Содержание курсов Летней школы Тимофеича
Задача курсов Летней школы Тимофеича: дать представление о технологии включённого проектирования метазадачных пространств и ситуаций Эвристической образовательной среды.
Краткое содержание курсов Летней школы Тимофеича:
Эвристическая образовательная среда является особой динамической социокультурной пространственно-временной средой, позволяющей учащемуся взаимодействовать с ней на трёх ментальных уровнях: волевом, чувственном и интеллектуальном.
На волевом уровне развитие учащегося протекает в объёме метазадач, относящихся к жизнедеятельности человека. В основе этих метазадач лежит действие, практика, поступок. Такое действие должно выполняться быстро, уверенно и результативно без колебаний и сожалений со всей полнотой идущей изнутри и принятой на себя ответственности. Никаких теорий и объяснений. Действие и только действие, целесообразное, осознанное, рассчитанное и продуктивное.
Состав метазадач волевого развития: организация труда и жизни, средства и способы измерения всего и вся, безопасность, домоводство, практическая тектология, стратегия и тактика, организация пространства и времени, работа с информацией, коммуникативные упражнения, развитие восприятия, внимания, различных видов памяти и мышления, осознание форм, пространств и времени, самоконтроль и многое другое.
На чувственном уровне развивается образное симультанное мышление. Умение видеть целое в частностях, чувствовать характер происходящих процессов и явлений. Отслеживать ход событий и явлений. Преодолевать сопротивление любых материалов естественного и искусственного происхождения. И многое из того, что относится к искусству преображения и преобразования окружающего и внутреннего миров.
Состав метазадач чувственного развития: объёмно-пространственное конструирование и моделирование, ритмопластика, хореология, драматургия, игра, архитектура и дизайн, язык пластического пространства, секвенции, динамические искусства, проектирование форм и структур, композиция, опредмечивание процессов, рисунок, графические искусства, цветография, живопись, риторика, поэтика, звуковые искусства и многое другое.
На интеллектуальном уровне развивается понятийное секвенционное мышление. Изучаются законы, на которых зиждется мироустройство. Познаются естественная, социальная и искусственная природы вглубь и вширь. Постигается смысл вещей и явлений. Разрабатываются теории и способы их применения на практике.
Состав метазадач интеллектуального развития: космология, астрономия, физика, геология, география, химия, физиология, валентология, биология, социология, цивилиография, история, этнология, экономика, акмеология, психология, искусствометрия, культурология, кибернетика, технология, наукометрия, математика, философия, семиотика, мифология, метафизика, диалектика и многое другое.
Эти три вида метазадач слиты воедино в интегральные беспредметные метазадачи Эвристической образовательной среды. Для того, чтобы обучаться в Эвристической образовательной среде, необходим период адаптации к её технологиям, режиссуре, характеру ритмов и состояний, организационной и содержательной структуре и прочим.
В Летней школе Тимофеича задача адаптации не ставится. Мы будем исходить из того, что есть. Неадаптированные учащиеся в неподготовленной среде без автоматизированного управления, учителей среды, видов вниманий, системы навигации и прочего. В этих условиях мы будем фрагментарно решать ряд метазадач с целью получить общее представление об Эвристической образовательной среде.
Из волевых метазадач поработаем с фрагментами информационных и коммуникативных тренингов, некоторых элементов развития субъектности (тренинги памяти, внимания и прочего) и тренингов движения. Из чувственных метазадач возьмём фрагменты графических искусств, графического дизайна, композиции, инсталляции. Из интеллектуальных метазадач изучим фрагменты астрономии, физики, химии, биологии, физиологии, истории и культурологии.
Фрагментарность содержания курсов Летней школы Тимофеича условна, поскольку акцент преподавания и постижения курсов делается на основе понимания смыслов, объединённых единой метазадачей.