Бумажная архитектура
Своеобразное российское архитектурное явление «бумажной архитектуры» родилось в феврале 1982 года в среде молодых московских архитекторов – участников международного архитектурного конкурса «Синкентику».
Конкурс «Синкентику - Shinkenchiku Residential Design Competiton» является одним из ярких международных архитектурных конкурсов. Он проводится архитектурным журналом «The Japan Architect», имеет концептуальную направленность и преследует цель поиска и генерации архитектурных идей в проектировании жилого дома. Этот конкурс ежегодно проводит, как правило, один куратор-архитектор, который назначает тему конкурса и оценивает присланные на конкурс работы.
В 1977 году в качестве куратора конкурса японцы пригласили английского архитектора Питера Кука, новатора и концептуалиста, одного из основателей легендарной группы 60-х годов – Archigram. Питер Кук поднял этот конкурс на самый высокий качественный уровень. Он назначил тему конкурса «Comfort in the Metropolis» и призвал участников выйти за рамки стереотипов насколько это возможно и смело экспериментировать. Результат превзошел все ожидания. На отдельной странице я подробно расскажу о конкурсе, проведенном Питером Куком, а также о темах других кураторов этого замечательного конкурса. После Кука участием в этом конкурсе заинтересовались лучшие силы мирового архитектурного творчества.
В то время советские архитекторы не могли самостоятельно и по своей инициативе участвовать в международных архитектурных конкурсах. Наша страна тогда была огорожена непроницаемым «железным занавесом». Любой контакт за пределами Советского Союза должен был быть санкционирован органами госбезопасности. За контакт с иностранцем, за информацию, полученную из-за рубежа, за доллар в кармане и тому подобное можно было попасть в тюрьму или быть сосланным в сибирские лагеря.
Я в то время относился к категории граждан, вынужденных поневоле общаться с иностранцами, поскольку жил с ними в общежитии. В конце 1978 года Сережа Гришин предложил мне срочно отправить проект на какой-нибудь международный конкурс, поскольку у него появилась такая возможность. Мы сходили с ним в Дом Дружбы народов на Калининском, там он познакомил меня с одной женщиной, пообещавшей отправить наши проекты дипломатической почтой, которая не проверяется гэбэшниками.
В те годы я похаживал в Иностранку (библиотеку иностранной литературы) листать свежие зарубежные журналы по архитектуре и держал себя в курсе международных архитектурных событий. Я быстренько нашел в журналах подходящий вариант. Это были два японских конкурса в рамках журнала «The Japan Architect». Один, проводимый компанией Central Glass, на тему «Cinema That Supports the Revival of Movie». Другой – компанией Shinkenchiku-shа на тему «Machiya as Mako Sangen Ryodonari» с куратором Чарльзом Муром, одним из лидеров пост-модернизма. Из-за сжатых сроков я выбрал «Кинотеатр», где надо было сделать проект на одном листе, вместо двух листов, требуемых на «Machiya - дом с соседями».
Я в срочном порядке сделал проект и отдал его в Дом Дружбы народов. Сережа от участия в конкурсе в последний момент отказался. Через пару месяцев я получил письмо из Японии с благодарностью за участие в конкурсе. Японцы перепутали мой адрес, и на конверте рукой какого-то особиста поверх японского был написан мой правильный адрес. Но важно было то, что мой проект дошел, и меня за это никто не наказал.
Мы с инициативной группой молодых архитекторов в это время создали Молодежную секцию в составе Московского Союза архитекторов. На очередное заседание секции я принес свое письмо из Японии и предложил всем сделать проекты для конкурса «Синкентику» на тему: «An exhibition House on the Grounds of a museum of the twentieth Century», заявленную японским архитектором Фумихико Маки. Я пообещал отправить проекты по дипломатической почте, предварительно связавшись с женщиной из Дома дружбы народов и получив от нее добро. Несколько человек откликнулись на эту, как тогда казалось, авантюру.
К назначенному сроку все принесли свои проекты, и я отнес их в Дом Дружбы народов. Здесь случился один казус. Влад Кирпичев не успел принести свой проект к назначенному сроку и решил отправить его напрямую по международной почте. Поскольку его проект тоже дошел, мы поняли, что напрасно заморачивались с дипломатической почтой. Это можно было делать и так, и без всяких последствий. Возможно, железный занавес стал терять свою непроницаемость.
В феврале 1982 года пришел свежий номер журнала «The Japan Architect» с опубликованными результатами конкурса. Таких результатов конкурса никто не ожидал. Оглушительный успех. Миша Белов и Макс Харитонов завоевали гран-при.
Разворот журнала «The Japan Architect» №298 (февраль 1982 г.) с проектом Миши Белова и Макса Харитонова.
Подуло свежим ветром из распахнувшейся форточки. Народ всколыхнулся и на конкурс «Синкентику», а заодно и на конкурс «Central Glass», обрушился вал проектов из Советского Союза. На отдельных страницах я подробно расскажу об этих проектах. Череда завоеванных призовых мест в конкурсах журнала «The Japan Architect» оформилась впоследствии, благодаря стараниям Евгения Асса и Юры Аввакумова, в тусовочное явление так называемой «бумажной архитектуры».
«Бумажная архитектура» выглядит бумажным обрывком растерзанного творчества архитекторов моего поколения тех незабвенных 80-х годов.
Продолжение следует ...