Рудольф Штайнер о теории цвета Гёте
1 2 3 4 продолжение следует...
Если иметь художественный вкус, то можно представить, что зеленый цвет можно ограничить, а персиковый с границами не совместим. Теперь возьмем желтый и перенесем на плоскость. Ограниченный желтый трудно вынести душой. Нам хочется иметь в центре насыщенный желтый, а по краям его размыть, тогда он излучается.
Желтый излучается изнутри.
Ограниченный голубой цвет также нельзя вынести. Фра Анжелико выносит равномерную голубую плоскость, но это означает, что он вносит сверхчувственное, сверхземное в земной сфере. Голубой в сущности - полная противоположность желтого. Он хочет струиться от краев к середине. Желтый хочет быть насыщенным в середине и излучаться в стороны. Голубой насыщается к своим границам и уходит в себя самого. Так он открывается в своей сущности и находится в себе самом.
Голубой излучается внутрь.
Художник рисует то, что требует сам цвет. Красный уравнивает оба цвета, его можно рассматривать как плоскость. Если мы предоставим красному действовать согласно своей сущности, то мы можем сказать, что красный действует на меня как ровный красный.
Персиковый хочет распространяться. Красный не хочет ни излучаться, ни стягиваться. он остается спокойным красным. Он не напрягается и не суетится. Лиловый и персиковый должны постоянно пополняться, т.к. хотят улетучиться.
Черный и белый - это образы, они могут колебаться друг в друге, но они остаются как таковые. Персиковый мы должны тоже оставить таким, каков он есть, он старается улетучиться, и мы бессильны воспрепятствовать этому. Такова его природа. Она требует от него улетучиваться. Зеленый можно ограничить - такова природа зеленого. Если в зеленом имеется зеленое сгущение - это можно вынести. Зеленый остается сам по себе, т.к. он желает быть ограниченным. Персиковый не выносит наростов. Это чудовищно! Он будет пытаться немедленно растворить нарост и стать равномерным. Он стремится к равномерному звучанию. Зеленый не может излучаться. Мы не можем представить себе излучающую листву.