создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эвристическая образовательная среда


Школа Тимофеича

2020-2021 учебный год

Мы закончили 2020-2021 учебный год. Главное внимание в этом учебном году мы уделили тщательной подготовке в базовых дисциплинах с достаточным количеством тренингов. Большинство учеников после начальных классов в государственной школе имеют недостаточную базовую подготовку для продолжения получения качественного образования.

Тренинги внимания.
Работа с массивами чисел.

Проще и успешнее всего закладывать детям базовые дисциплины с самого начала. Сложнее, когда к концу начальной школы они будут не проработаны. Этот пробел у подавляющего большинства детей остаётся потом на всю жизнь. В учебных планах старших классов помощь в устранении этого пробела не предусмотрена. На усвоение обширных знаний школьных предметов тратится десяток лучших лет детства. Без надёжной базы все знания и навыки растают без следа во взрослой жизни.

Получается цепочка: недостаточные базовые навыки – школьные предметы плохо усваиваются – итоговые экзамены проводятся по 2-3 предметам - семьи тратят дополнительные и немалые усилия, чтобы дети поступили в колледж или институт и проложили себе путь в профессиональную жизнь – и в конце цепочки большинство взрослых напрочь забывают школьные знания.

Тренинги чтения.

Учебные предметы в государственных школах плохо усваиваются не только из-за отсутствия базовой подготовки, но и от линейно-системного преподавания дисциплин, запутывающего понимание сложного содержания предмета, и пагубного оценочного подхода, нацеленного на констатацию факта усвоения-неусвоения вместо устранения пробелов усвоения.

Линейно-системное преподавание дисциплин означает преподавание учебного предмета без связи не только с другими предметами, но и между разделами и темами внутри одного предмета. Поясню это на примере преподавания математики. В математике нам пришлось целый год избавляться от того понимания математики, которое навязала детям государственная школа. Пришлось вернуть всех детей к азам математики и методично прояснять, что на самом деле означает «1+1».

В этой арифметической записи просматриваются аналогии с множеством фундаментальных структур мира, например, со Стандартной моделью в физике или Таблицей Менделеева в химии. Для шестиклассников пришлось исправлять навязанное им государственной школой понимание «простой дроби». В этом ключе пришлось также поменять нелогичную последовательность изучения математики в государственных школах. Например, десятичные дроби логичнее изучать не после простых дробей, а в процессе правильного усвоения десятичной системы счисления.

Макетирование.

В нашей школе курс базовой подготовки является метазадачей «Ликбез». Она проводится с учётом индивидуальных способностей до тех пор, пока каждый ученик не освоит её в достаточной мере. В нашем понимании ликбез ставит задачу не только научиться писать, читать и считать. Гораздо важнее научить детей быть нацеленными на получение знаний и навыков, развить способность к этому, «уметь умнеть».

В метазадаче «Ликбез» разработан комплекс тренингов воли, памяти, речи, внимания, аналитического и системного мышления, функциональной грамотности, пытливости, воображения и других способностей. Это фундамент, база, необходимый ресурс настоящего ученика. В государственной школе нет специального предмета наработки базовых учебных навыков.

Ликбезом и только им в самом примитивном его понимании с 1 по 11 классы в общем и по сути занимается государственная школа. «Писать, читать и считать» - являются единственными главными задачами государственной школы. «Считать» – это предмет математики, а «писать и читать» – русского языка. Причём в русском языке упор делается на «писать». По этим двум предметам – математике и русскому языку, как главным, выполняется итоговая аттестация. Предметы науки – физика, химия, биология, география, история в государственных школах изучаются большинством учащихся как «читать», а не как «знать».

Тренинги рассказывания.

Почему я сравниваю нашу школу с государственной? Ученики нашей школы в разной степени привязаны к государственной школе. В нашей работе приходится иметь дело с издержками образования и воспитания, в том числе с издержками государственного школьного образования. На устранение этих издержек в нашей школе тратится очень много времени и сил. Моих и детей. Детям труднее.

В государственной школе каждый ученик работает по учебному плану в зависимости от возраста, поэтому учебной единицей является класс. В нашей школе учебный план непрерывно корректируется и составляется по результатам выполнения учебных заданий, потому что учебной единицей является ученик. У нас в одной группе занимаются дети разных возрастов и классов. Практика показывает, что по некоторым творческим и интеллектуальным направлениям учебной деятельности и выполняемым объёмам задач, дети 3 класса, например, могут заметно опережать детей 6 класса.

Парный диктант.

В государственной школе существуют три основных вида аттестаций: текущая, промежуточная и итоговая.

Текущая аттестация с ежедневными оценками классных и домашних работ противоречит семейному образованию. В семейном образовании она не предусматривается и нецелесообразна. Либо семейное образование, либо текущая аттестация.

Промежуточная аттестация проводится в специально аккредитованных на это школах один или несколько раз в год. В семейном образовании и самообразовании промежуточная аттестация является добровольной и необязательной.

Обязательная итоговая аттестация с получением аттестатов сдаётся в конце 9 и 11 классов.

По итогам промежуточных аттестаций выставляются оценки. Зачастую оценки аттестаций не соответствуют реальной успеваемости детей. «Успеваемость - степень полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы». /Энциклопедия социологии/.

Мартинки на 1 марта.

Странное слово «успеваемость». В нём проглядывается злотворная сердцевина учебного плана государственной школы. Есть такой плеоназм: «Кто не успел, тот опоздал». Если пропустил урок, не успел усвоить, понять тему урока, то опоздал. В слове «успеваемость» не слышится слово «успех» или «успешность». Например, «преуспеть» означает добиться успеха. Однако в «успеваемости» скорее слышится именно выполнение в срок, срочность. В учебном плане в знаменателе стоит время, количество учебных часов на предмет, Такова формула скорости. Количество, а не качество. Это не «успешаемость», а именно «успеваемость» от слова «успеть», формальная прогонка учебного плана, попросту гонка.

Успеваемость торопит не только учеников, но и учителей. Скрупулёзность, вдумчивость, вникание, привыкание, прочувствование, вживание и прочее сюда не вписываются. Дети по-разному усваивают знания, а требование учебного плана одинаково ко всем. Допустим, успел освоить учебный план и в итоге получил красный аттестат, но затем все школьные знания и умения во взрослой жизни выветрились. Где же прочность знаний и умений? Куда девалась полнота, глубина и сознательность? Зачем и куда спешили? Учебный план по своей природе и по своим понятиям заменил понятие «усвояемость» на «успеваемость».

В нашей школе работа учеников оценивается накопительными баллами. Такие баллы отражают количество и качество вложенного каждым учеником ученического труда. Они показывают в целом, как трудился ученик на протяжении определённого периода обучения, в каких учебных предметах он буксует или преуспевает.

У нас есть понятие «идеальный ученик» - тот, кто выполнял все учебные задания и делал это на отлично. Он за этот учебный год набрал 1886 баллов. Можете сравнить со своими баллами с учётом того, что некоторые наши ученики занимались не с сентября.

Новый год.

Тимофеич