создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания - тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Кандауров Отари Захарович

Однажды мы с Отари сидели у него дома в окружении огромных стеллажей с музыкальными дисками и кассетами, в которых Отари собрал впечатляющую коллекцию музыки. Гоняли чаи и обсуждали сценарий задуманного им Театра живописи. Отари поставил мне кассету и попросил подсчитать количество инструментов, исполняющих музыку, записанную на кассете. Он предупредил меня, чтобы я не обращал внимания на электронное звучание музыкальных инструментов. Я исправно, вслушиваясь в музыку, пересчитал инструменты и определил их в количестве четырех – что-то наподобие гобоя, флейты, скрипки и валторны. Тут он заявил, что эту музыку никто не играет.

Эту необычную кассету с музыкой подарили ему канадские хоккеисты, которые приезжали в Москву на знаменитую хоккейную суперсерию. Канадцам же эту музыку дали американские космонавты, записавшие на земной орбите волны трения солнечного ветра об атмосферу Земли. Затем волны этого трения были сдвинуты на звуковой диапазон обычного слухового восприятия. И зазвучала музыка.

У Рафаэля есть картина «Святая Цецилия». На картине изображена Цецилия, внезапно услышавшая божественную музыку сфер, которая полилась на нее с небес. Чтобы понять в каком состоянии находилась Цецилия, нужно хотя бы послушать ту кассету у Отари. Завораживающая в своей простоте и бесконечности эта музыка овладевает душой, и время перестает существовать. По характеру и форме музыка небесных трений на кассете Отари отдаленно напоминает полифонию фуги с ее имитациями вариативных тем. Позже я узнал о фракталах и фрактальной музыке.

Кандауров Отари Захарович родился в 1937 году в городе Кемерово, где его отец проходил практику после окончания института в Москве. В 1940 году семья Отари возвратилась в Москву. Родители Отари привили ему любовь к музыке, но его страсть к рисованию оказалась сильнее. В 1948 году Отари сам нашёл около зоопарка и Планетария городскую художественную школу и поступил в неё, совмещая с занятиями в общеобразовательной школе. Затем в 1951 году Отари перешёл в специализированную художественную школу при Суриковском институте и закончил её в 1956 году с серебряной медалью.

После ликвидации «Музея подарков Сталину» в залах Музея изобразительных искусств на Волхонке выставили импрессионистов и кубистов начала XX века. На Отари они оказали решающее влияние, направив его в сторону противоположную от соцреализма. В связи с этим возникли проблемы с поступлением в Суриковский институт. Пришлось через год поступать в МГПИ. На диплом Отари написал два портрета в рост (жены и профессора начертательной геометрии) и текстовую работу по методике и истории портретного искусства.

Отари был одним из лидеров авангарда, который в середине 70-х годов вышел из подполья и заявил о себе публично. Осенью 1976 года по предложению Отари в Горкоме графиков на М. Грузинской была создана секция живописи. Попытка организовать отдельный Горком живописцев не увенчалась успехом. В 1987 году Отари создал на М. Грузинской группу «Мир живописи» из молодёжи и выставлялся с ними ежегодно до конца существования зала. В разные годы Отари издал несколько монографий и альбомов на тему эзотерической христологии. С начала 80-х годов разработал и внедрял в жизнь проект «Театра живописи» - сценированного показа картин с игрой света, музыкой и аудиотекстами.