создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Творческие каникулы в Москве 17-29 июня 2018 года


Курс «Системное изучение Москвы посредством концептуального и образного рисования»

Участники творческих каникул в Москве по циклу «Принцип Москвы» 6-19 июля 1998 года

Первый блок состоит из семи циклов курса (каждый цикл по 14 тем):

  1. Принцип Москвы (Развитие концептуальной идеи, заложенной в основание Москвы)
  2. Стили Москвы (Многогранный образ московской архитектуры )
  3. Судьба Москвы (Москва разрушенная и построенная)
  4. Ансамбли Москвы (Архитектурные и градостроительные ансамбли Москвы)
  5. Храмы Москвы (Особенность московской храмовой архитектуры)
  6. Усадьбы Москвы (Московская усадебная культура)
  7. Улицы Москвы (12 ключевых московских маршрутов)

Участники творческих каникул в Москве по циклу «Принцип Москвы» 17-29 июня 2018 года

Фоторепортаж и тематика работ по циклу

«Принцип Москвы»

(Изобразительное и архитектурно-градостроительное исследование Москвы)


«Москва - это не город, это принцип».
/Катков М.Н.
/

Тема 1: «Структура Москвы»

Структура Москвы создана в результате соединения множества ландшафтных и урбанистических факторов. Точка зарождения города Москвы была не на вершине Боровицкого холма, как принято считать, а возле Чертольского брода через реку Москву. Именно к броду сходились две главные торговые дороги - из Новгорода в Разянь и из Смоленска во Владимир. Там же было и торжище.

Перекрёсток торговых путей у Чертольского брода через реку Москву на схеме торговых путей X-XIII веков.

Позже Владимир Мономах поставил на вершине Боровицкого холма крепость для стратегического контроля перекрёстка торговых сухопутных и водных путей.

У Москвы последовательно, сменяя друг друга, складывались три центра. Вначале торговый центр у Чертольского брода, когда ещё не было Москвы, но был важный перекрёсток торговых дорог. Затем появился стратегический центр на вершине Боровицкого холма в Кремле, поставленном для контроля торгового перекрёстка . И, наконец, идейно-композиционный центр с собором Покрова на Рву (собором Василия Блаженного).

На Чертольском холме у брода через реку Москву располагалось капище бога Рода, сейчас там храм Христа Спасителя. На самой макушке Боровицкого холма было капище бога Ярилы. Сейчас не его месте стоит Успенский собор. На холме, где сейчас собор Василия Блаженного было капище бога Перуна.

Чёрными линиями обозначены улицы, идущие по гребням, пунктирными - улицы, идущие по брустверам.

При своём дальнейшем развитиии крепость не только перетянула к себе торговые пути, но и проложила новые. Все эти пути, стянутые к крепости, сформировали радиально-кольцевую планировочную структуру Москвы. Такая структура характерна для городов, с синтезом двух функций - торгово-транспортного узла и военно-стратегического центра. Радиальная структура идеальна для транспортных узлов, а кольцевая - для фортификационной защиты.

Ядро города выращивалось по спирально-веерной структуре,
далее развитие города шло по радиально-кольцевой структуре.
Вначале город рос по первому вееру между Москвой-рекой и её притоком Неглинной (красное пятно).
Увеличивающиеся растояния первого веера заставляли горожан строиться за речкой Неглинной поближе
к центру. Город добавил по спирали второй веер (оранжевое пятно). Затем по той же причине добавился
по спирали третий веер за рекой Москвой (серое пятно).

Радиально-кольцевая планировочная структура в свою очередь сыграла решающую роль в определении столицы строящейся империи. Её ярко выраженная центричность позволяла выстроить чёткую организационную иерархию и акцентировала роль столицы как центра империи. Органичность такой структуры давала возможность выращивания на основе живых пропорций идеального города - столицы идеального государства.

Тема 2: «Концепция Московского государства»

Билибин И.Н. Открытка «Святой великий князь Андрей Боголюбский». 1926 г.
Андрей Боголюбский в 1155 году для создания нового государства унёс из Киева во Владимирские земли
две святыни: меч свтого Бориса и Владимирскую икону Богоматери. Согласно преданию,
Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой
ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство»..

В основе создания Москвы как столицы лежала концептуальная идея царя Андрея Боголюбского. Эта идея опиралась на понятие единодержавия, формирующего мировоззрение каждого гражданина и сплавляющего духовные пути развития Человека и Рода, Народа и Отечества. С момента основания Москвы как столицы зарождающейся империи, она стала строиться по единой концепции, образу и принципу.

Здесь необходимо уточнить. Идею единодержавного государства начал внедрять Андрей Боголюбский. Единодержавие понималось им как полная внешняя независимость государства (никому не нужно платить дань, отчитываться, иметь военную силу, чтобы ни у кого не появлялось соблазна позариться на чужое и т.д.). Иван III слегка переиначил понимание господаря Московского государства с суверена на самодержца. Это не меняло суть, но подчёркивало преемственность власти от византийских автократоров. Романовы переиначили понятие единодержавия с внешней на внутреннюю политику, построив абсолютистское монархическое государство с установлением контроля над всеми сферами жизни общества.

«Изменения в мировоззрении и менталитете должны были породить иной взгляд на то, как надо устраивать коллективную жизнь, т.е. явить новую концепцию государства. Эта концепция и возникла в голове Андрея Боголюбского и овладела всем его существом». /Виктор Тростников/.

Царь Иван Васильевич III Великий - создатель Московского государства.
После падения Константинополя в 1453 году геополитическая карта мира стала стремительно меняться.
Иван III как и Андрей Боголюбский для статуса нового государства вывез византийские «святыни»:
герб двуглавого орла и племянницу последнего византийского императора Зою (Софью) Палеолог.
Женившись на Зое, он как бы почувствовал себя наследником византийских императоров
и перенял их титул «автократор», по русски «самодержец».

Предательским убийством 29 июня 1174 года царя Андрея Боголюбского в Боголюбове создание новой империи было отодвинуто на три столетия. Со вступлением 27 марта 1462 года на престол Московского государства царя Ивана Васильевича III Великого было продолжено создание новой империи, основанной на концептуальной идее Андрея Боголюбского. Предательским убийством 18 мая 1606 года царя Дмитрия Ивановича в Москве развитие Московской империи было пресечено, затем фальсифицировано и предано забвению по сей день.

Успенский собор во Владимире

В 1160 году царь Андрей Боголюбский построил во Владимире главный кафедральный храм нового государства Успенский собор. Собор построили приглашенные Андреем Боголюбским мастера из Священной Римской империи. «Мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был». /Лаврентьевская летопись/. В Успенском соборе хранилась Владимирская икона Божией Матери, вывезенная из Византии в 1131 году.

В 1479 году царь Иван Третий построил в Москве главный кафедральный храм нового государства Успенский собор. Собор построил итальянский архитектор Аристотель Фиорованти, приглашенный в Москву Иваном Третьим и его женой Софьей - племяницей последнего Византийского императора Константина XII. Прежде всего Фиорованти съездил во Владимир для изучения там Успенского собора и затем по его подобию построил Успенский собор в Москве.

Успенский собор в Москве.

Тема 3: «Храм Вознесения в Коломенском»

Всё же главным концептуальным храмом нового Московского государства и одним из основополагающих и значимых для Принципа Москвы сооружений является Храм Вознесения Господня в Коломенском, построенный в 1532 году итальянским архитектором Петроком Малым в честь рождения царя Ивана Четвертого. В Храме Вознесения в Коломенском 16 века была оживлена погубленная в 12 веке идея создания идеального государства Андрея Боголюбского.

«Образ Покровского собора (Собора Василия Блаженного) глубоко связан со сложением русского централизованного национального и многонационального государства. Церковь в Коломенском 1532 года - первый крупный этап его развития». /доктор архитектуры Николай Брунов/.

Храм Вознесения Господня в Коломенском. 1532 год

В Храм Вознесения в Коломенском вложена система композиционных принципов принцип ярусности, композиционное нарастание вверх форм и ритмов, символика чисел, идея шатра и другие. В пропорциях храма завёрнуты словно в зародыше живительные силы, призванные напитать нарождающееся тело будущего Московского государства. Золотые сечения размеров храма свёрстаны на основе «саженного золота» (отношений тмутараканских и косых новгородских саженей). Мы учились отмерять эти сажени и выстроили по ним золотые пропорции храма.

Почему были так важны пропорции и серьезное к ним отношение при построении пространства столицы Империи? Пропорции форм, т.е. отношения размеров формы между собой, обычно связывают с понятием красоты и гармонии. В красивых формах лежат сочетания симметрии и золотого сечения, что способствует наилучшему зрительному восприятию. Пропорции золотого сечения считаются проявлением совершенства отношений целого и его частей. Все это правильно, но не отражает суть. Идеальные пропорции создают гармонические резонансы сил и силовых полей во Вселенной. Основное качество пространства - это его количество. Качества выверенных количественных отношений форм заряжены энергией. Эти энергии оказывают резонирующее воздействие на внутренний мир человека и на коллективное сознание граждан.

Храм Вознесения в Коломенском является концептуальным сооружением, архитектурной программой и эталонной матрицей для последующих сооружений Империи. По этому эталону был построен храм Василия Блаженного. Храм Вознесения призван быть, по моему мнению, «объёмным Вавилоном». «Вавилоном» называли нацарапанную на камне или бересте систему саженных пропорций в виде трёх вложенных друг в друга квадратов или прямоугольников.

Черепица с начертанными вавилонами на лицевой и обратной стороне. 10 век

Николай Брунов называл Храм Вознесения «образцом»: «Приверженность русского зодчества до XVI века к традиционным типам связана с натурным методом постройки, идущим еще от античности и переданным нам византийскими мастерами, но коренящимся также глубоко в русском народном строительстве. Древнерусские зодчие пользовались «образцами» и «переводами» и придавали отдельным частям возводимого ими здания их окончательную форму только в самом процессе строительства. «Образцы» - это существующие здания и модели, подобные тем, которые держат в руках ктиторы на иконах».

Тема 4: «Храм Покрова на Рву (собор Василия Блаженного)»

Если Храм Вознесения в Коломенском я называю «объёмным Вавилоном», то храм Покрова на Рву можно назвать «планировочным или пространственным Вавилоном». Он определял алгоритм построения и правки планировочной структуры Москвы как идеального города.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного). 1561 год

Храм Василия Блаженного ставился не только как композиционный, геометрический, структурный и монументальный центр Москвы с её идеальной радиально-кольцевой планировкой. Он задумывался еще и как идейный центр не только Москвы, но и всей Империи. В градостроительстве существует понятие точки, способной удерживать планировочную структуру. Именно в этой точке и был поставлен Храм Василия Блаженного, который держит московскую структуру вплоть до Скородома и позже до Земляного вала (Садового кольца).

Храм Василия Блаженного. Симфония золотого сечения

Спустя более ста лет после строительства храма Василия Блаженного были возведены многоярусные шатровые навершия на плоских к тому времени башнях Московского Кремля, приведя архитектуру Кремля в соответствие с геополитическим замыслом.

«Русский народ облек выношенный им в течение столетий идеал в блестящую архитектурно-художественную форму и воздвиг в центре своей земли и в центре своей столицы каменный образ прекрасного и совершенного града. Покровский собор - самый всеобъемлющий древнерусский архитектурный образ. Покровский собор является воплощением в камне русского мировоззрения середины XVI столетия и отражением в архитектурной форме идеала государственного устройства». /доктор архитектуры Николай Брунов/.

Тема 5: «Храм Покрова на Нерли»

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. 1157 год

В одном из прекраснейших мест России стоит одиноко на берегу речки Нерль жемчужина русской архитектуры - храм Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм сыграл ключевую роль в становлении принципа Москвы. Доподлинно неизвестно время постройки храма, нет сведений почему было выбрано именно это место. Несомненно, это было важным местом, ведь чтобы поставить храм на заливных лугах, пришлось поднимать искусственный холм на высоту около четырёх метров.

Храм поставил Андрей Боголюбский, попросив у императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы прислать артель мастеров. Что-то глубоко личное в уме или сердце побудило Андрея быстро в одно лето поставить храм на расстоянии версты от места своей будущей резиденции. Да и дом свой построил Андрей не в задуманной им столице будущего государства Владимире, а в стороне от неё поближе к храму Покрова.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Гармония пропорций

Храм Покрова был первым храмом, посвящённым празднику Покрова Богородицы, и единственным в последующие 200 лет. Сам праздник Покрова также был учреждён Андреем Боголюбским.Также как Успенский собор во Владимире связан с Успенским собором в Москве, также храм Покрова на Нерли и храм Покрова на Рву в Москве связаны как семя и плод друг с другом. Думаю, что с этого храма Андрей Боголюбский начал реализовывать свою идею создания государства нового типа. Он как первый совершенный камень в постройке государства, как символ и первообраз. Как душа.

Почему же заметна разница в образе двух Покровских соборов? Всё дело в сопоставлении храма и человека. Небольшой по размеру храм Покрова на Нерли выглядит возвышающимся над человеком за счет вытянутой по вертикали формы всех деталей собора и многоуступчатыми арками портала и лопаток с закомарами. У Андрея Боголюбского идея создания нового государства носила религиозный характер. Наоборот, огромный храм Покрова на Рву соизмерим с человеком. Начиная с Ивана III, идея создания нового государства приобрела светский характер. За триста лет изменение мировоззрения не изменило идею и принцип Москвы. В следующие триста лет правления династии Романовых мировоззрение не изменилось, смена же идеи повлекло за собой отказ от принципа Москвы в пользу Санкт-Петербуржских устремлений в европейские колониальные альянсы. После Романовых и по сей день поменялось всё – мировоззрение, идея и принцип.

Тема 6: «Сталинские высотки»

После трёхсотлетнего правления династии Романовых пришлось возвращать столицу обратно из Санкт-Петербурга в Москву. Но вернулся ли принцип Москвы. Какое сооружение по такой же силе, по духу, новизне и значимости как храм Покрова на Рву можно было поставить в Москве в соответствии с принципом Москвы. К примеру, это могла бы быть 400-метровая Башня Татлина (Памятник III Коммунистического интернационала) 1919 года из стекла и стали.

Размещение Башни Татлина предполагалось в Петербурге.

Проект башни представлял собой совокупность двух наклонных металлических спиралей. Нижнее здание в форме куба для конференций и съездов вращалось со скоростью один оборот в год. Над ним пирамида для исполнительных органов Интернационала, скорость вращения один оборот в месяц. Выше в цилиндре информационные бюро, издательство, типография, телеграф со скоростью вращения один оборот в день. Наверху полусфера, скорость её вращения один оборот в час. Башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделенного при постройке Вавилонской башни, архитектурное воплощение мирового древа, опора мироздания.

Именно сталинским высоткам выпала роль продолжить развитие принципа Москвы. Однако задачи в них ставились иные, поэтому принцип Москвы в них реализован по форме, но не по духу. Вначеле 30-х годов властям нужно было поднять статус столицы новой страны, строящей коммунизм. В Москве началось масштабное строительство высотных зданий, известных как «Сталинские высотки». Москва обзавелась выразительными и гармоничными архитектурными доминантами. В день 800-летия Москвы 7 сентября 1947 года в определённых местах Москвы были символически заложены камни для девяти высотных зданий, одна из которых служила композиционным центром.

Сталинские высотки.

Смогли построить только семь. Не построили две - самую главную на месте храма Христа Спасителя в Чертолье и вторую на месте Зарядья. Какое-то заклятье наложено на эти два места. Ведь сказала же игуменья Алексеевского женского монастыря, который снесли, чтобы поставить храм Христа Спасителя: «Сему месту быть пусту». Так и получилось. На месте несостоявшейся высотки в Чертолье долгое время находился бассейн «Москва». А на месте несостоявшейся высотки в Зарядье разбили сад.

Можно предположить, зная сколь трепетно Сталин относился к собору Василия Блаженного, что он сознательно распространил планировочную структуру собора - восемь столпов вокруг центрального шатра, отразив её в расположении высоток в теле Москвы. Разнообразие форм собора увеличивают его сложность при удивительном сохранении цельности образа собора. Это предполагает свободу разнообразия построения объёмно-планировочной структуры города при соблюдении композиционных принципов, заданных архитектурой собора.

План собора Покрова на Рву на уровне крылец.
«При всей его симметрии наружный объем собора основан на сложнейшем и тончайшем
равновесии масс, несколько отличающихся друг от друга по своему объему
и слегка сдвинутых по отношению друг к другу». /Н. Брунов/

С обзорной площадки на Воробьёвых горах мы разглядели все шесть высоток в панораме города. Седьмую, стоящую рядом порисовали.

Тема 7: «16 радиальных улиц Москвы»

Улицы Москвы  начали формироваться после постройки крепости для контроля перекрестка торговых дорог у Чертольского брода. В крепости было двое ворот, поставленных на дорожки, ведущие от ближайших прибрежных сёл к капищам на вершине Боровицкого холма. Дороги на Смоленск и Новгород были подтянуты к западным воротам и после застройки вдоль них домами стали улицами. Сейчас это Знаменка и Волхонка. К восточным воротам крепости подтянулась стромынская дорога на Владимир, По мере роста Кремля стромынская дорога постепенно сдвигалась на север (Варварка-Ильинка-Никольская) пока не оформилась за пределами Китай-города по линии современной Мясницкой.

По мере роста Кремля к торгу прокладывались новые улицы. См. схему ниже.
(Серым пунктиром обозначена древняя дорога Знаменка, Синими полосками - торг)

Угловое вхождение реки Неглинной в реку Москву сформировало треугольную геометрию Кремля. В центре радиально-лучевой структуры Москвы находится не круг, а треугольник. Его рост повлиял на формирование другой группы первоначальных радиальных улиц. Ещё одна группа улица связала ближайшие к Кремлю населенные пункты и монастыри. После постройки стен Белого города к его воротам проложили от Кремля и Китай-города остальные улицы. Так возникли 16 радиальных улиц вокруг Кремля и Китай-города.

Мы прошлись по кругу там, где берут начало эти улицы, начиная с Боровицкой площади, познакомились с их своеобразием и постарались последовательно запомнить их. С этого можно начинать учиться ориентироваться в Москве.

Фоторепортаж

Список участников

(выделены взрослые, родители, а также дети, участвующие самостоятельно).

  1. Бусалова Наташа - 15 лет - Москва
  2. Грачёва Зоя - 9 лет - Москва
  3. Дружкина Ксения - Москва
  4. Жестовская Агния - 8 лет - Москва
  5. Каманина Даша 14 лет - Москва
  6. Кисилёва Екатерина - Москва
  7. Кисилёва Вера - 9 лет - Москва
  8. Козлова Мария - Москва
  9. Костырев Гриша - 14 лет - Москва
  10. Кузнецова Юля - 13 лет - Москва
  11. Кунина Ульяна - 14 лет - Москва
  12. Романовская Лера 11 лет - Москва
  13. Сорокопуд Василиса - 15 лет - Москва
  14. Страховенко Яна - Москва
  15. Страховенко Севастьян 10 лет - Москва
  16. Трусов Иван 12 лет - Москва

Страница находится в режиме наполнения и редактирования.

Тимофеич

Творческие каникулы