2012 год - август: Барселона и окрестности
Гауди открыл мне новое направление в моих размышлениях об архитектуре.
Искупительный храм Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Familia)
Барселону стоит посетить ради храма Святого Семейства Антонио Гауди. Не с настроением туриста, жаждущего получить побольше интересных фактов. А по-другому. Включить на полную все органы чувств. Гауди создал особую пластику и размерность пространства храма, которую можно ощутить, лишь непосредственно присутствуя в нём. Здесь надо настроиться и почувствовать, как Гауди посредством своего понимания архитектуры буквально вручную слепил пространства, способные влиять на формирование мироощущения человека.
Гауди писал: «Зрение это чувство света, пространства и пластического строя; видение – это простор; оно включает и то, что есть, и то, чего нет». Каждый человек имеет своё собственное «то, чего нет», которое расширяет горизонты его видения. Архитектура масштаба Гауди способна оказывать влияние на «то, чего нет» каждого человека и обогащать его мировоззрение.
Барселонцы полны решимости успеть достроить храм к 10 июня 2026 года - столетию со дня внезапной кончины его создателя. В 2008 году культурная элита Испании высказалась против продолжения строительства храма. Я считаю, что храм нужно достроить, несмотря на отсутствие полностью готового проекта храма. Такого проекта не могло быть, потому что, создавая храм, Гауди экспериментировал и импровизировал на ходу. Всё же Гауди хотел построить храм, а не памятник себе. Он в любом случае будет вечным памятником мастеру, давшему миру уникальный опыт понимания материала, света, пространства, пропорций, гармонии, человека, веры, бытия и многого из того, что составляет величие и таинство архитектурного искусства.
Два фасада храма: сверху северо-восточный, снизу юго-западный (храм ориентирован по береговой линии). Северо-восточный фасад Рождества полностью выполнен Гауди, юго-западный фасад Страстей - построен по его моделям и эскизам.
Скульптуры фасада Страстей выполнил в 1986 году каталонский художник, сценограф и скульптор Жузеф Мария Субиракс (каталонское произношение), который проигнорировал пластическую стилистику Гауди, за что барселонцы окрестили его скульптурную композицию «звёздными войнами». Уникальное творчество Субиракса, заслонённое популярностью Гауди, должным образом не оценено. Субиракс привнёс в архитектуру храма амбивалентность как архетип художественного мышления. Драматизм амбивалентности пронизывает храм на всю глубину его существа, сплавляя воедино судьбы Христа, Гауди и самого храма.
Судьба Иисуса Христа явила миру истину, что пребывание человека в этом мире не ограничивается периодом между его рождением и смертью. Сила, дарующая человеку жизнь, сигналит задолго до его рождения пророчеством, намерением, побуждением. На этой силе держится инстинкт продолжения рода. Эта сила вьёт кружевные нити генов. Индивидуальность, уникальность, единственность каждого человека существует благодаря его рождению и смерти. Несмотря на то, что благодаря своему рождению человек получает индивидуализированную силу как дар, эта его индивидуализированная, сугубо личная сила должна стать его достижением. Иначе смерть сделает индивидуальную жизнь человека бессмысленной. После смерти человека влияние его индивидуализированной силы в этом мире долго не угасает. Сила великих людей влияет на этот мир вечно.
Понимание истины рождения и смерти – вещь непростая. Её обсуждение стоит того, чтобы посвятить этому отдельный раздел на сайте. Однако между информацией, знанием, пониманием, принципом, образом жизни, самой жизнью и личной силой лежит разница глубиною в пропасть.
Антонио Гауди задумал храм как синтагму христианской веры – систему фундаментальных канонов христианского вероучения. Пространство храма простроено в духе топографического символизма, оно бесконечно многомерно и стягивает в своё средокрестие по выражению константинопольского энкомиаста Иоанна Геометра (930-990) «все красоты Вселенной».
По глубине понимания взаимодействий геотектонических и космических сил, участвующих в создании архитектурных пространств, нет равных древним грекам, создавшим классический архитектурный ордер. Сотворить что-либо подобное в современной архитектуре возможно лишь объединёнными усилиями людей всех профессий. Практически это невозможно, поскольку в современном мире даже в рамках одной профессии нет единодушия и взаимопонимания. Тем значимей явствует творческая дерзость Антонио Гауди, решившего в одиночку укротить земные и космические силы при создании стройной тектонической системы храма Святого Семейства.
Магический квадрат за спиной Христа, изображённого в момент, когда его поцеловал Иуда. Квадрат не совсем канонический, поскольку в нём есть две пары одинаковых чисел и отсутствуют числа 12 и 16. Сумма четырёх чисел в 42-х различных симметричных сочетаниях составляет 33 - возраст жизни Христа. Этот квадрат - производный от магического квадрата на гравюре «Меланхолия 1» Альбрехта Дюрера, где сумма чисел равна 34.
Дом Бальо (Casa Batllo)
О колоннах, заслоняющих дверной проём, стоит поговорить отдельно.
Парк Гуэля (Park Guell)
Собор Святого Креста и Святой Евлалии (La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia)
Католический кафедральный собор построен в 1420 году в готическом стиле. Посвящен Животворящему Кресту и Святой Евлалии Барселонской.
13 белых гусей во внутреннем дворе собора. Их количество соответствует возрасту Евлалии. 13-летняя Евлалия приняла мученическую смерть 12 февраля 304 года во времена кровавых гонений на христиан по эдиктам римского императора Диоклетиана (284-305).
Улицы Барселоны
Рынок Санта Катарина (Mercat Santa Caterina)
1846 год, архитектор Джозеф Мас Вилла (Josep Mas Villa).
Декор фасада и разноцветную крышу сделал архитектор Энрике Мирайес (Enric Miralles i Benedetta).
Переход между Домом Каноников и Домом Правительства турбизнес нарёк «Мостом вздохов»
под Венецианский образчик. И готика образца 1926 года архитектора Хуана Рубио.
Площадь Святого Мартина Юстуса со средневековым фонтаном и Базиликой Святых Юстуса и Пастора 14 века.
Слева - Музей Современной Культуры Барселоны (CCCB), справа - церковь Святой Марии Монталегре.
Музей Современной Культуры Барселоны (CCCB) - внутренний двор.
Здание библиотеки Факультета Коммуникаций Бланкерна при университете Раймонда Ллулия.
Уже уезжая из Барселоны на электричке, случайно встретили семью Поповых: Инну, Машу, Соню и Аню.
Тимофеич