Фоторепортаж и тематика работ по курсу
«Пространство мира в пространстве картины»
Творческие каникулы на Чудском озере 31 июля-13 августа 2017 года
Летние творческие каникулы 2017 года мы провели на берегу Чудского озера на хуторе «Утешение». Тематика каникул: «Пространство мира в пространстве картины».
Всего участвовали 52 человека из 4 городов (Москва, Сургут, Ростов на Дону и Минск) и 2 стран. Из них 8 семей – дети с родителями (31 человек).
Основная рисующая группа – 30 участников была разделена на 3 группы: младшая группа 5-10 лет – 6 участников, старшая группа - от 10 лет - 21 участник, группа концептуалистов от 15 лет – 3 участника.
К группе старших и концептуалистов добавились 13 родителей. Эпизодически увлечённостью коллективным рисованием заражались 6 наших малышей от 2 лет и 8 местных детей и взрослых. Всего рисовали 57 человек.
Младшая группа
Тематика работ для младших была отдельная, но соответствующая общей метазадаче «Пространство мира в пространстве картины». Малыши крутятся возле рисующих старших, вникают в тему по-своему. Они слушают, что говорят и показывают на лекциях, что говорят и обсуждают старшие, что и как старшие рисуют. Нечто витающее в творческой рабочей атмосфере в них непременно откладывается.
Младшие активно освоили пространство хутора, включая недоступные (субшафты и др.). мнгновенно наладили общение между собой, местными детишками и фауной.
Старшая группа
Задачей курса «Пространство мира в пространстве картины» для старших было разобраться посредством живописи в вопросах восприятия, понимания и изображения мира. Что есть мир, в котором мы живём, и что есть мир внутри нас. Что есть пространство-время мира и как это понимать. Что значит восприятие мира и его изображение. Как изображать мир и для чего это нужно человеку. Это серьёзный и в то же время доступный курс. Серьёзный, меняющий представление об устройстве мира, расширяющий его видение и способы его изображения, поэтому требующий длительного и постепенного освоения. Доступный, поскольку здесь ставилась простая задача ознакомления с феноменом, внешне не так очевидным, но тонким и глубоким. Он для пытливых, творческих и развивающихся. Не обязательно художников, но обязательно изображающих.
В тематике «Пространство мира в пространстве картины» обычно пишут о проблеме изображения трёхмерного пространства мира на двумерной плоскости картины. Каким образом можно передать объёмы и глубину пространства на плоскости. Здесь обычно говорят о трёх основных видах перспективы: прямая, обратная и параллельная (аксонометрия). Кроме того, все три вида перспективы объединяют в четвёртый вид, так называемую перцептивную перспективу. Также к перспективе относят панорамную, сферическую, воздушную.
Современное понятие перспективы трактуется как техника изображения пространственной глубины на поверхности картины с корректирующим изменением размеров и расстояний. Разработка теории перспективы в последнее полутысячелетие со времени её создания в эпоху Возрождения постепенно перешла в область математики. Классицизм возвёл перспективу в ранг доминирующей техники. Её угроза живому искусству слышится в замечании Эжена Делакруа: «Папаша Энгр путает колорит с перспективой».
Перспективой увлекаются технари. Они даже додумались до такого откровения, что художники Возрождения рисовали по клеточкам, поэтому придумали линейную перспективу. Дескать невозможно было Ян ван Эйку так точно «на глаз» изобразить люстру в «Чете Арнольфини». Насколько нужно не понимать искусство, чтобы пытаться великих мастеров мерить такими жалкими мерками.
Художники Возрождения трактовали понятие перспективы буквально как «видеть сквозь». Не только сквозь двухмерную плоскость картины, а сквозь трёхмерный мир в его глубину. С тех пор великие художники всех времён и народов научились сами и научили всё человечество «видеть сквозь» пространство, время, движение, свет, колорит, форму, материю и далее в сердцевину бесконечно ускользающей сущности мира. Увидеть мир в его полноте, красоте, глубине, многообразии, непостижимости и неизмеримости.
«Рисовать значит измерять», по словам Ле Корбюзье. В изобразительном искусстве измеряет глаз, а не рука. Слова Сальери у Пушкина: «поверять алгеброй гармонию» относятся к перстам. Пифагоровское «миром правят числа» в искусстве относится к глазу художника и уху музыканта. Тот, кто измерение останавливает на руке, не доводя до глаза и уха, тот слеп в живописи и глух в музыке, у того рациональное подавляет чувства и интуицию.
Человек рисует не то, что видит, а то, что знает. В искусстве знания важны, когда они добываются «через руку», практически. Именно через руку можно научить измерять глаз. У художников это называется «связать руку и глаз». В теории эволюции глаз появился в результате качественного преобразования осязания, также как цветок был преобразован из листа. Леонардо да Винчи писал, что самая большая ошибка в живописи, когда теория опережает практику. Практика лежит в основе курса «Пространство мира в пространстве картины». В этом курсе заложена идея постижения тайны мира вручную посредством карандаша и кисточки.
Группа концептуалистов
Десять участников этой группы разрабатывали изобразительными и инфографическими средствами своё кредо, отношение к миру, личный взгляд, представление, убеждение, мировоззренческое начало. Каждый в процессе коллективного обсуждения обозначал, выявлял, формулировал и формировал свою мировоззренческую или концептуальную идею. Вначале каждый обозначил общие наброски своих идей, такие как: «жизненный путь души», «правильное личностное развитие», «пермакультурное проектирование жизненной среды», «выращивание искусственной среды через любовь», «игра мира», «что есть начальное человеческое» и т.д. Затем различными изобразительными средствами каждый попытался сформировать системный образ идеи в пространстве картины.
Панфёрова Ксения
Васин Кирилл
Цветкова Василиса
Цветкова Катерина
Филимонова Дарья
Цветкова Катерина
Содержание курса, тематика и работы
Курс «Пространство мира в пространстве картины» состоит из трёх блоков по три темы: Темы первого блока «Пространство формы»: «Контур», «Объём» и «Пропорции». Темы второго блока «Пространство пространства»: «Перспектива», «Ракурс» и «Композиция». Темы третьего блока «Пространство волны»: «Свет», «Цвет», «Знак». Каждая тема предварялась небольшой лекцией со слайдами на большом экране и рисованием схем на доске.
Контур формы
Тему контура формы осваивала младшая группа. Теория малышам не преподавалась, достаточно было простого описания задания. К примеру, в задании по теме «Дуб, сундук, …» младшим рассказывалось о том, где и как прячется смерть Кощея. В этом задании они разбирались с понятием пространственной вложенности.
Жестовская Агния
Иванова Серафима
Филимонов Никита
Цветков Федя
Объём формы
В теме объёма формы и его изображения на плоскости мы разбирались с понятием аксонометрии. Аксонометрию относят к параллельной перспективе. Понятие перспективы очень проблемное, спорное и неопределённое. Разбираться с этим теоретически и тем более философски – это другая задача. Мы сосредоточились на практике. Я отношу строго к перспективе только прямую линейную перспективу. Аксонометрию я рассматриваю так, как она есть, «аксон» – ось, «метрия» – измеряю. То есть «измерение осей» или проекция по осям. Мы рассмотрели аксонометрическую проекцию как способ изображения трёхмерных объёмов на двухмерной плоскости картины. Учились читать угловые искажения формы.
Нарская Лена
Кит Светлана
Цветкова Маша
Эллипсы в объёме формы
Рисование эллипсов (окружностей в ракурсе и перспективе) - особая тема. Я считаю, что основной объёмной геометрической фигурой на Земле является не куб, не шар, а цилиндр. Любая структура поверхности Земли подчинена силе гравитации. Всё, что поднимается над поверхностью, тянется вдоль этой силы и обволакивается материалом. Именно поэтому формы живой природы представляют в большинстве своём цилиндры - стволы и ветви растений, тела и конечности животных.
Комраков Паша
Бусалова Наташа
Пропорции формы
В теме пропорций формы мы рассмотрели живую пропорцию золотого сечения. Учились размечать золотое сечение на любых форматах плоскости картины. Чтобы понимать принцип золотого сечения, мы разбирались в числах Фибоначчи, отношениях сил, наполняющих мир по законам, свойственным нашему миру, и формирующих качества мира. Основное качество пространства – это его количество. Плоское пространство картины пронизано невидимыми силовыми перцептивными линиями. В гармоничных отношениях распределения расстояний между этими линиями звучит музыка форм.
Левенец Света
Пирогова Алиса
Перспектива пространства
В теме перспективы пространства мы ограничились прямой линейной перспективой. Восприятие такой перспективы лежит в геометрической природе нашего зрения. Здесь важно научиться определять линию горизонта, обычно располагающуюся на уровне глаз, единую точку схода на линии горизонта и расстояние до горизонта. Неискушённым трудно вложить в практику изображения принцип схождения в одну точку всех параллельных линий, уходящих в глубину. Здесь нужен наработанный навык.
Левенец Света
Бусалова Наташа
Движение в пространстве (ракурс)
Тема ракурса связана с движением объектов, точнее вращением, поворотом. Именно здесь таится секрет так называемой «обратной перспективы». Я считаю, что обратная перспектива надумана и не является перспективой. Это изобразительный приём показа невидимых боковых сторон объектов. Логика такого изображения скорее относится к кубизму. Это логика мифа. В такой логике мыслят и изображают маленькие дети. Тем не менее, для рисования в ракурсе требуется наработанное практикой усилие определённых изобразительных знаний.
Гришенкова Татьяна
Комраков Паша
Пирогова Алиса
Филимонова Дпрья
Цветовые волны
В теме цвета мы пытались проникнуться природой цвета. Гёте формулировал цвет, как действие и страдание света. Мы сделали несколько упражнений для расшатывания амплитуды цветового видения и изображения мира. Художник не должен раскрашивать мир, этим занимается маляр. Мир вылеплен цветом. Точнее цвет лепит видимый мир. Художник также должен лепить цветовое пространство мира в пространстве своей картины.
Иванова Евгения
Домарацкая Нина
Шляпникова Юля
Сафронова Александра
Хохлова Арина
Чудакова Ангелина
Знаковые волны
В теме знака проникновение в глубину пространства мира достигает максимума. Любая работа по нанесению знака на плоскость (рисунок, письмо) направляет усилие перпендикулярно плоскости изображения. В это усилие мы вкладываем время своей жизни, трансформируя его в изобразительное пространство. Это сродни гравитации. Похоже, что гравитация - это и есть время, переходящее в пространство. Любая работа по считыванию или чтению знака с плоскости текста или рисунка является тем же самым процессом, но в обратную сторону.
Комраков Паша
Сафронова Настя
Даже больше того. Человек, передвигаясь по земле, рисует ногами свой путь. Любое движение человеческого тела является танцем. Если этот танец оставляет видимый след, он становится изображением. Сама жизнь человека изобразительна. Предначертанная линия судьбы человека протянулась сквозь всю его жизнь. Человек волен изменить всю картину своей жизни, перерисовывая линию своей судьбы по-своему. «Жизнь - это только танец, она способна на бесчисленные вариации. Даже самые великие мечтатели не представляли себе их размаха». /Рам Дасс. «Это только танец»/.
Тай Цзи (Управление весом тела)
По утрам мы изучали элементы древнего танца Тай Цзи. Мы методично шаг за шагом настраивали своё тело чувствовать и правильно переносить свой вес с одной опоры на другую на один единственный шаг. Вес является силой, которой можно научиться управлять. В этом гравитационном процессе мы тоже работаем с преобразованием времени своей жизни в своё жизненное пространство. Поскольку движение управляется сознанием, нужно иметь правильные знания относительно простого движения одного шага. Иначе этот шаг никогда не случится, сколько бы мы ни шагали.
История искусства (Мастера Возрождения)
Великие мастера эпохи Возрождения писали свои картины, не просто изображая видимый мир. Они проникали в тайны перспективы буквально как «видеть сквозь». Их картины запечатаны знанием посредством изображения. Чтобы научится видеть и читать тайные послания в их картинах, нужно подняться на уровень их восприятия, представления и знания мира. По вечерам мы разглядывали шедевры мастеров Возрождения.
Пленэр
Живописные окрестности хутора воодушевили многих на пленэр. Мы решили посвятить этому весь день и отправились пешком к храму святых Петра и Павла, возведённому то ли старанием местного помещика Ергольского, то ли на пожертвования Иоанна Кронштадтского в 1895 г. в окрестностях деревни Кунесть на берегу реки Куны. Мы расположились среди могил прилегающего вплотную к храму кладбища.
Цветкова Маша
Весенняя Алёна
Левенец Света
Комраков Паша
Филимонов Никита
Цветкова Катерина
Процесс
Надо отдать должное, работали увлечённо. Когда выполняется творческая работа, результаты непредсказуемы. Тем ценнее и полезнее, если работают несколько человек, увидеть результаты их работы, разных находок, идей и воплощений. Сравнить работы и понять насколько диапазон подходов к выполнению одинакового задания разными людьми превышает собственные представления о том, как можно выполнить задание. Таким образом мы учимся друг у друга. В этом заключается смысл коллективной работы.
Мест для работы хватало. Всегда можно было приспособиться и найти, где удобно разместиться. Постепенно все расползлись по хутору и нашли для себя уютные рабочие места.
Некоторых я заставал за работой рано утром до Тай Цзи или поздно около полуночи.
Погода побаловала нас разнообразием - иногда сильные ветра, ливни, дождичек, солнечные и пасмурные дни. Хватало времени на общения, игры, купание в озере, прогулки, вечерние посиделки и прочее. Попели песни с гитарой у прощального костра.
Весело и торжественно отпраздновали два дня рождения у Аргинбаевой Тани и Миронова Михаила.
Обсуждение работ и итоговый вернисаж
Ежедневно по вечерам мы устраивали обсуждение работ. В последний день выложили на огромной лужайке все работы. Картины лежали на фоне зелёной травы, и были обращены в синее небо. Так иногда мы ложимся на спину в высокой траве и подолгу всматриваемся в небо, глаза следят за плывущими в синеве белоснежными облаками или утопают ночью в мерцающих звёздах.
В гостях у Пушкина
По пути домой заехали в Пушкинские горы поклониться могиле великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина под стенами Успенского собора Святогорского монастыря. Посетили дом-музей поэта в селе Михайловском.
Участники
Аргинбаева Таня
Барков Иван
Боронина Вероника
Бусалова Наташа
Васин Кирилл
Весеняя Алёна
Вишневская Арина
Воронова Дарья
Голубчиков Серафим
Голубчикова Варвара
Гришенкова Татьяна
Домарацкая Нина
Дружкина Ксения
Жестовская Агния
Иванова Евгения
Иванова Серафима
Карачковская Саша
Комраков Паша
Коновальчик Ксения
Левенец Света
Миронов Миша
Миронова Катя
Миронова Татьяна
Митрофанова Татьяна
Михайловская Катя
Нарская Лена
Оксимец Лучезар
Панферова Ксения
Пархомчук Маша
Пирогова Алиса
Сафронова Александра
Сафронова Лера
Сафронова Настя
Смирнова Евдокия
Филимонов Никита
Филимонова Дарья
Хохлова Арина
Цветков Миша
Цветков Вячеслав
Цветков Федя
Цветкова Варя
Цветкова Василиса
Цветкова Катерина
Цветкова Маша
Чудакова Ангелина
Шляпникова Юля
Эпизодически увлечённостью нашим рисованием заражались местные дети и взрослые.
Спасибо всем, кто участвовал в этом празднике познания, совместного творчества и красоты! Каждый из вас внёс свой незаменимый и весомый вклад в то, что каждый запечатлел в своём сердце, памяти и опыте, в то, что нигде и никогда не повторится, в то, что непредугадано отзовётся и чуточку обогатит всё, что случится в вашей жизни и свершится в ваших делах.
Тимофеич