Тематика работ по циклу «Мироустройство»
Творческие каникулы в Паланге 16-30 июня 2013 года
Грузинский художник Нико Пиросманишвили мечтал о том, чтобы в центре его маленького городка стоял большой стол, за которым бы сидели горожане, пили чай и говорили об искусстве.
Все эти дни в Паланге мы собирались дважды в день вокруг большого стола и говорили о Главном и Вечном на языке изобразительного искусства.
Фоторепортаж о творческих каникулах в Паланге 2013 года
Как устроен мир, в котором мы живём? Какова скрытая истинная суть вещей? Каков смысл врождения человека в этот мир? Что такое гармония как глобальный принцип мироздания? Выдающийся мыслитель Иммануил Кант выделил две непостижимые для этого мира вещи: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Что же в действительности происходит во Вселенной, что так синхронно отзывается в глубинах человеческих душ?
1. Сотворение мира (живопись)
Был ли мир сотворён однажды или он творится вечно, всегда и везде. В любом случае важно понять одно – мир создаёт сила творения. В первозданный хаос творческая сила привносит порядок и гармонию, идею и смысл. «Сотворение мира» происходит также внутри каждого человека.
Миф о сотворении мира: «В начале времён не было Ничего …»
«Сотворение мира». Панферова Ксения
2. Структурирование пустого пространства (графика)
Мир пребывает в пространстве и времени. Это связано с тем, что он поддаётся восприятию, отражению и осмыслению. Пространство, таким образом, дифференцированно, структурно и квантовано. Кванты пространства транслируются в неравномерную протяжённость, создавая ритмы и отношения. Пространственно-временная ткань мира выткана напряжениями взаимодействующих сил, находящихся в динамическом равновесии.
«Структурирование пустого пространства». Вахонина Маша
3. Три мира (живопись)
Из многочисленных и всевозможных миров бытие человека охватывает три мира. Возможно, это является неким непреодолимым ограничением, возможно, это какой-то бесценный и важный дар безграничной свободы, данный человеку от рождения. Находясь целиком в одном мире, человек сцеплен с двумя пограничными мирами. Вместе эти три мира составляют устои бытия и жизни развивающегося человека.
«Три мира». Панферова Ксения
4. Четыре стихии (графика)
В основе материала, из которого построен наш мир, лежат четыре стихии (первоэлемента, первопринципа, первоосновы, субстанции, эссенции, сущности, таттвы, элементали). Условно они названы как «земля», «вода», «воздух» и «огонь», понимаемые как принципы.
«Четыре стихии». Панферова Ксения
5. Крест (живопись)
Мы живём в мире трёх перпендикуляров. Это не просто пространственная геометрия. Это единство трёх абсолютно разных и противоположных основ, сущностей, сил. Это единство проявляется везде и всюду на всех доступных уровнях. За пределами нашего мира, количество перпендикуляров иное, но это нам недоступно.
«Крест». Дормидонтова Соня
«Крест». Гребенюк Оля
«Крест». Вахонина Маша
6. Музыка (живопись)
Наш материальный мир насыщен силами, преодолевающими его инертность. Силам, внедряющимся в наш мир, приходится встряхивать материю в виде волн. Энергетические вибрации волн звучат числами. Числа надо понимать не как количественные свойства объектов, а как живые сущности. Соотношения чисел выражают гармонию, которой пропитана вся Вселенная. Торжество гармонии выражено звучащими консонансами. Повсюду в этом мире играет музыка.
«Музыка сфер». Панферова Ксения
«Музыка сфер». Дормидонтова Софья
7. Растяжка (графика)
Свет является одной из сил, проникающих в наш материальный мир. Материя сопротивляется этому проникновению. Возникает трение, гасящее любое движение. Свет постепенно тает в массиве материи, не в силах побороть ее тьму. В графическом искусстве приём изображения постепенного перехода светлых тонов в тёмные называется растяжкой. Графика является искусством изображения светотеневых соотношений форм.
«Растяжка». Панферова Ксения
«Растяжка». Сорокопуд Василиса
8. Кембрий (живопись)
Среди бесконечного многообразия числовых отношений существуют отношения чисел ряда Фибоначчи. Этот ряд называют «живым» рядом, поскольку на его основе строится пространственная структура живой природы. Числа Фибоначчи отбивают пульс живой энергии, преодолевающей косную материю. Полмиллиарда лет назад в кембрийский период жизнь на Земле создала наружный скелет для защиты организма. Кроме этого, скелет закрепил объем тела, его внутреннее пространство и пропорции в соответствии с живым рядом чисел Фибоначчи.
«Кембрий». Елисеева Ника
«Кембрий». Сорокопуд Василиса
«Кембрий». Дормидонтова Софья
9. Восемь тангиров (графика)
Свет и тьма – две неразгаданные до конца силы, находящиеся в концентрированных антагонистических отношениях. Зрение человека использует отношения света с тьмой, чтобы видеть формы окружающего мира. С взаимодействием белого и чёрного работает графика. Тональная графика создаёт плавные переходы между светлыми и тёмными тонами. Тангирная графика передаёт активные соотношения белого и чёрного, создавая текстуру разной интенсивности, напряжения и экспрессии.
«Восемь тангиров». Панферова Ксения
10. Антропоцентризм (живопись)
Древнегреческий софист Протагор сформулировал основную идею антропоцентризма: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Человек как принцип позиционируется в самой сердцевине Вселенной, именуемой Макрокосмосом, и в то же время он включает в себя всю Вселенную, именуемую Микрокосмосом.
«Антропоцентризм». Гребенюк Оля
«Антропоцентризм». Елисеев Макс
«Антропоцентризм». Панферова Ксения
10. Антропоцентризм (графика)
Человек есть центр Вселенной – это мировоззренческий принцип. По этому принципу человек является отправной точкой и конечной целью мироотражения, мышления, познания, деятельности. Многие понимают антропоцентризм не как принцип, а буквально. В таком случае они трактуют человека как личность и в антропоцентризме они усматривают возвеличивание человека до царя природы. Если под природой подразумевать наш мир, то человек здесь не царь, а гость. Есть человек и есть человек, нужно это ясно различать. Философ Фридрих Ницше говорил, что «сущность человека есть молния, бьющая из тёмной тучи человека».
«Антропоцентризм». Дормидонтова Соня
«Антропоцентризм». Бедаш Игорь
12. Живая сила пентаграммы (живопись)
Пентаграмма – звезда с пятилучевой симметрией. Пифагор называл такую звезду Гигеей за совершенство ее пропорций. Гигея – греческая богиня здоровья, дочь бога медицины Асклепия. Совершенные пропорции пятилучевой звезды находятся в отношении золотого сечения. Золотое сечение является отношениями чисел в ряду Фибоначчи. Симметрия пятилучевой звезды встречается только в живых организмах.
«Пентаграмма». Гребенюк Оля
«Пентаграмма». Панферова Ксения
«Пентаграмма». Елисеева Ника
13. Белые линии (графика)
В графической работе с кистью и тушью главное не чёрно-белая графика, а метафизическое понимание природы света. При этом важно мыслить не только чёрными линиями и пятнами, но в равной степени и белыми. То есть идти не только от теневой стороны, рисуя чёрным по белому, но и со стороны света, мысля и рисуя белым, используя чёрную тушь.
«Белые линии». Гребенюк Оля
«Белые линии». Сорокопуд Василиса
14. Добро-зло (живопись)
Человек в материальном мире живёт между светом и тьмой, между добром и злом. Человек сам выбирает, в какую сторону ему склоняться. Нужно понять одно: тьмы нет, есть только свет. Тьма возникает, когда материя заслоняет свет. Зла также нет, есть только добро. Зло возникает, когда материя заслоняет добро. Чтобы открыться навстречу свету и добру, нужно стараться не забивать свой внутренний мир излишней материей, делать свою внутреннюю материю прозрачной и проницательной на всех уровнях её проявления.
«Добро и зло». Гребенюк Оля
«Добро и зло». Дормидонтова Софья
«Добро и зло». Митичева Божена
15. Паттерн (графика)
Паттерн отражает феномен порядка во Вселенной. Он обозначает закономерную регулярность форм. Эта регулярность форм зачастую трудно распознаётся и может быть хаотичной или фрактальной. Все виды симметрии создают паттерны. По большому счёту наше представление о мире можно рассматривать как паттерн, поскольку паттерн в этом случае трактуется как отпечаток или проекция отражаемых форм.
«Паттерн». Панферова Ксения
«Симметричный паттерн». Панферова Ксения
«Паттерн». Егоров Илья
16. Обереги (живопись)
«Этот мир заколдован..., и он странен потому, что он поразителен, страшен, загадочен и неизмерим». (Карлос Кастанеда. «Путешествие в Икстлан»). Наш материальный мир наполнен силами тьмы, особенно угрожающими нашей душе. Чтобы уберечь свою душу от различных напастей, угроз, болезней, порчи и прочих злых воздействий нужно научиться защищать себя, свой мир, свой дом и т.д. Например, в старину наличники окна не украшались, как принято сейчас считать, а окантовывались оберегами – защитными магическими изображениями. К сожалению, мы во многом, утратили древние традиции защиты.
«Обереги». Бедаш Игорь
«Обереги». Гребенюк Оля
17. Два символа (живопись)
Для того, чтобы оперировать сверхопытными понятиями, такими как пространство и время, красота и добро, сущее и смысл, необходимо научиться пользоваться трансцендентными категориями. Трансцендентное мышление в искусстве работает на поиск и продуцирование гармонии, идеала и вечных ценностей. Трансцендентное, абстрактное и символическое мышление необходимо развивать, поднимаясь над обыденным и эмпирическим опытом.
«Два символа». Панфёрова Ксения
«Два символа». Гребенюк Оля
18. Мой мир (живопись)
У каждого человека есть свой собственный мир. Он состоит из той индивидуальной картины окружающего мира, которая отображёна и сформирована сознанием человека, а также построенного и накопленного особого внутреннего мира человека. Отсюда можно заключить, что каждый человек есть уникальная в своём роде Вселенная. Сколько людей, столько и миров. Все сложенные вместе миры людей составляют крохотную частичку гигантского непостижимого, немыслимого и невероятного мира, находящегося за пределами человеческого сознания.
«Мой мир». Сорокопуд Василиса
19. Мыслитель (живопись)
«Загвоздка Вселенной» - так философ Артур Шопенгауэр называл человеческое сознание. Сознание постигает мир, но что может постигать сознание. Действительно ли человек познаёт мир или, как заметил философ Иммануил Кант, сам мир приспосабливается к возможностям человеческого разума. Единственное, что нельзя отделить от человека, по словам философа Людвига Фейербаха, – это мышление. Философ Рене Декарт заметил: «Я мыслю, следовательно, я существую».
«Мыслитель». Сорокопуд Василиса
«Мыслитель». Елисеева Ника
20. Симулякр (живопись)
В античные времена симулякром называли отображаемый потусторонний мир. Философы Жиль Делёз и Жан Бордийяр ввели в современный оборот понятие симулякра в постмодернистской трактовке как «копию без оригинала». Они спрогнозировали феномен провокационной игры современной культуры в замещение реального мира псевдомиром. Симулякр стал обманкой, мнимым объектом, бессодержательным смыслом, обезличенной и обесцененной реальностью, обладая при этом эмоциональной насыщенностью и яркой образностью.
21. Расширение рамок картины
Трудно удержать творческих детей в рамках картины. Сюжет картины в процессе творчества постоянно плещется наружу, перетекает в жизнь за пределами картины, в жестикуляцию, в рассуждения, в эмоции, в иные проявления формообразования сюжета. Действительно нет никаких рамок между человеком и миром. Особенно в творчестве. Особенно у детей. Некоторым удаётся сохранить это состояние на всю жизнь.
Настя в творческом графическом процессе. «Первый закон живописи тушью - одухотворённый ритм живого
движения». (Китайский трактат 17 века «Слово о живописи из сада с горчичное зерно»)
Графическая экспрессия Ульяны вырвалась за рамки картины и потекла по её ноге.
В моей ладони вылепленное Василисой из пластилина «оживлённое» кембрийское существо.
Страница находится в режиме наполнения и редактирования.
Продолжение следует ...
Тимофеич