создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эти и другие разделы будут постепенно наполняться содержанием и снабжаться перекрестными ссылками. Если Вы заметите неточности в записи, сообщите мне, я поправлю.

Бунин Андрей Владимирович

(1905 – 1977)

С 1942 года и до последних дней жизни Бунин Андрей Владимирович читал в Московском архитектурном институте курс истории градостроительного искусства. В годы моей учебы в МАРХИ Бунин читал нам также курс истории искусств. Он был крупным знатоком истории мирового искусства, архитектуры и градостроительства. Бунин также принимал у нас экзамены по своему курсу. Он влепил мне двойку за экзамен, за то, что я не ответил на единственный его вопрос. После того как я рассказал ему о гипподамовской планировке Милета и упоминания об извилистой реке Меандр, он вдруг спросил, как называются горы, откуда река берет начало и как называется залив, куда она впадает. Я не смог ответить и до сих пор не могу согласиться с таким излишне подробным знанием. Эту двойку я через пару дней пересдал на пятерку, но название Микальских гор и Латмийского залива я помню до сих пор.

Лекции по истории искусств и архитектуры читались в Красном зале в полумраке, поскольку сопровождались большим количеством слайдов на огромном экране от потолка до пола сцены. От этого полумрака иногда тянуло спать, и многие клевали носом. Рассказывая о картине Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», где в самом низу изображена маленькая собачка, Бунин – довольно высокий и объемный человек, рухнул на четвереньки на уровень собачки и стал умиляться этой собачкой, обращая наше внимание на то, что на этой картине только у этой собачки человеческое лицо с живыми глазами.

Он объездил весь мир и все, что он показывал нам на экране, он видел в оригинале. Он много рассказывал нам о своих путешествиях и приключениях. Бунин рассказывал как, стоя перед картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна» с фарфоровой трубкой в зубах, настолько был захвачен глубиной этой картины, что надолго забылся. Вдруг он ощутил, что его трясут за плечо и зовут: «Mein Herr, mein Herr,…». Придя в чувство, он понял, что не услышал, как трубка, которая была драгоценным подарком какого-то короля, выпала у него изо рта, упала на пол и разбилась на мелкие кусочки. «О, meine Pfeife!» - закричал от внезапного горя Бунин и всплеснул руками.

Бунин Андрей Владимирович родился в Воронеже 15(28) марта 1905 года. С 1915 г. жил в Новом Осколе. В 12 лет Бунин принял участие в уездной выставке художественной самодеятельности. Уездный исполнительный комитет обратил внимание на юного художника и решил помочь ему продолжить художественное образование. Его работы были отправлены в Курск, а затем по ходатайству губернского Отдела народного образования нарком образования Луначарский А.В. разрешил Бунину бесплатно продолжить образование в Москве. В 1925 году Андрей Владимирович Бунин поступил на архитектурный факультет ВХУТЕМАСа - Высших художественно-технических мастерских (бывшее название МАРХИ).

После окончания мастерских Бунин пришел к мысли, что строительство городов является особым видом искусства. Отечественную историю градостроительного искусства он считал нетронутой целиной, уникальные ценности которой не только не исследованы, но и требуют защиты от уничтожения. Он возглавил президиум Дзержинского совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Москве. Также Бунин был членом комитета ЮНЕСКО по охране памятников культуры и исторических мест.

В 1931 году в журнале «Советская архитектура» №3 Бунин впервые опубликовал свою статью «Архитектурное оформление города». В 1935 году в соавторстве с М. Г. Кругловой была написана книга «Архитектура городских ансамблей. Ренессанс». В 1940 году вышла его книга «Архитектурная композиция городов». В 1945 году Бунин написал книгу «Градостроительство». В 1979 году вышел его двухтомник «История градостроительного искусства», издание которого завершила после его кончины профессор МАРХИ Татьяна Федоровна Саваренская.