проект эвристического города - обучение детей и взрослых - проектирование жилого дома - метафизика и мировоззрение - алхимия тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Рафаэль Санти

Святая Цецилия

1514-1516 гг.
Болонья. Национальная пинакотека

Цецилия, игравшая на органе, внезапно услышала божественную музыку, которая полилась на нее с небес. В картине каждая деталь значима, в ней нет ничего случайного. Ференц Лист называл ее символом. Я называю ее символом символов, со смыслами глубокими и сокровенными.

Святая Цецилия

Картину «Святая Цецилия» заказали Рафаэлю братья Пуччи - кардинал Лоренцо и флорентийский прелат Антонио для болонской церкви Сан Джованни ин Монте Уливето на алтарный образ, находящийся ныне в капелле, где покоится прах блаженной Елены Дульоли даль Олио.

О картине с восхищением отзывались современники художника, и ее почитатели во все последующие века. О ней слагали стихи, например, такие строчки Вазари: «Прочие кистью смогли показать только облик Цецилии. А Рафаэль нам явил также и душу ее».

«На картине изображена св. Цецилия, которая, ослепленная сиянием небесного хора поющих ангелов и вся во власти гармонии, прислушивается к божественным звукам. В ее чертах видна та отрешенность, которую можно наблюдать на лицах людей, находящихся в состоянии восторга». /Джорджо Вазари (1511-1574) – итальянский живописец, архитектор, писатель, основоположник современного искусствознания/.

«Начну с «Цецилии» Рафаэля! Я много знал о ней, но сейчас увидел ее своими глазами. Рафаэль всегда делал то, что хотели сделать другие, но я могу сказать лишь одно: это Мадонна Рафаэля. Пятеро святых рядом друг с дружкой, ни до одного из них нам, собственно, дела нет, но их земное бытие воссоздано так совершенно и несомненно, что этой картине желаешь вечной жизни, примирись даже с мыслью, что сам ты обратишься в прах». / Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832). «Итальянское путешествие»/.

«Я не знаю, благодаря каким таинственным чарам, - но эта картина предстает перед моим духовным взором в двух планах: как волшебно прекрасное выражение всего благороднейшего и идеальнейшего, чем обладает человеческая форма, как чудо грации, чистоты и гармонии и одновременно как совершенный символ искусства, неразрывно связанный с нашей жизнью. Я столь же отчетливо воспринимал поэзию и философию этой картины, как и рисунок ее линий, и красота ее идеи столь же сильно меня захватила, как и красота пластическая. Для меня, увидевшего в «Св. Цецилии» символ,- этот символ существует. Если это заблуждение, то, конечно, заблуждение простительное музыканту, и я хотел бы надеяться, что и вы также его разделяете». /Ференц Лист (1811-1886) - австро-венгерский композитор/.

Святая Цецилия – дева-мученица, пострадавшая за Христа в первой половине 3 века. Ее житие довольно традиционно, а последующее почитание Цецилии в западной Церкви как покровительницы духовной музыки является следствием синдрома ложной интерпретации. Почитание это началось с 9 века, когда мощи святой были положены в одном из римских храмов. В 13 веке доминиканский монах Иаков из Ворагина составил большой свод житий святых, куда вошла и биография святой Цецилии. Позже, в 15 веке это собрание получило название «Золотая легенда» и стало широко использоваться в качестве источника информации при создании картин, изображавших тех или иных святых.

В частности, в страстях Цецилии имелась такая фраза: «ведомая под звуки музыкальных инструментов в дом своего жениха в день бракосочетания, Цецилия взывала к богу, моля его сохранить ее душу и тело незапятнанными». Именно эта фраза послужила причиной последующих недоразумений, приведших к тому, что традиция сделала святую Цецилию покровительницей музыки. Дело в том, что слово «contantibus» (по другим источникам – «contantibus organis») по-латински означает вообще музыкальные инструменты.

Однако в 15 веке слово «organis» стали понимать буквально, то есть «орган». Как раз в это время особого расцвета достигли небольшие органы-портативы, и святую Цецилию можно было часто видеть, особенно у художников, живших к северу от Альп, изображавшейся именно с таким инструментом. Позже, когда на смену портативам пришли органы больших размеров, святую стали изображать играющей на них. Примеров можно привести десятки. Например, картина Джона Мелхиша Страдвика (1849 - 1937) «Святая Цецилия». С эпохи Возрождения Цецилию изображают непременно с каким-либо музыкальным инструментом в руках, причем инструменты эти варьируются.

Рафаэль изобразил Цецилию в тот момент, когда она игрой на органе привела себя в состояние экстаза. «Музыка вызывает экстаз» - кратко сформулировал франко-фламандский теоретик музыки и композитор Иоанн Тинкторис (1436 - 1511), и Рафаэль вторил ему. Войдя в состояние отрешенности от мирского, святая Цецилия обрела способность воспринимать небесную музыку ангелов, и орган ей стал уже не нужен. Таким образом, святая покровительница музыки перешла от мирской земной музыки к духовной, небесной.

Ее руки бессильно опустились вместе с органом, тот перевернулся, и из него посыпались оловянные трубки. Рафаэль оказался единственным, кто изобразил Цецилию, так странно обращающуюся со своим инструментом. Рафаэль усилил направление падения трубок органа к ногам Цецилии свалкой разбитых и сломанных музыкальных инструментов. Тем контрастнее выглядят поющие ангелы в разверзнувшихся небесах. Их пение не слышат окружающие Цецилию святые Павел, Августин, Магдалина и Евангелист Иоанн. Они смотрят по сторонам, не замечая небесного свечения ангельского хора. Только одна Цецилия подняла свой взор к небу, показывая нам то, что было ей даровано свыше.

Босые ноги окружающих Цецилию святых символизируют их приземленное состояние, не дающее им контактировать с небом. Цецилия в отличие от остальных обута в сандалии и таким образом оторвана от земли. Все святые держат предметы. Цецилия стоит с органом. Павел облокотился на обнаженный меч. У Магдалины в руке каменный сосуд тончайшей работы. У Евангелиста Иоанна сидит орел. Августин держит посох. Взгляды у всех святых направлены в разные стороны с многозначной символикой. Цецилия смотрит вверх, Павел – вниз, Иоанн и Августин смотрят друг на друга, т.е. влево и вправо, Магдалина - прямо на нас, а мы на картину. Таким образом, парные встречные взгляды создают три взаимоперпендикулярных направления.

Окружающие Цецилию святые и разверзшиеся небеса с ангелами ассоциируются с так называемым «тетраморфом». Не случайно сразу после «Святой Цецилии» Рафаэль написал чистый тетраморф – картину «Видение пророка Иезекииля». Предметы у святых, окружающих Цецилию, соотносятся с четырьмя мастями Младших Арканов Таро: посох, меч, кубок и пентакль (вместо пентакля здесь орел – символ Евангелиста Иоанна). Ференц Лист усматривает в облике окружающих Цецилию участников «священного собеседования» («sacra conversazione») персонификацию различных жанров музыки и типов ее воздействия.

Под ногами святых беспорядочно разбросаны на земле музыкальные инструменты: ножная виола да гамба, круглый барабан тамбурин, треугольник, литавры, флейты, цимбалы. Они отражают музыкальный обиход того времени. Инструменты изображены в разрушенном виде - дека виолы проломлена, струны порваны, кожа литавр прорвана, медь погнута и так далее. Как пел Окуджава: «Тромбон побит, труба помята, фагот, как старый посох, стерт, на барабане швы разлезлись…». Бренность этого мира, тщетность и ограниченность музыкальных инструментов против божественной музыки сфер.

Однако, если бы Цецилия не совершенствовала свое мастерство на органе, не проникала бы так глубоко в пространство музыки, то она не дошла бы до состояния экстаза, катарсиса, не обрела бы способность воспринимать ангельское пение. 150-ый псалом о похвале Богу говорит: «…Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных…».

Можно посмотреть на пренебрежение к музыкальным инструментам и с другой стороны. Рафаэль наверняка был осведомлен о пылающих повсюду во Флоренции «кострах тщеславия» Савонаролы, в которых сжигались книги, музыкальные инструменты, игральные карты, богатые наряды, зеркала и прочее. В Жирный вторник 7 февраля 1497 года в такой гигантский костер на городской площади Флоренции художник Боттичелли бросил несколько лучших своих картин.

В сопоставлении свалки инструментов и ангельского хора видят также идею превосходства вокальной музыки над инструментальной. Такая идея обсуждалась еще со времен христианского философа-неоплатоника Боэция (475-526), а во времена Рафаэля она стала доминирующей. Станислав Моссаковский пишет в 1968 году в иконографических исследованиях картины «Святая Цецилия» о том, что ангелы вместо игры на музыкальных инструментах поют. Человеческий голос является прямым выражением души и тесно связан со словами, которые в религиозных песнопениях являются божественными. Вокал имеет характер, наиболее соответствующий самой важной функции музыки – духовной.

Тем не менее, у Рафаэля есть картина «Коронование Девы Марии», которую он написал в 1503 году для капеллы Маддалены дельи Одди в церкви Сан Франческо, где музицирующие ангелы на небесах играют на музыкальных инструментах. Если бы Рафаэль в «Святой Цецилии» изобразил ангелов с музыкальными инструментами, то в чем бы тогда была разница земной и небесной музыки. Рафаэль был и остается непревзойденным мастером композиции и гармонии не только формы, но и содержания.

Считается, что в композиции поющих ангелов зашифрована пифагорейская теория музыки. Согласно Пифагору гармония непосредственно предшествует красоте. До нас дошли сведения, что Пифагор, как и Цецилия, слышал музыку сфер, где небесные тела исполняют космический гимн по мере их движения по небу. В пьесе «Венецианский купец», написанной в 1596 году, Уильям Шекспир пишет: «Такой орбиты, даже малой, нет, которая не пела бы голосами ангелов». В согласии с Пифагорейской теорией музыки энергетические вибрации каждой звучащей планеты имеют свое число. Числа у Пифагора считались не просто абстракциями, отражающими свойства реальных вещей, но живыми сущностями, проявляющимися в звучащих вибрациях.

На картине в разверзшихся небесах изображены шесть ангелов. Поскольку гармония выражается соотношением чисел, то смысл имеет лишь группировка ангелов. В центре расположены три ангела, поющие по книге. Слева один ангел держит в левой руке свой лист, по которому поет, а правой он поддерживает книгу, указывая свою зависимость от средней группы. Справа два ангела поют по своей книге. Итак, получается последовательность чисел: 1, 2, 3, 4, 6. Первые четыре числа составляют диалектическую тетрактиду – основу мировоззренческой системы Единого, состоящей из триединства магии, алхимии и астрологии.

Сумма первых четырех чисел составляет число 10, которое в астрологическом сложении (1+0=1) является единицей. Значит, число 4 в астрологическом сложении возвращает нас снова к единице. В эту единицу сворачивается единая триада, превращаясь в тетрактиду. По словам Алексея Федоровича Лосева (1893-1988): «Живое и трепещущее тело тетрактиды содержится монадой, растекается диадой и оформляется, осмысляется триадой». Геометрически тетрактида выражается при помощи треугольника, называемого «священной тетрактидой». Тетрактида изображается также в виде треугольной фигуры, сложенной из десяти точек и называемой декадой. Эти точки равномерно распределяются по четырем рядам. Тетрактида является отражением метафизической реальности.

Первые четыре числа содержат пропорцию всех основных музыкальных консонансов - октавы, квинты и кварты (1:2:3:4). В «Святой Цецилии» группировки ангелов символизируют только консонансы, отражая абсолютную победу гармонии. В пифагорейской теории музыкальных консонансов 2 и 4 относятся как 1:2 и выражают математическую пропорцию самого совершенного музыкального консонанса - октавы. Промежуточное число 3 в отношении к 2 и 4 дает пропорции квинты (2:3) и кварты (3:4). По отношению общего числа ангелов октава (3:6 = 1:2) делится также на квинту (4:6 = 2:3) и кварту (3:4). Гармония есть система трёх созвучий — кварты, квинты и октавы.

Музыкальные специалисты обращают внимание на орган, который Цецилия неправильно держит в руках. Ее левая рука держит орган со стороны маленьких трубок, которые издают высокие звуки, хотя с этой стороны должны быть басовые трубки с низкими звуками. Это не Цецилия, а сам Рафаэль перевернул орган, чтобы верхний контур органа не торчал треугольником из фигуры Цецилии, а повторял ее контур, не нарушая гармоничного течения линий, струящихся в пространстве картины.

В своих картинах Рафаэль создавал абсолютно целостный и гармоничный мир. Вся картина является искусно сплетенной сетью линий, потоки которых, перетекая друг в друга, собирают всю картину в единое волнообразное пространство. Эти линии могут быть видимыми, такие как, например, складки одежды или контуры тела. Линии могут быть невидимыми и условными, например, линия, скользящая по верхним очертаниям голов персонажей или по плечам. У Рафаэля нет ни одной линии, которая бы разрушала ритмы, гасила бы динамику их восприятия, выбрасывала бы взгляд зрителя за пределы картины, противоречила бы общему композиционному строю. Французский художник Эжен Делакруа (1798-1863) отметил это в своем знаменитом дневнике: «Изумительное равновесие линий Рафаэля!»

Органные трубки в руках Цецилии создают довольно сильный поток прямых линий, идущий наискосок картины. Этот поток Рафаэль успокоил и уравновесил идущими в том же направлении линиями складок одежды Магдалины. Если прикрыть эти складки рукой, то можно заметить, что без них органные трубки слишком лезут в глаза и разрушают тонко настроенный ритм линейных вибраций картины.

Продолжение следует ...

Тимофеич

Страница находится в режиме наполнения и редактирования

Шедевры искусства