создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование жилого дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Оригинальность в современной архитектуре

«Истины, которые Любищев еще недавно защищал как оригинальные, завтра становятся банальными». /Даниил Гранин. «Эта странная жизнь»/

Архитектор Филипп Джонсон (Philip Johnson) - творец оригинального. <br>Фотограф: Josef Astor, 1996 для Vanity Fair, июль 1996.

Архитектор Филипп Джонсон (Philip Johnson) - творец оригинального.
Фотограф: Josef Astor, 1996 для Vanity Fair, июль 1996.

Понятия «оригинальное и банальное» впервые начали обсуждаться с эстетической точки зрения в эпоху расцвета массовой культуры, когда первостепенным стало удовлетворение вкусов общества массового потребления и все культурно-эстетические ценности были переоценены. Серийное производство предметной среды в эпоху становления массовой культуры противопоставлялось художественному индивидуализму. В индивидуальном человеке стали искать общечеловеческие ценности, которые должны были усилить индивидуальность человека. Сегодня мы можем видеть, к чему это привело. Проектирование архитектурных объектов перестало учитывать человеческий фактор в угоду общепринятым стандартам, основанным на технологической целесообразности. «Человеческое, слишком человеческое!» - сокрушался Фридрих Ницше.

Флуктуации оригинального и банального можно рассмотреть на примере исторического отношения к декору в архитектуре. В период модернизма в первой половине 20 века украшательство и декор, не связанный с «правдой» вещи, называли преступлением. Согласно провозглашенному в то время Адольфом Лоосом манифесту «орнамент – это преступление» любое декорирование архитектурных зданий считалось проявлением банальности и заурядности. Оригинальный декор модерна был объявлен нефункциональным и старомодным. Оригинальное стало банальным.

В период пост-модернизма во второй половине 20 века, наоборот, архитектуру стали трактовать как «декорацию, покрывающую кров» (выражение Роберта Вентури). Возвращение декора в архитектуру было замечено Чарльзом Дженксом на верхушке сугубо функционального здания AT&T в Нью-Йорке архитектора Филиппа Джонсона. Это позволило Дженксу развить идею стилистической перемены в архитектуре. Выходит, что один из лидеров модернизма, «гений стеклянных коробок» Филипп Джонсон в этом здании похоронил модернизм. От декора подуло свежим ветром. Банальное стало оригинальным.

Филипп Джонсон. Здание AT&T в Нью-Йорке

Филипп Джонсон. Здание AT&T в Нью-Йорке.

Понятие «банальное» ввел в эстетический обиход Гюстав Флобер. Это понятие было вынуто из языка феодальной юриспруденции. Но негативный оттенок оно имеет в наше время. Тогда понятие «банальное» относилось к тому, что находится в общем пользовании, например, «банальный участок» - это участок земли общего пользования. Теперь банальное означает несовременное, затертое, предсказуемое, скучное.

В современном обществе массовое потребление материальной и духовной культуры породило парадоксальный феномен банальности. Любая новизна и оригинальность требует массовой распродажи. При этом общее распространение и пользование первоначально оригинальных товаров и услуг мгновенно превращает их в банальные и обиходные. С другой стороны, наоборот, ценность продвигаемых объектов потребления не может быть широко востребована, если она недостаточно раскручена и не введена в сознание массового потребителя. Причем, чем более продукты массового потребления становятся обиходными, распространенными и навязчивыми, тем более уникальные и положительные ассоциации они вызывают у потребителей. Таким образом, в сознании потребителей возникает представление о ценности массового продукта, который обладает характеристиками общеизвестности, престижности, легкой узнаваемости, глобальной распространенности, т.е. банальности.

Таков парадокс, чтобы не казаться банальным, архитектору приходится творить в контексте общепринятого стилистического направления. Иными словами, равняясь на чужую оригинальность, не проявлять свою. В архитектуре на сегодняшний день выделились основные законодатели архитектурной моды, опорные стилисты архитектуры, чьи работы определяют жанр архитектурной новизны. Равнение на бренд сегодняшних архитектурных звезд поднимает репутацию и служит своеобразной гарантией качества архитектурного сооружения. Перечислять брендовых архитекторов наших дней нет смысла. Их имена пестрят на глянцевых страницах всех гламурных архитектурных журналов. Эти журналы лежат на рабочих столах московских архитекторов, старающихся подтянуться к брендовой оргинальности. В результате, с архитектурного лица столицы нашего Отечества постепенно стираются ее оригинальные черты.

Тимофеич

Страница находится в режиме наполнения и редактирования ...