проект эвристического города - обучение детей и взрослых - проектирование жилого дома - метафизика и мировоззрение - алхимия тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эти и другие разделы будут постепенно наполняться содержанием и снабжаться перекрестными ссылками.

Принцип Москвы

По словам редактора «Московских ведомостей» конца 19 века Каткова М.Н.: «Москва - это не город, это принцип». И это действительно так. В чем же заключается Принцип Москвы?

Происхождение Москвы не как поселения, а как столицы Империи было связано с очень серьезными геополитическими задачами. Попытка решения этих задач была предпринята царями Андреем Боголюбским и Иваном Третьим.

Первая попытка была пресечена 29 июня 1174 года предательским убийством царя Андрея Боголюбского в Боголюбово.

Вторая попытка была пресечена 18 мая 1606 года предательским убийством царя Дмитрия Ивановича в Москве.

Подробный анализ геополитической ситуации тех времен будет изложен на отдельной странице в разделе «Судьба России».

Романовы организовали второе убийство и затем фальсифицировали историю в попытке оправдать легитимность своей власти. После чего они продолжили строить Империю, но со своим геополитическим видением, в котором Москва уже не играла такую ключевую роль. Поэтому впоследствии в 1712 году Петр Первый перенес столицу в построенный им Санкт-Петербург. Большевики, возвратив столицу в Москву в 1918 году, стали строить Империю по своему разумению. Внутри обеих империй был заложен механизм раскола российского общества. В одной империи он вылился в братоубийственную гражданскую войну, погубившую империю, в другой - в распад СССР (не только территориальный). Новая Россия не сделала никаких выводов из уроков истории – механизм раскола продолжает наматывать обороты.

Какую Империю построили Романовы и большевики мы хорошо знаем. А вот об Империи, затеянной еще в самом начале 12 века Андреем Юрьевичем, сыном Долгорукого и внуком Владимира Мономаха, благодаря стараниям придворных романовских фальсификаторов истории, мы не знаем. Тем не менее, один из этих присяжных историков В.Ключевский расценивает деятельность Андрея Боголюбского как его попытку «произвести переворот в политическом строе Русской земли». На самом деле это была не попытка переворота в политическом строе Романовского толка, а попытка создать Империю нового типа. Подробное описание Империи, задуманной прогрессивными правителями тех времен, будет изложен в разделе «Идея Андрея Боголюбского».

Идея Империи и ее столицы была заложена помимо прочего в планировку Москвы и в объемы сооружений, которые были построены Андреем Боголюбским во Владимире и прилегающих землях и Иваном Третьим в Москве и прилегающих землях. Не случайно итальянский архитектор Аристотель Фиорованти, приглашенный в Москву Иваном Третьим и его женой Софьей - племяницей последнего Византийского императора Константина XII, построил в 1479 году главный кафедральный храм Москвы Успенский собор в Кремле по подобию Успенского собора во Владимире, построенного Андреем Боголюбским в 1160 году. Кстати сказать, в строительстве Успенского собора во Владимире принимали участие приглашенные Андреем Боголюбским мастера из Священной Римской империи.

В форме планов и сооружений просматривалась продуманная пропорциональная система. Пропорции форм, т.е. отношения размеров формы между собой, обычно связывают с понятием красоты и гармонии. В красивых формах лежат сочетания симметрии и золотого сечения, что способствует наилучшему зрительному восприятию. Пропорции золотого сечения считаются проявлением совершенства отношений целого и его частей. Все это правильно, но не отражает суть. На самом деле пропорции – понятие астрологическое.

Астрология работает с количествами и качествами (см в разделе «Мировоззренческие системы» рубрику «Единая мировоззренческая система Единого»). Понятия количества и качества в астрологии отражают напряженность, вызванную проявлением сил и силовых полей во Вселенной. Количественные отношения форм заряжены энергией. Эти энергии оказывают воздействие на человека, на его внутренний мир и на его сознание. Вот почему были так важны пропорции и серьезное к ним отношение при построении пространства столицы Империи. Это понимали те, кто закладывал основу Империи. Это, к сожалению, не понимают те, кто сейчас строит Москву. Включая подавляющее большинство архитекторов. Астрологическая теория пропорций будет раскрыта в разделе «Мировоззренческие системы».

Пропорциональная система, соответствующая задачам Империи, заложена во множество сооружений и пространств того времени, например, в ансамбль Кремля и Красной площади. Композиционным центром ансамбля является построенный в 1561 году Храм Покрова на рву (храм Василия Блаженного), который Брунов Н.И. охарактеризовал как «Каменный образ прекрасного и совершенного града».

Храм Покрова на рву (Собор Василия Блаженного) в Москве.

Храм Покрова на рву (Собор Василия Блаженного) в Москве.

Храм Василия Блаженного ставился не только как композиционный, геометрический, структурный и монументальный центр Москвы. Он задумывался еще и как идейный центр не только Москвы, но и всей Империи и даже всего мира. Вскоре после строительства храма Василия Блаженного были возведены многоярусные шатровые навершия на плоских к тому времени башнях Московского Кремля, приведя архитектуру Кремля в соответствие с геополитическим замыслом.

В градостроительстве существует понятие точки, способной удерживать планировочную структуру. Именно в этой точке и был поставлен Храм Василия Блаженного, который держит московскую структуру вплоть до Земляного вала (Садового кольца). Кстати сказать, с расширением Москвы до границ Камер-Коллежского вала структурный центр Москвы сместился на место Храма Христа Спасителя. После того как в 1931 году храм был взорван, структура Москвы стала распадаться. О структурных точках современной Москвы будет изложено на отдельной странице.

Одним из основополагающих и значимых для Принципа Москвы сооружений является Храм Вознесения Господня в Коломенском, построенный в 1532 году итальянским архитектором Петроком Малым в честь рождения царя Ивана Четвертого. Храм Вознесения является концептуальным сооружением, архитектурной программой и эталонной матрицей для последующих сооружений Империи. Собственно говоря, храм Василия Блаженного и был построен по этому эталону. В Храм Вознесения вложена система таких композиционных принципов как, например: принцип ярусности, композиционное нарастание вверх форм и ритмов, символика чисел, идея шатра и другие. Подробно о пропорциональной системе Храма Вознесения в Коломенском будет изложено на отдельной странице раздела «Принцип Москвы».

Продолжение следует ...

Тимофеич