создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания - тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Образование в России

В 1861 году после отмены крепостного права началось развитие капитализма в России. Промышленная модернизация нуждалась в интеллектуальном ресурсе. Однако по статистическим данным начала 20 века в регионах России было 5% грамотного населения (в столице - 25 %). При этом расходы на образование на душу населения в Российской империи составляли 21 копейку (в Англии для сравнения - 2 рубля 84 копейки). Кого же можно было считать грамотным в те времена, если те, кто умел, например, писать, не мог прочитать ни единого слова. Обладающего умением писать при этом называли всякого, кто был способен хоть как-то накарякать свою фамилию.

В царской России массовая востребованость грамотных кадров, умеющих читать, писать и считать не была решена. Закон о всеобщем начальном обучении, предлагаемый периодически первыми тремя Государственными Думами с 1906 по 1912 годы настойчиво блокировался Госсоветом. Третьей (столыпинской) Думе, несмотря на то, что ее называли Думой народного просвещения, осуществление образовательной реформы оказалось не по силам.

Еще в 1902 году Столыпин Пётр Аркадьевич (1862-1911), став губернатором города Гродно, пытался провести реформу по сельскохозяйственному образованию крестьян, но встретил яростное сопротивление крупных землевладельцев. Князь Святополк-Четвертинский заявил Столыпину: «Нам нужна рабочая сила человека, нужен физический труд и способность к нему, а не образование. Образование должно быть доступно обеспеченным классам, но не массе».

В мире ничего не меняется. Спустя век, уже в наше время качественное современное образование по-прежнему «доступно обеспеченным классам». Оно стало дорогостоящей услугой. Устаревшая система образования требует вложения огромных финансовых, технологических и других ресурсов. Социодинамическая реформа основ образования может оптимизировать расходы на образование в разы, сделать всеобщее образование открытым, высокотехнологичным и перспективным и тем самым поднять качество жизни граждан. Но для этого руководству страны самому не хватает соответствующего образования и сильной воли.

26 декабря 1919 года уже в большевистской России была принята государственная программа ликвидации безграмотности (ликбез) с целью научить читать, писать и считать все население России в возрасте от 8 до 50 лет (декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР»). 19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) по ликвидации безграмотности. 14 августа 1930 года в СССР было введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет (Постановление ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении»).

Ликбез. Плакат. 1918 год

К началу 40-х годов уровень грамотности в большинстве областей и округов РСФСР удалось поднять выше катастрофического. Согласно переписи населения СССР 1959 года задача искорененния неграмотности советского народа была практически полностью выполнена. Остается только разобраться, что значить быть грамотным.

В марте 2008 года ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) проверил состояние грамотности в России. Проверка проводилась в 46 регионах России среди случайно выбранных 1600 человек с разным уровнем образования, включая высшее. Для проверки были взяты 8 простых вопросов по русскому языку из Единого госэкзамена выпуска 2007 года. На все вопросы правильно ответили всего 4% россиян.

Продолжение следует ...

Тимофеич.