создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания - тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эти и другие разделы будут постепенно наполняться содержанием и снабжаться перекрестными ссылками.

Театр живописи

В начале 1983 года художники-нонконформисты Отари Кандауров и Сергей Потапов предложили нашей аудиовизуальной студии «Медиум» на улице Москвина принять участие в создании «Театра живописи». Идею такого театра развивал Отари, он же написал сценарий. Идея заключалась в том, чтобы устроить выставку живописи на основе синтеза искусств. С нашей стороны предполагалось ввести в этот театр сценографию, дизайн, мультивидение (полиэкранное искусство), цвето-кинетические эффекты, создаваемые аппаратом дизайнера Сергея Дорохина, и музыку композитора Михаила Чекалина. Решили назвать этот театр выставкой Космической живописи, соединив в ней физический и метафизический космосы.

Мы провели переговоры с редактором журнала «Техника молодежи» Захарченко Василием Дмитриевичем (1915-1999), которому эта идея показалась заманчивой, и он стал проталкивать выставку Космической живописи по официальным каналам. Это было время, когда после смерти Брежнева 10 ноября 1982 года, к власти в стране пришел Андропов, и в воздухе запахло надеждами на перемены. Выставку было решено провести в павильоне межотраслевых выставок (бывший Монреальский павильон, сейчас павильон «Москва») на ВДНХ (сейчас ВВЦ). Потапов и Кандауров проделали гигантскую и почти невозможную работу по сбору произведений изобразительного искусства со всего Советского Союза на тему Космоса, включая Микрокосмос. Под Микрокосмосом понимается мир, находящийся в точке Разума и Сущности Человека и разворачивающийся в противоположную от внешнего Космоса бесконечность.

Отари Кандауров сфотографировал старинные эзотерические, алхимические и антропоцентрические гравюры для больших листов, которые предполагалось развесить по всей выставке. Мы сделали проект и сценографию выставки, например, предложили закрыть один зал от света и в полной темноте хаотично развесить множество картин. Эти картины должны были в самых неожиданных местах то здесь, то там периодически высвечиваться под музыку, медленно появляясь из темноты, и затем постепенно исчезать в темноте подобно чеширским котам. Наверху входной парадной лестницы я предложил сделать ярчайший цветовой удар, поставив гигантскую стену, увешанную сплошным пестрым ковром из детских работ.

Яркие открытые краски, контрастные сочетания цветов, свободные формы линий и пятен входной стены призваны продемонстрировать микрокосмос, вылепленный детскими руками. Сквозь эту стену будто в зазеркалье посетители должны были просачиваться в анфиладу различных залов с разнообразной сценографией, музеографией, хеппенинговой и перфомансной инсталляцией, ивентом, акционизмом и прочими театральными действами живописи. Но главное, это сама живопись, явленная миру в масштабах космических, невиданная и неожиданная, действительно открывающая миры загадочного человеческого существования в обоих бездонных и непостижимых космосах.

Затея была слишком лихая, взрывная и шоковая для того времени. Подавляющее большинство художников, представивших свои работы для выставки, находилось под запретом и считалось вредоносным апологетом буржуазной идеологии. Вопрос с открытием выставки затянулся из-за неопределенности направления идеологической политики нового генсека Андропова. Все ждали июньского пленума ЦК КПСС, который должен был определить новую идеологию. Захарченко был ответственным за эту выставку и у него заранее не выдержали нервы. Он запретил показывать картины сомнительного содержания, особенно касающегося Микрокосмоса, оставив в основном изображения окружающего землю близкого и дальнего космического пространства. Также был отменен синтез искусств, а вместе с ним и театр живописи. В конце июня 1983 года эта выставка в виде обычной выставки живописи открылась под названием «Время - пространство - человек».

Что касается Захарченко Василия Дмитриевича, то, спустя год, карьерный нюх редактора журнала «Техника молодежи» неожиданно его подвел. Сочувствующий нонконформистскому и диссидентскому движению известный писатель-фантаст Артур Кларк сознательно подставил редактора Захарченко. В 1984 году Кларк прислал для публикации в журнал «Техника молодежи» первую часть своего романа «2010: Одиссея 2», в которой не было ничего крамольного. Зато в следующем номере журнала в продолжении этого романа летевшие на Марс космонавты имели фамилии лидеров диссидентов, сидевших в это время в лагерном заточении. Сразу после этой публикации радио «Би-Би-Си» поведало всему миру о проколе редактора и его цензоров. Захарченко тут же был уволен с поста главного редактора журнала.