на путь саморазвития, показывает картину собственного мировосприятия.

Страницы из блокнота французского художника Эжена Делакруа

Рукописи русского поэта Александра Сергеевича Пушкина

Скрайбинг используют лекторы, которые иллюстрируют свою речь, непрерывно рисуя на доске. Рисунок лектора в скрайбинге следует параллельно его речи. Скрайбинг является технологией представления информации «на ходу». В этом смысле зарисовки в блокноте являются скрайбингом внутренней речи, изобразительным сопровождением размышлений.

Ахрамеева Марфа. Рисунок в блокноте и зарисовки лекции об инфографике

Тема 2: «Инфографика. Часть 1. Знак»

Фестский диск, написанный 4 тыс. лет назад мы не можем прочесть. Бизон в Альтамирской пещере нарисован 24 тыс. лет назад, и мы сразу узнаём в нём бизона. Таково преимущество картинки над текстом.

Слева Фестский диск. Сторона А. 20 век до н.э.
Справа Раненный бизон. Фрагмент росписи Альтамирской пещеры. 220 век до н.э.

Информацию о предмете можно передать буквами, звуками, картинкой, изображением по внешнему сходству, символом. Значение букв, звуков и абстрактных символов должно быть оговорено или установлено заранее. Значение картинки очевидно.

Нас окружают не реальные или вымышленные объекты, а то, как мы их себе представляем. Наше представление об объекте можно назвать денотатом. Мы живём в мире денотатов, и сами являемся денотатом. Денотаты бестелесны. Они существуют, когда обретают тело, форму знака. Форма знака связывается со своим денотатом посредством значения. Иными словами, знак состоит из формы, значения и денотата и представлен треугольником Фреге.

Треугольник Фреге.
Ф – форма (звуки, линии, цвета, любые другие материальные предметы, выполняющие функцию формы знака),
Д - денотат (типичный образец класса предметов, имеющийся в сознании носителя знаковой системы),
З - значение

Существуют три вида знака: символ, индекс и икон. Иконический знак изображает объект как он выглядит на самом деле, например, фотография лошади. Индексный знак указывает на объект, например, дорожный знак 3.8 «Движение гужевого транспорта запрещено» указывает на начало участка дороги, где наложен запрет на движение с использованием лошади. Символьный знак нуждается в знании значения объекта, например, слово, написанное ниже на картинке, можно прочитать как «лошадь», если знать древнегреческий язык.

Далее мы внимательно и подробно рассмотрели три вида знака по отдельности.

Тема 3: «Инфографика. Часть 2. Символ»

Треугольник Фреге. Символ.
Стрелки на знаке-символе показывают, что форма и денотат сами по себе не имеют
ничего общего друг с другом. Они связываются только через установленное значение.

Математический текст понятен только математикам. Нотную запись может прочесть только музыкант. Более того, он может слышать музыку в нотах. Разноязыковые люди не могут друг с другом разговаривать и переписываться, т.к. не знают значения слов другого языка.

И Цзин – «Трактат о переменах». 700 лет до н.э.

И Цзин – китайский классический «Трактат о переменах» описывает структуру динамического порядка Вселенной. Он толкует смысл системы гексаграмм, изложенный на особом языке. Этот язык пытались разгадать великие европейские умы физик Гейзенберг, психолог Юнг, философ и математик Лейбниц и многие другие. Умберто Эко говорит о прочтении Лейбницем китайской «Книги Перемен» как о «недоразумении». «Чужое» всегда адаптируется через узнавание в нем «своего»; увидеть же иное, как иное можно лишь радикальным «отстранением» собственной привычной установки».

Таблица Менделеева – «алфавит» химического языка.

В мире существуют более шести тысяч разговорных языков и огромное количество языков искусственных: языки математики и программирования, языки жестов и морских флажков, языки сословий и отношений между людьми, народами, государствами и людей с предметами и средой, этикет, геральдика, правила всевозможных игр, языки искусств (музыка, танец и др.), языки наук, профессий и ремёсел, азбука Морзе, Брайля, эзотерические языки, аллегории, криптография и т.д.

Все эти языки относятся к символам, поскольку денотат в формах этих языков доступен только через значение, которое нужно изучить. Образование по сути является изучением значений, связывающих денотат с формой.

Лидийская монета VI века до н. э.
Деньги сделали значение стоимости товаров и услуг всеобщим и универсальным. До денег товары оценивались
в разных местах и в разное время другими товарами: рабами, зерном, солью, пушниной и т.д.

Древнеегипетская настольная игра сенет, изобретённая богом мудрости Тотом (3500 лет до н.э.).
Правила имеют определяющее значение в играх. Если игра есть, а правил игры мы не знаем, то нет самой игры.
Сенет описан в древнеегипетской «Книге мёртвых», в него играли тела умерших со своими душами.

Тема 4: «Инфографика. Часть 3. Индекс»

Треугольник Фреге. Индекс.
Нижние углы треугольника сближены друг с другом.
Схема даёт условное представление о смежности формы и денотата.

Индекс физически связан со своим объектом. Форма и денотат находятся рядом в пространстве и времени. Индекс привлекает внимание к объекту, указывает на него. Если в символе знак может существовать без объекта, то в индексе объект знака обязан существовать. След чужой ноги на песке, указал Робинзону Крузо на присутствие где-то поблизости человека и вызвал у него страх и надежду.

Ключом к пониманию знака-индекса является указующий перст.

Разрушение башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в результате теракта 11 Сентября 2001.
Дым является индексом огня. Он порождается огнём и всегда появляется вместе с ним.

След является знаком недавно пробежавшего в данном месте животного.

Мимика человека, его позы и жесты говорят о его эмоциональном состоянии.

Тема 5: «Инфографика. Часть 4. Икон»

Треугольник Фреге. Икон.
В иконическом знаке значение сливается с формой. Форма знака выполняет, помимо своей роли,
еще и роль значения. Треугольник превращается в линию.

Знак в виде икона - это картинка, которая очевидна и узнаваема всеми. Форма икона берет на себя функции значения. Такова принципиальная особенность иконических знаков. Они способны накладываться на свой объект. Форма сама по себе и есть информация о денотате. В иконе форма визуально похожа на денотат.

Пример слияния формы с денотатом в состязании художников Зевксиса и Паррасия. V век до н.э.
Реалистично изобразив гроздь винограда Зевксис ввёл в заблуждение птиц, которые слетелись клевать виноград.
И всё же Паррасий победил, обманув Зевксиса, который пытался отдёрнуть нарисованную на картине Паррасия
занавеску, чтобы посмотреть, что нарисовано за ней.

Насколько форма должна быть похожа на денотат?  Отражение человека в зеркале, его фотография или портрет безусловно похожи на самого человека. Тем не менее картина в стиле кубизма или абстракционизма, несмотря на предельное уменьшение «степени иконичности», всё же не теряет сходство изображения с его означаемым.


Развитие детского рисунка. Форма знака меняется в соответствии со «степенью дифференциации».
Денотат для самого ребёнка остаётся неизменным.

В настоящее время возрастает роль языка пиктограмм. Пиктограмма отображает важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые она указывает в основном в схематическом виде. В 1925 году Отто Нейрат на основе пиктограмм начал создавать современный язык изображений, «который понятен всем». Он собрал команду дизайн-студии для создания набора изобразительных символов, которые могли бы чётко и быстро преподносить социальную, научно-техническую, биологическую и историческую информацию.

Пример пиктограмм Отто Нейтрата.

К иконическим знакам относятся схематичные изображения – графики, диаграммы и т.п. Здесь нужно видеть сходство не в отображении самого предмета в знаке, а в показе отношениий его частей, динамики, связей, величин. Диаграммы всегда удобнее и нагляднее, если нам важно показать, как меняется ситуация.

Диаграмма динамики заболевания коронавирусом в России.

Технические и геометрические чертежи, архитектурные и дизайнерские проекты, географические карты относятся к иконическим знакам. Физическая географическая карта передаёт в масштабе на плоскости реальные водные, гористые и низменные массивы в соответствующих цветовых тонах. Такая карта воспроизводит в масштабе и важные детали местности: овраги, реки, озера и т. д.

Первые опытные истребители авиаконструктора Павла Сухого Су-1 и Су-3. 1940 год.

Физическая карта мира.

Тема 6: Изорассказ «Мой рюкзак»

Мы слышим от других людей слова в виде знаковых форм. Значения этих слов мы заменяем своим представлением денотата. Это то «недоразумение», о котором говорил Умберто Эко, что при восприятии «чужого» все пытаются узнать его через «своё». При слове «лошадь» кавалерист, мясник, зоолог, монгол, араб, крестьянин и даже каждый кавалерист или каждый мясник представляет «свою» лошадь. Психологи называют это «несопоставимостью».

Видеть «чужое» именно как «чужое» почти для всех людей недоступно и непонятно. Собственно, об этом сказал Протагор, что «человек есть мера всех вещей». Каждый мерит по-своему. Поэтому вещи на самом деле - это не вещи («чужое»), а денотаты («своё»). Миры денотатов разных людей различаются. Сколько людей, столько миров они создают. Каждый человек имеет своё представление о мире.

Слева «Витрувианский человек», нарисованный Леонардо да Винчи в одном из своих дневников в 1490 году.
Справа рентгенограмма человека в позе Витрувианского человека.

На вопрос, что находится внутри нас, одни думают о скелете и желудке, другие – о душе, третьи – о сознании, четвёртые – о микрокосмосе и т.д. Ход наших мыслей формируется нашим образом жизни и затем находится у него в плену.

Вопрос, что находится вокруг нас, тоже неоднозначен. Мы живём в окружении вещей. Каждая вещь по-разному значит для разных людей. Например, когда человек крадёт вещь (присваивает чужую вещь), то он крадёт не вещь, а энергию, которая извращает правильное отношение к вещам во всех смыслах и губит естественный мир вещей. Дарение вещей включает более сложные механизмы отношений. Вещи, которыми либо давно не пользуются, либо постоянно используют, по-разному влияют на время и качество жизни человека. Чтобы на практике понять каков необходимый минимум вещей требуется человеку, ему нужно отправиться в длительный поход в дикую природу. Обычно человек набивает рюкзак походным снаряжением. Специалисты по выживанию учат обходиться вообще без вещей.

Рентгенограмма рюкзака городского человека.

В школе Тимофеича в метазадаче «Культура» преподаётся курс культуры вещей - происхождение и история вещей, правоотношение и потребление, хранение и ношение вещей и т.д. Некоторые вещи мы обычно носим с собой. Что и как мы обычно носим, к примеру, в своём рюкзаке? Необходимость и достаточность носимых вещей. Какие-то вещи можно не носит с собой, оставляя один и тот же набор вещей дома и в школе (если это возможно). Некоторые вещи должны быть всегда с собой. Какие-то вещи могут оказаться лишними, а каких-то не хватать. Если все эти вещи из рюкзака нарисовать вместе, то мы получим картину совокупного мира «моего рюкзака». Полезно относится к нему и формировать его осмысленно.

«Мой рюкзак». Страничка из блокнота канадской художницы Цинни (Qing Han) (1991-2020)

«Мой рюкзак». Поспелова Аня.

Тема 7: Изорассказ «Моя комната»

Все без исключения вещи произошли от тела человека в качестве его продолжения. Огромное множество таких вещей как цистерна, чайник, бочка, ведро, чашка, ложка берут начало от сомкнутых ладоней. Чашка – это по сути сомкнутые ладони, отделённые от рук. Ручка чашки сделала в эволюции чашки обратное движение к рукам.

Происхождение чашки. Отделение сложенных ладоней от рук в виде чашки.

Происхождение стула связано с коленями, а стола – с локтями сидящего человека. Стул – это кусочек пола или поверхности земли, поднятый на высоту коленей. Ножки стула служат для сохранения этой высоты. Подлокотники стула являются не частью стула, а частью стола, прикреплённого к стулу. Стул и стол закрепляют самые подвижные точки тела человека. Стул настолько обездвижил человека, что он стал даже передвигаться сидя. На востоке тем не менее ещё чтут традицию обходиться без столов и стульев.

Туркменская семья.

Школьники половину своей жизни проводят на стуле за столом. Форма стола и стула в школе имеет решающее значение. Неправильно понимаемое значение привело к решению проблемы со стороны стола и стула, а не со стороны локтей и коленей. В 1870 году российский гигиенист Фёдор Эрисман после написания работы «Влияние школ на происхождение близорукости» разработал конструкцию школьной парты. Парта Эрисмана в наши дни ушла в забвение, но не поменялось главное. Решение проблемы продолжают видеть со стороны мебели, а не человека.

Школьные парты..В левом нижнем углу парта Эрисмана.

Век потребления вещей постепенно отнимает у человека свободу от вещей. Вещи утрачивают свою ценность, значение, качество, теряют живую связь с телом. Вещи являются иконами, когда мы в вещах видим только вещи. Через эмпатию и познание вещей, которые нас окружают, можно открыть внутри них человеческое начало. Иллюстратор произведений Диккенса Люк Филдс после смерти писателя зашёл в его комнату и увидел пустой стул. Обычный икон высветился впечатляющими значениями индекса и символа и породил смысл. Стул как место человека, его личное жизненное пространство. Пустое место, которое человек покинул и больше к нему не вернётся.

Люк Филдс. «Пустой стул». 1870 год.

Ван Гог читал книги так же усердно, как и писал картины. Из знаменитых «Писем» Ван Гога к своему брату: «иметь возможность писать вещи из повседневной жизни – то, что изображал Диккенс». Под впечатлением картины Филдса Ван Гог написал пустые стулья свои и Гогена.

Ван Гог. «Кресло Гогена» и «Жёлтый стул» (стул Ван Гога).

Сальвадор Дали добавил к стулу Ван Гога кипарис – ещё один излюбленный символ Ван Гога, связывающий наш мир с миром потусторонним.

Сальвадор Дали. Слева - «Стул (стереоскопическая работа, левый компонент)»
и справа - «Стул (стереоскопическая работа, правый компонент)»

Тема 8: Каллиграмма и леттеринг

В освоении информационного изображения очень важно уметь рисовать тексты.

Древнеегипетский, древнекитайский и другие иероглифы представляли символические образы предметов, свойств, понятий и взаимодействий и обозначали слово или несколько слов. Позже к ним добавился алфавит из иероглифов, обозначающих буквы, привязанные к определённым звукам. Появились зачатки вербального текста. Иероглифы-буквы постепенно вытеснили иероглифы-слова за исключением некоторых языков, затем их начертание эволюционировало с сторону постепенного упрощения. Так возникли современные алфавиты из минимального набора букв, обозначающие звуки речи. В настоящее время идёт обратный процесс – текст из букв заменяется пиктограммами, обозначающими слова.

Слово может быть изображено в виде своего значения и становится картинкой. Внимание, перенесённое от букв, слов и иероглифов к их композиционному и образному начертанию, воплощается в искусстве каллиграфии.

Слева - эволюция латинского алфавита. Изображения быка (Alef), дома (Bet), ограды (Het) превратились в буквы
A, B, H. В середине - эволюция китайского иероглифа «лошадь». Справа - каллиграмма иероглифа «лошадь».

Внимание к начертанию букв происходит при первом знакомстве малышей с буквами. Эти начертания в азбуках-картинках для малышей представлены образами слов через их начальную букву. В этот период малыш переживает такие буквы-символы как буквы-вещи.

Начертания букв содержат в себе специфические изобразительные возможности. Образное преображение символических знаков (букв, слов и даже текста) представляет особый художественный жанр – буквицы, инициалы, каллиграммы, идеомы, динамика титров в кино, силуэты из букв, образы слов, буквографика, стихографика и т.д. Образы из букв и слов применяются в графическом дизайне, плакате, экслибрисе, книжном дизайне, фирменном стиле (эмблемы, логотипы) и т.п. Эстетизация начертаний букв происходит в типографике, искусстве шрифта, графологии, граффити, теггинге, чистописании и т.п.

Русские буквицы. Звериный (тератологический) стиль.

Фрагмент постера дизайнера из Великобритании Криса Лаброя (Chris Labrooy) из серии постеров,
посвященных четвёртому спортивному летнему фестивалю «NYC Summer Streets»

«Что же до «Каллиграмм», то они воспевают поэзию верлибра и точность типографического изображения».
/Гийом Аполлинер/

«Выработка у учащихся начальной школы навыка правильного, чёткого, красивого письма, каллиграфического стиля – дело серьёзное и кропотливое. Оно требует от учителя большого напряжения, знаний и проведения систематических упражнений. Но все трудности в развитии этого навыка, в развитии у детей внимания и аккуратности должны быть преодолены ввиду большого значения письма». /Н. Боголюбов. «Методика чистописания»/.

Что же не так в современной начальной школе, если старшеклассники затем пишут «как сорока набродила»?

Каллиграфический почерк советского школьника.

Большую популярность приобретает леттеринг – красивая надпись. От каллиграфии леттеринг отличается тем, что в каллиграфии красиво пишут буквами и словами, а в леттеринге красиво рисуют буквами и словами. Поздравительная открытка или плакатик, принты на футболках, граффити, красиво оформленные цитаты, шрифтовое тату и т.п. относятся к леттерингу. Леттеринг часто можно встретить в кафе, где рисуют меню или разного рода обращения к посетителям. Чаще всего там рисуют меловым леттерингом, т.е. мелом на тёмном фоне.

Леттеринг напоминает о существовании универсального общепланетарного языка общения между всеми людьми.

Ахрамеева Марфа.

Кузнецова Ева.

Тема 9: Коллаж. Обмен рисунками.

Во времена Пушкина было модно вести дамский альбом или дамскую карманную записную книжицу. Такие рукописные альбомы были популярны по всей Европе. Альбом отличался изяществом и чувственностью. Его страницы украшались изысканно вьющимся старинным орнаментом, а титульный лист элегантной иллюстрацией. Хозяйка альбома ничего в нем не пишет, а предлагает его подругам и друзьям, чтобы они вписали в него экспромт. Девушки и молодые люди оставляли друг другу памятные записи, которые украшали сухими цветами и рисунками.

Из путешествий с Евгенией Горловой по воронежским музеям.
«Изящный, небольшого размера дамский альбом помещался в сумочке барышни 19 века. Эпоха сентиментализма
навеяла свои правила, и из Европы в Россию пришли традиции рукописных женских альбомов,
которые украшались стихами, изображениями, изречениями, наставлениями».

Кандидат филологических наук М. Калашникова выделяет такого рода альбом как особый жанр: «от салонного развлечения XIX века до анкет для девочек 90-х годов и современного профиля в инстаграме»: «Это явление родилось в студенческой среде XVIII века как альбомы на память: студенты, разъезжаясь на каникулы, писали друг другу благопожелания. [Изначально] это мужская традиция».

«Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.

Тут непременно вы найдете
Два сердца, факел и цветки».
/А. Пушкин. «Евгений Онегин»/.

Коллективная работа в виде коллажа. Обмен рисунками.
Каждый рисует для каждого и затем каждый делает коллаж из рисунков друзей..

Тема 10: Изорассказ «Мой мир». Послание в космос.

Как сжато «на одну страничку» изложить информацию о Земле, жизни на Земле, человечестве, человеке и культуре? Такую задачу решали, когда посылали сигналы и культурные артефакты для другого разума в открытый Космос. Начиная с 1962 года было послано в открытый космос 20 сообщений. Но как быть уверенным, что иной разум сможет прочтесть и понять послания землян.

А можем ли мы просто для себя и очень сжато «на одну страничку» изобразить информацию на тему: «О себе и о мире, в котором я живу».

Сообщение Аресибо, посланное 6 ноября 1974 года в направлении шарового звёздного скопления М13
в созвездии Геркулеса. В жёлтом ряду Солнечная система с выделенной планетой Земля, над которой изображён
человек. Сможет ли другой разум распознать денотат со значением, известным землянам, но неизвестным им.

Фоторепортаж

Лекция является совместной информационной деятельностью учителя и учащихся.

Школьникам нужно наработать навык для активной информационной деятельности во время слушания лекции.

Работа в команде.

Использование инструментария и материалов разной технологической принадлежности при работе с информацией.
Поспелова Аня. Проба пера.

Фломастеры в сочетании с другими живописными и графическими материалами. Гордеева Василиса.

Тренинги коллективной работы в парах и группах с различными организационными и учебными задачами.

Ахрамеева Марфа рисует свой клог. Зарисовки обычных предметов в блокноте.

Творчество и импровизация в применении смешанных техник.

Изменение представлений в понимании изобразительности при расширении графических возможностей рисунка.
Тюрин Гриша.

Важно почувствовать специфические возможности всевозможных изобразительных средств.
Кузнецова Ева. Проба пера.

Работа в парах.

Композиционная работа с наработанными зарисовками.

Путешествие в Долину лотосов.

Долина лотосов в Ахтанизовском лимане.

Малыши наблюдают за работой старших.

У малышей свой круг творческого общения.

Азовское море.

Сочетание волн и песка вовлекает в игру.

Весёлая возня в огромной песочнице.

Палеидотерапия - грязелечение.
Лечебные свойства глины в грязевых вулканах в округе и намывы голубой глины на побережье.

Азов 2020 год и ...

...годом ранее. Коктебель 2019 год. Дети растут быстро.

Список участников
Фамилия Имя Возраст

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тюрин Гриша
Панькин Демьян
Ахрамеева Марфа
Брамон Вася
Черкинский Серафим
Коряева Лиза
Ахрамеев Петя
Оксимец Лучезар
Кузнецова Ева
Гордеева Василиса
Поспелова Аня
Ахрамеев Ваня
Кузнецова Таисия
Оксимец Мила

16 лет
13 лет
12 лет
11 лет
11 лет
9 лет
8 лет
8 лет
8 лет
8 лет
7 лет
6 лет
5 лет
4 года

 

Страница находится в режиме наполнения и редактирования.

Тимофеич

Темы предыдущих занятий