История развития моей педагогической практики и образовательного проектирования
Социодинамическая модель детской культуры
В 1977 году, разрабатывая дипломный архитектурный и градостроительный проект в МАРХИ на тему «Реконструкция исторического ядра города Москвы», я задался проблемой очеловечивания городской среды. Человек на улице города должен чувствовать себя комфортно и безопасно. Он должен спокойно прогуливаться по ней, пребывать и общаться, а не проходить ее словно по глухому тоннелю. На улицах должны играть и бегать дети. Родители не должны находиться в страхе, посылая детей за пределы своей квартиры на улицу.
Для активной детской жизни и деятельности нет места на улицах города, (как, впрочем, и для многого другого, что относится к нормальному человеческому существованию). Имея это ввиду, я разработал социодинамическую модель детской культуры, вплетенную в ткань городской культуры. На ее основе в 1978 году был создан архитектурно-дизайнерский проект Детского информационного центра как ядра системы детской культуры. Возникла идея практической реализации этой модели.
Детская культура - это не уменьшенная до детских размеров «взрослая культура». Это такая же полноценная и равнозначная культура, как и любая другая культура. Более того, детская культура является необходимым органом в организме культуры человека и человечества, питающим этот культурный организм своими уникальными ценностями. И даже более того, детская культура - это культура человека развивающегося, она вневозрастная и вневременная.
31 августа 1981 года я ушел из официальной архитектуры после драматической и безнадежной битвы за Арбат и занялся свободным творчеством в искусстве, дизайне, архитектуре и других творческих практиках, работая по заказам. Самому себе я сказал тогда, что вернусь в официальную архитектуру, когда там станут думать о создании человечной архитектурной среды. С этого времени, помимо всего прочего, я занялся проектированием и созданием новых структур детской культуры (дизайн игровых пространств, дискотек и массовых зрелищ, разработка интерьеров пионерских лагерей, детсадов, детских больниц, детской среды в городских парках, театрализация образовательных процессов). Работа этого периода была отражена в прессе в статьях: "Знакомьтесь АВ-дизайн", "Приглашаем на танцы... архитектора", "Рисуем по нотам", "ДЭЗ и дизайн" и др.
Московский Андеграунд 70-80-х годов
Начиная с 1979 года, я стал постепенно втягиваться в педагогическую работу с детьми по месту жительства и в детских субкультурах. Движение профессионалов искусства в детскую среду было одной из форм существования Московского Андеграунда 70-х гг. Подобным образом, например, философы, музыканты и другие деятели культуры Андеграунда устраивались дворниками и истопниками в тогдашних ЖЭКах. Наличие в ЖЭКах детских кружков по месту жительства предписывалось сверху. Для такой работы предоставлялись помещения. Именно помещения, которые можно было параллельно использовать как творческие мастерские, вовлекали художников, поэтов, музыкантов, журналистов и др. в детскую работу.
Однако для работы с детьми нужен был определенный склад характера. Таким образом в Андеграунде возникла прослойка педагогически ориентированных творцов. Надо отдать должное чиновникам, которые допускали к детям идеологически несоответствующих тому времени людей. Что касается родителей, то они, наоборот, тянулись к таким педагогам, живя в среде тягучего культурного ступора советской системы.
Занявшись преподаванием детям изобразительного искусства, дизайна и архитектуры, я озадачился разработкой соответствующей методологии, поскольку ни одна из существующих меня не устраивала. Разработка методологии преподавания детям искусства привела меня к созданию глобальной мировоззренческой системы, которую я условно назвал тогда ЕКЛ (единый квантификатор локусов). Технология ЕКЛ подвигла меня на создание инновационной образовательной системы - Эвристической образовательной среды.
Эвристическая образовательная среда
Концепция Эвристической образовательной среды разработана в 1983 году. С тех пор было сделано немало попыток фрагментарного внедрения технологий ЭОС в существующие структуры образования. На сегодняшний день можно констатировать, что чиновничья Россия и ее система образования не готовы к переменам и инновациям, которых требуют современный уровень развития цивилизации, продвинутая семья и современный ребенок. Развитие ЭОС шло в обход государства, опираясь на потребность, веру и волю семей, не желающих мириться с существующей системой образования.
В разные годы и в разных городах Советского Союза, России, ближнем и дальнем зарубежье были проведены педагогические и методологические семинары и презентации Эвристической образовательной среды.
9 января 1988 г. Начало регулярных занятий по курсам Эвристической образовательной среды.
5-18 августа 1988 г. Первая презентация результатов работы Эвристической образовательной среды и первый педагогический семинар Эвристической образовательной среды на Всесоюзном семинаре творческой педагогики "Авторская школа-3" в г. Ижевске.
25 июля-20 авг.1990 г. Первые выездные занятия в пещерный город Эски-Кермен в Крыму по программе "Тайник Вселенной". Работа с природными стихиями. Съемка фильма о программе "Тайник Вселенной" телестудией Первого канала ЦТ.
5 сентября 1990 г. Начало занятий в 1-б классе школы 1089 по программе "Тайник Вселенной" Эвристической образовательной среды, разработанной для начальных классов традиционных образовательных учреждений.
22 апреля 1992 г. Презентация концепции Эвристической образовательной среды и программы "Тайник Вселенной" в Доме Ученых.
1 октября 1993 г. Открытие школы "Атриум" по технологии Эвристической образовательной среды на улице Расплетина, д.1 СЗАО города Москвы.
3-10 ноября 1994 г. Организация и проведение первой международной выставки "Мир детства" в Экспоцентре на Красной Пресне. Презентация Эвристической образовательной среды на стенде выставки: концептуальная трехмерная модель, дидактический и методический материал, выставка детских учебных работ, мастер-классы, круглые столы, форумы, конкурсы.
Продолжение следует ...