создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания - тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Потапов Сергей Владимирович

Есть люди-медиумы. Они связывают людей друг с другом. Они берут нужные по своему усмотрению нити разных людей и связывают их в узелки, соединяя людей между собой. Для меня Сергей Потапов является таким медиумом. Однажды от его имени в три часа ночи мне позвонил незнакомый человек, невольно запустив тем самым какую-то мистическую цепь случайных событий, закончившихся моим изучением Тай Цзи в Институте Востоковедения.

У Сергея на кухне стояли толстенные рулоны из немереного количества свернутых кухонных клеенок. Он писал свои картины на обратных сторонах этих клеенок, покупаемых на провинциальных базарах. Сергей называл их ковриками. Однажды мы сидели с ним на его кухне, и говорили о символах. Он рассказывал мне о системе символов Генриха Людвига, иллюстрируя рассказ своими работами, отслаивая их от рулонов и бросая на середину кухни. Эти работы были очень подробно и скрупулезно детализированы и тщательно прописаны, и я не успевал их, как следует осматривать.

Сергей Потапов. Метафизический пейзаж. (105 х75). 1976 г. клеенка, масло

Сергей набрасывал картины друг на друга, пока из них не сложилась высокая гора. Дотягиваясь до очередного рулона, он ходил ногами прямо по картинам, приводя меня в ужас, на что Сергей успокоил меня, сказав, что клеенка - довольно прочный и гибкий материал. Богато насыщенное содержание и тщательно продуманная и сложная композиция символических образов его картин, которых он называл «астральными пейзажами», требовала невероятного труда и больших временных затрат. В пространстве одной картины можно было безнадежно утонуть. Удивительно, когда он успел написать столько картин. Еще удивительнее было то, что совокупное пространство из всех внутренних пространств картин Сергея Потапова отражало невероятное пространство его мировоззрения.

Потапов Сергей Владимирович родился в 1947 году в Риге, в семье архитектора. В 1970 году окончил Строгановское училище. В Строгановке Сергей познакомился с профессором Генрихом Людвигом, который открыл ему мир символов.

Генрих Людвиг (1878-1973) - теоретик и практик архитектурного авангарда. В 1937 году Людвиг стал жертвой политических репрессий и отсидел в Сталинских лагерях до 1956 года. Он выжил в жестоких условиях лагерей благодаря своим эзотерическим знаниям. Вдобавок его щадили за то, что он лечил начальников лагерей и их жен с помощью тибетской медицины. Выйдя на свободу, Людвиг занялся экспериментами по созданию персонального символического языка и вел полулегальный кружок изучения герменевтики символов для студентов Строгановки. Это был факультативный курс, и на занятия ходило не более пяти студентов. Человек глубочайшей мудрости и опыта, он посвящал кружковцев в тайный смысл древних пиктограмм, мифов, легенд.

На основе глубокого знания символического языка, полученного от Генриха Людвига, Сергей Потапов развивает персональный художественный стиль, получивший название «постсимволизм». В 70-х годах Сергей принимает участие в движении нонконформизма, участвует в квартирных выставках. С 1976 года участвует в выставках неофициального искусства на Малой Грузинской, 28. В марте 1980 года состоялась первая персональная выставка в ДК имени Курчатова, которую спустя три дня запретили спецслужбы КГБ, так как в его концептуальных работах был усмотрен политический подтекст, а также мистицизм.

В 1972-1974 годах Сергей участвовал в создании первых московских перформансов с театром движения Валерия Мартынова на базе экспериментальной музыкальной студии музея Скрябина. Художник вместе с движущимися актерами выстраивал динамическую мандалу с помощью картин-мандал, формирующих периметр пространства-действия, выражающих определенные состояния сознания. В 1983 году совместно с Отари Кандауровым и нашей аудиовизуальной группой «Медиум» реализовывал проект «Театра живописи».